Тема 5. Архитектура и декоративно-прикладное искусство ар-нуво

Феномен стиля ар-нуво: оригинальность и специфика его генезиса. Формирование художественного языка, символика и иконография форм. Значение эстетической компоненты.

Путь от эклектики к архитектуре ар-нуво. Сохранение значения исторических стилей в качестве источников форм; формирование оригинальных принципов формотворчества. Значение индивидуального стиля архитектора и специфики национальных традиций для развития ар-нуво. Варианты отказа от конструктивного значения ордерной системы. Основные характеристики стиля: асимметрия, уход от жесткой взаимообусловленности логик построения экстерьера и интерьера, значение и функции орнаментально-декоративных элементов, сочетание разнородных материалов, роль цвета, символический язык форм, функциональность внутреннего пространства. Многообразие направлений внутри ар-нуво.

Типология зданий в ар-нуво: частный особняк, многоквартирный дом, торговые и промышленные сооружения и др. Степень внедрения стиля в каждом типе. Тенденция к рационализму и функционализму в ар-нуво - одна из важнейших для дальнейшего развития архитектуры.

Становление ар-нуво как общеевропейский стиль в разных видах искусства: архитектуре, декоративно-прикладных, изобразительных. Ар-нуво и символизм. Организация Венского Сецессиона (1897), Мюнхенского Сецессиона (1893), берлинского Сецессиона (1899) – пути и средства противопоставления академическим взглядам, эволюция их деятельности. Концепции, цели и задачи синтеза искусств на основе архитектуры и пути его достижения. Распространение новых стилистических форм в декоративно-прикладном искусстве. Дармштадская колония художников (Группа Семи), идея дома как «тотального произведения искусства».

Тема 6. Варианты ар-нуво в разных национальных школах.

Общие и специфические черты архитектуры модерна в разных странах. Ведущие мастера. Великобритания: Деятельность Уильяма Морриса (1834-1896) и движение «Искусство и ремесла» у истоков стиля. Чарльз Ренни Макинтош (1868-1928) и школа Глазгоу (Здания Школы искусств, Библиотеки Школы искусств в Глазгоу). Чарльз Френсис Войси (1857-1941) -тип загородного учадебного дома и его интерьера, созданный им. Чарльз Роберт Эшби (1863-1942), частные дома в Лондоне. Бельгия: Виктор Орта (1861-1947) (Дом Тасселя, Дом Сольвей, Дом Винссингера, Дом Эетвельде, Дом Обекка, Народный Дом в Брюсселе), Анри ван де Вельде (1863-1957) (собственный дом «Блюменверф» в Уккле, недалеко от Брюсселя, оформление интерьеров магазина «Ар-нуво» Сэмюеля Бинга и «Современного дома», основанного Ю. Мейер-Грефе в Париже, интерьер Фолкванг музеум в Хагене, Школа искусств и ремесел в Веймаре, театр на выставке Веркбунда в Кельне). Австрия: Отто Вагнер (1841-1918), основатель Венской школы (Й. Хоффманн, Й. Ольбрих, А. Лоос), (первая собственная вилла в Хюттельдорфе, план перестройки Вены и станция метро на Карлсплатц, здания телеграфного агентства «Ди Цайт», Кайзербадской плотины, Почтового офиса Сберегательного банка, Майоликовый дом в Вене, вторая собственная вилла в Хюттельдорфе,), Йозеф Мария Ольбрих (1867-1908), (здание венского Сецессиона, дом великого герцога Эрнста Людвига, Свадебная башня и Выставочный зал в Дармштадте), Йозеф Хоффманн (1870-1956), (дома Мозера, Молля, Хеннеберга, Шпитцера, санаторий в Пуркерсдорфе, дворец Стоклет в Брюсселе, австрийский павильон на выставке немецкого Веркбунда в Кельне 1914 г. и для Венецианского биеннале 1934 г.). Германия: Август Энделл (1871-1925) (фотоателье Эльвира в Мюнхене, декорация Бунтес Театра в Берлине), Петер Беренс (1868-1940), (собственный дом в Дармштадте). «Тевтонский стиль» в Берлине. Испания: Антонио Гауди (1852-1926), (дворец Гюэль, дом Висенс, собор Саграда Фамилиа, дом Батло, дом Мила, парк Гюэль, капелла для колонии Гюэль в Санта Колома де Сервелло, близ Барселоны). Франция: Эктор Гимар. (1867-1942) и «стиль Гимар» (Кастель Беранже, станции парижского метро).

Тема 7. Изобразительное искусство ар-нуво.

Доминанта прикладного характера изобразительного искусства ар-нуво как элемента архитектурного ансамбля. Развитие монументальных форм, возрождение мозаики. Второстепенное значение станковой картины в рамках стиля и его причины. Тяготение станковой картины к формам и функциям панно. Специфика символики и иконографии форм и их истоков в изобразительном искусстве. Живопись Г. Климта.

Творчество Ф. фон Штука, Ф. Ходлера, Э. Мунка в контексте символизма и ар-нуво.

Расцвет графики и книжной иллюстрации в ар-нуво. О. Бердсли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: