- Выборочный (на определенную орфограмму);
- Комментированный
«Кофейня была устроена на застекленной терраске». Устроена – краткое причастие, поэтому пишется с одной Н.
Эффективен на первоначальном этапе формирования навыков грамотного письма, поскольку больше, чем все другие виды упражнений, сближает момент воспроизведения правила и момент реализации его на практике, что сокращает путь от правила к письму.
Комментирование должно быть развернутым. Только констатация фактов не позволяет осознать процесс выбора написания. Должны комментироваться опознавательные признаки орфограммы.
Комментирование имеет смысл лишь тогда, когда орфограмма затрудняет многих учащихся. В этом случает целесообразно проанализировать орфограмму коллективно, дать образец объяснения.
Для закрепления использовать и другие методы и приемы.
- Распределительный (по орфограммам, по выбору буквы; слуховой/зрительный)
П р и м е р
Выпишите в 3 столбика слова, соответствующие правилам написания Ь | ||
Обозначение мягкости Письмо больница | Разделение морфем Ручьи Мересьев | Обозначение грамматической формы Режьте бежишь |
П р и м е р
|
|
Я буду читать предложение. Ваша задача – выписать словами с орфограммой, которую мы только что изучили. Не допускайте ошибок.
- Диктант «Проверяю себя».
- Диктант-транскрипция (с буквенным переводом);
- Зрительный диктант:
П р и м е р. Упражнение на тренировку зрительной памяти (использовалось для подготовки шпионов). На доске крупно записывается языковой материал. Ученики 10-15 секунд всматриваются. Запись закрывается. Ученики закрывают глаза, мысленно воспроизводят запись, мысленно стирают слово по букве. Записывают в тетрадь. (Начинать с 1 слова)
П р и м е р. «Сфотографировать» словарные слова и через минуту записать по памяти или под диктовку.
· Минутка чистописания: 10 слов, скороговорка, предложение для записи без помарок.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА – направлена на усвоение лексического значения слова и овладение его написанием
· Работа с орфографическим словарем.
· Ведение индивидуального словарика с непроверяемыми написаниями.
· Подбор к словарным словам синонимов и антонимов;
· Замена данного слова описательным оборотом;
· элементы этимологического анализа – способствуют как обогащению словарного запаса, так и повышению орфографической грамотности учащихся, особенно результативна работа над этимологией, если она сопровождается краткими записями. Пример записи:
Слова | Объяснение учителя | Краткая запись в словарике учащихся |
Отщепенец | От щепа – щепка | Отщепенец - щепа – щепка |
Преодолеть | От дол – низкое место; долина, подол | Преодолеть – дол – долина |
Промежуток | От межа; смежный, вперемежку | Промежуток – межа, смежный |
Смекалка | От мекать – соображать; кумекать, намек, невдомек | Смекалка – мекать, смекать, кумекать |
сумерки | Мерек – мрак – морок; мерщиться, мрачный, морока, обморок | Сумерки - мерещиться |
Используя этимологический словарь, объясните, от каких устаревших слов образованы данные: вежливый, внезапный, наперсток, питомник, вдребезги, внутрь, вопреки, второпях, нахрапом, дотла, набекрень, угодить.
|
|
Объясните значение данных слов с неполногласными сочетаниями, учитывая данные этимологического анализа, подберите однокоренные слова: баюкать, глашатай, зодчий, колея, обитать, пресловутый, подражать, смородина.
· подбор однокоренных слов другой части речи (гарантия – гарантировать, гарантийный, гарантированный; конфликт - …; ориентироваться - …;
· сопоставление значений однокоренных слов с разными приставками и суффиксами (главный – заглавный, невежа – невежда, роспись-подпись, сходить – выходить, абонент-абонемент).
· составление словосочетаний и предложений (в т.ч. с многозначными словами);
· словарные диктанты.
· Группировка слов в словарике
– по принципу «сходного слога»:
а / а | а / а / а | а / а / и |
Баран Барак Сарай Калач Кавказ | Барабан Сарафан Баклажан Таракан Карабах | Магазин Парафин Карабин Карантин Казантип |
– по принципу удвоенного согласного: Пользуясь орфографическим словарем, подобрать слова с удвоенными согласными и заполнить таблицу
лл | бб | пп | нн | сс |
Коллаж стеллаж | Каббала суббота | Труппа группировать | Тонна ванна | Пассаж касса |
МЕТОД РАЗРИСОВКИ направлен на формирование орфографической зоркости
· Подчеркнуть в словах орфограммы (определенную, в одной морфеме (приставке, корнях..), все орфограммы в слове; в одном слове / во всех словах в предложении.
· Подчеркнуть в словах буквы-орфограммы одной чертой, буквы не орфограммы – двумя
Вариант 1 | Вариант 2 |
т е ле ж ку | п о т я нул |
- Как пишутся слова друг с другом? Не всегда РЯ располагал этим правилом. Запись примера.
Кдому, подстулом
Подчеркните промежуток между словами. Вывод: Мы знаем орфограммы-буквы. Пробел – тоже орфограмма. Значит орфограммы не-буквы тоже требуют применения правил.
Задание: Запишите предложение. Подчеркните все орфограммы-буквы одним цветом, а орфограммы не-буквы – другим.
С деревьев на землю падали листья.
МЕТОД ЯЗЫКОВОГО РАЗБОРА (приемы: фонетический, морфемный, словообразовательный разбор, орфографическое проговаривание слов)
Орфографический разбор является той ступенькой процесса анализа-синтеза, которая связывает теорию с практикой, орфографическое правило с письмом. Без этой ступени перенесение правила на конкретные случаи правописания, т.е. формирование сознательных навыков, невозможно.
В ходе орфографического разбора даются ответы на следующие вопросы:
1) какой опознавательный признак указывает на орфограмму?
2) какой тип орфограммы объясняется?
3) какой вид орфограммы и в какой части корня находится?
4) каким правилом регулируется написание?
5) можно ли проверить написание или объяснить с помощью этимологии?
6) какой принцип орфографии лежит в основе написания и обоснования орфограммы?
Виды орфографического разбора:
- Сплошной/выборочный;
- Устный/письменный