· Система реализации туристического продукта включает сеть сбыта, состоящая из оптовых фирм (туроператоров) и различных фирм (турагентств), охватывающих все сегменты туристического рынка.
· Сезонность, приводящая к периодическому простаиванию материальной базы и рабочей силы, требующих ресурсов для своего поддержания.
· Конъюнктура изменчива и значительно зависит от стихийных бедствий, транспортных катастроф, террористических актов, войн и др.
Тенденции международного туризма.
Индивидуальная туристическая активность. В 90-х годах примерно 40% туристов из развитых стран самостоятельно организовывали свои поездки, 60% частично или полностью пользовались услугами фирм.
Распространяются новые формы сбыта, что связано с внедрением в туристический бизнес организаций и предприятий из смежных секторов экономики. Продажей туристических услуг стали заниматься гостиничные и ресторанные объединения, торговые дома, универсальные магазины, издательства, имеющие свою репутацию, клиентуру и сбытовую сеть
4. Транспорт.
Транспорт является фактором размещения производительных сил. Международная специализация происходит только если транспортные расходы меньше выгод от специализации.
Транспорт связан с ВВП двусторонней зависимостью.
Показатели развития транспорта.
Соотношение ВВП и грузооборота.
В развитых странах – 2,4 т/км. на 1$ ВВП.
В Восточной Европе 5,3 т/км. на 1$ ВВП.
Эластичность спроса на транспорт по отношению к доходу на душу населения.
Доля фрахта в стоимости импорта.
В развитых странах - 5%.
В развивающихся – 10%.
В Восточноевропейских – свыше 10%.
Структура перевозок.
Динамика пассажирских перевозок растет относительно ВВП, а динамика грузоперевозок сокращается.
Распределение видов транспорта.
По весу перевозимых грузов, в порядке убывания:
· автомобильный,
· железнодорожный,
· морской,
· трубопроводный,
· речной,
· авиационный.
По грузообороту (т.км.) лидирует морской транспорт (60%)
Тенденции грузовых перевозок.
В 50-70-е гг. ХХ в. росла доля наливного флота.
В 80-е гг. ХХ в. росла доля сухогрузов.
Рост контейнеризации и смешанных перевозок. В 1980-е гг. морские контейнерные перевозки росли на 9% в год.
Все виды транспорта и все звенья транспортного процесса на национальном, международном, межконтинентальном уровнях составляют транспортную сеть. Транспортная сеть не преодолела фрагментации.
С начала ХХ века транспортные тарифы снизились в 12 раз, что способствовало развитию международной торговли..