Метод диктанта

  • Выборочный (на определенную орфограмму);
  • Комментированный

«Кофейня была устроена на застекленной терраске». Устроена – краткое причастие, поэтому пишется с одной Н.

Эффективен на первоначальном этапе формирования навыков грамотного письма, поскольку больше, чем все другие виды упражнений, сближает момент воспроизведения правила и момент реализации его на практике, что сокращает путь от правила к письму.

Комментирование должно быть развернутым. Только констатация фактов не позволяет осознать процесс выбора написания. Должны комментироваться опознавательные признаки орфограммы.

Комментирование имеет смысл лишь тогда, когда орфограмма затрудняет многих учащихся. В этом случает целесообразно проанализировать орфограмму коллективно, дать образец объяснения.

Для закрепления использовать и другие методы и приемы.

  • Распределительный (по орфограммам, по выбору буквы; слуховой/зрительный)

П р и м е р

Выпишите в 3 столбика слова, соответствующие правилам написания Ь
Обозначение мягкости Письмо больница Разделение морфем Ручьи Мересьев Обозначение грамматической формы Режьте бежишь

П р и м е р

Я буду читать предложение. Ваша задача – выписать словами с орфограммой, которую мы только что изучили. Не допускайте ошибок.

  • Диктант «Проверяю себя».
  • Диктант-транскрипция (с буквенным переводом);
  • Зрительный диктант:

П р и м е р. Упражнение на тренировку зрительной памяти (использовалось для подготовки шпионов). На доске крупно записывается языковой материал. Ученики 10-15 секунд всматриваются. Запись закрывается. Ученики закрывают глаза, мысленно воспроизводят запись, мысленно стирают слово по букве. Записывают в тетрадь. (Начинать с 1 слова)

П р и м е р. «Сфотографировать» словарные слова и через минуту записать по памяти или под диктовку.

· Минутка чистописания: 10 слов, скороговорка, предложение для записи без помарок.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА – направлена на усвоение лексического значения слова и овладение его написанием

· Работа с орфографическим словарем.

· Ведение индивидуального словарика с непроверяемыми написаниями.

· Подбор к словарным словам синонимов и антонимов;

· Замена данного слова описательным оборотом;

· элементы этимологического анализа – способствуют как обогащению словарного запаса, так и повышению орфографической грамотности учащихся, особенно результативна работа над этимологией, если она сопровождается краткими записями. Пример записи:

Слова Объяснение учителя Краткая запись в словарике учащихся
Отщепенец От щепа – щепка Отщепенец - щепа – щепка
Преодолеть От дол – низкое место; долина, подол Преодолеть – дол – долина
Промежуток От межа; смежный, вперемежку Промежуток – межа, смежный
Смекалка От мекать – соображать; кумекать, намек, невдомек Смекалка – мекать, смекать, кумекать
сумерки Мерек – мрак – морок; мерщиться, мрачный, морока, обморок Сумерки - мерещиться

Используя этимологический словарь, объясните, от каких устаревших слов образованы данные: вежливый, внезапный, наперсток, питомник, вдребезги, внутрь, вопреки, второпях, нахрапом, дотла, набекрень, угодить.

Объясните значение данных слов с неполногласными сочетаниями, учитывая данные этимологического анализа, подберите однокоренные слова: баюкать, глашатай, зодчий, колея, обитать, пресловутый, подражать, смородина.

· подбор однокоренных слов другой части речи (гарантия – гарантировать, гарантийный, гарантированный; конфликт - …; ориентироваться - …;

· сопоставление значений однокоренных слов с разными приставками и суффиксами (главный – заглавный, невежа – невежда, роспись-подпись, сходить – выходить, абонент-абонемент).

· составление словосочетаний и предложений (в т.ч. с многозначными словами);

· словарные диктанты.

· Группировка слов в словарике

– по принципу «сходного слога»:

а / а а / а / а а / а / и
Баран Барак Сарай Калач Кавказ Барабан Сарафан Баклажан Таракан Карабах Магазин Парафин Карабин Карантин Казантип

– по принципу удвоенного согласного: Пользуясь орфографическим словарем, подобрать слова с удвоенными согласными и заполнить таблицу

лл бб пп нн сс
Коллаж стеллаж Каббала суббота Труппа группировать Тонна ванна Пассаж касса

МЕТОД РАЗРИСОВКИ направлен на формирование орфографической зоркости

· Подчеркнуть в словах орфограммы (определенную, в одной морфеме (приставке, корнях..), все орфограммы в слове; в одном слове / во всех словах в предложении.

· Подчеркнуть в словах буквы-орфограммы одной чертой, буквы не орфограммы – двумя

Вариант 1 Вариант 2
т е ле ж ку п о т я нул
  • Как пишутся слова друг с другом? Не всегда РЯ располагал этим правилом. Запись примера.

Кдому, подстулом

Подчеркните промежуток между словами. Вывод: Мы знаем орфограммы-буквы. Пробел – тоже орфограмма. Значит орфограммы не-буквы тоже требуют применения правил.

Задание: Запишите предложение. Подчеркните все орфограммы-буквы одним цветом, а орфограммы не-буквы – другим.

С деревьев на землю падали листья.

МЕТОД ЯЗЫКОВОГО РАЗБОРА (приемы: фонетический, морфемный, словообразовательный разбор, орфографическое проговаривание слов)

Орфографический разбор является той ступенькой процесса анализа-синтеза, которая связывает теорию с практикой, орфографическое правило с письмом. Без этой ступени перенесение правила на конкретные случаи правописания, т.е. формирование сознательных навыков, невозможно.

В ходе орфографического разбора даются ответы на следующие вопросы:

1) какой опознавательный признак указывает на орфограмму?

2) какой тип орфограммы объясняется?

3) какой вид орфограммы и в какой части корня находится?

4) каким правилом регулируется написание?

5) можно ли проверить написание или объяснить с помощью этимологии?

6) какой принцип орфографии лежит в основе написания и обоснования орфограммы?

Виды орфографического разбора:

  • Сплошной/выборочный;
  • Устный/письменный

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: