Материальная база трудового воспитания (педагогический аспект)

Создание материальной базы, обеспечивающей раннее вклю­чение детей в труд, разносторонность трудовой деятельности, ее связь с промышленным и сельскохозяйственным производ­ством, - это очень серьезная педагогическая проблема. Мы ранее детально охарактеризовали нашу материальную базу трудового воспитания, - рассказали о рабочих комнатах, мастерских, кабинетах, лабораториях, теплицах. Теперь крат­ко остановимся на педагогическом, воспитательном аспекте этого вопроса.

Вся эта материальная база рассчитана на то, чтобы уже ма­ленькие дети могли овладевать сравнительно сложными инстру­ментами, установками, механизмами. Перед тем как полу­чить технические средства труда, ученик выполняет опре­деленное задание ручными инструментами. Так, доступ к электролобзику и электропиле (дисковой, сделанной специально для маленьких детей) ученик получает только после того, как научится пользоваться ручным лобзиком, хорошо овладеет им, выполнит зачетную работу, дающую право пользоваться пер­вым детским механизмом. Мальчики и девочки стремятся кат: можно лучше овладеть умениями и навыками ручного труда, необходимыми как ступенька для перехода к управлению ма­шиной. С помощью механической дисковой пилы можно рас­пилить дерево на бруски, доски, планки - материал для даль­нейшей обработки. Узлы этого механизма сделаны так, что ре­бенок может самостоятельно устанавливать рабочие органы в зависимости от цели обработки материала. Рядом с электро­лобзиком и дисковыми пилами стоят детские строгальные станки по дереву, тоже оборудованные устройствами, исклю­чающими возможность несчастных случаев.

Такая же последовательность и такие же стимулы в труде, связанном с обработкой металлов, с конструированием и моде­лированием. Рабочие места для младших школьников обеспе­чены специальными детскими инструментами (для 7-10-лет­них). Здесь же токарные и сверлильные станки по металлу, изготовленные старшими школьниками и учителями и предна­значенные специально для 8-10-летних детей. Создание этих станков - решение важной педагогической проблемы. Детей привлекает в станках именно то, что это уменьшенная и несколько упрощенная копия настоящих заводских стан­ков. И чтобы заслужить право работать на таких станках, дети терпеливо овладевают ручными инструментами. В дальней­шем же тот, кто достиг успехов в работе на токарном станке, получает право работать на детском фрезерном станке, а так­же на токарном станке заводского изготовления.

Ученик среднего и старшего возраста приобретает право выполнять сложные операции на токарных, сверлильных, фре­зерных станках заводского изготовления только после того, как он сделает несколько сравнительно сложных деталей и узлов для маленьких детских станков. Рядом монтажные сто­лы юных конструкторов. Рабочие места на одном столе обе­спечены более сложными инструментами, другой стол предназначен для менее сложных видов работы. Начинающий юный техник трудится рядом с опытным старшим товарищем, учит­ся у него, стремясь получить право работать более сложными инструментами, управлять механизмами.

Аналогичная зависимость между материальной базой и тру­довым творчеством в электромонтажном деле и в радиотехни­ке. К сложным инструментам, механизмам, приборам, к дет­ской электростанции получает доступ тот, кто своими руками сделал три действующие модели генератора (каждая после­дующая модель сложнее предыдущей) и соединил их с ма­ленькими действующими моделями таких механизмов, как веялка, молотилка и др. Право монтировать радиоприемник на полупроводниках получает тот, кто смонтировал ламповый приемник.

На детской электростанции под руководством старших школьников работают 10-12-летние дети: заводят и останав­ливают двигатель, включают генератор, соединяют его с потре­бителями тока (небольшой пилой, миниатюрным металлоре­жущим станком, механическим лобзиком). Все это очень ин­тересно, все влечет детей, но каждый работающий на детской электростанции мечтает о том, чтобы получить право перейти на учебную электростанцию (для среднего и старшего возра­ста) - здесь несколько двигателей внутреннего сгорания и генераторы разной мощности (постоянного и переменного то­ка) - 16; 4,5; 2; 0,5 киловатта, преобразователь тока, уста­новка для зарядки аккумуляторов. К работе на учебной (на· стоящей, как называют ее ученики) электростанции допускается лишь тот, кто овладел элементарными умениями по уходу за двигателем и генератором на детской электростанции.

Дети терпеливо овладевают умениями, - это дает им право учиться управлять микролитражной автомашиной (ею управ­ляют 8-9-летние ученики). Научившись же управлять микро­автомобилем, ученик мечтает об управлении мотоциклом, по­том - настоящей автомашиной. Логика труда, логика созда­ния и использования материальной базы ведет к тому, что у нас все ученики, оканчивающие 7-8 классы, умеют управлять двигателем внутреннего сгорания (стационарным), микроавтомобилем, мотоциклом. Примерно 75 процентов окан­чивающих 8 класс управляют автомашиной и трактором. Все ученики 9-10 классов не только управляют трактором, но и работают на этой машине. И все это, повторяю, не спе­циализация, а азбука труда, азбука технической культуры. В наши дни умение управлять трактором и автомашиной дол­жно быть для каждого таким же обычным делом, как умение пользоваться электроплиткой.

Материальная база может по-настоящему обогащаться лишь тогда, когда для труда характерно своеобразное воспроизвод­ство. Урожай на учебно-опытном участке, в саду и на вино­граднике, выращивание саженцев плодовых деревьев - все это представляет собой значительные материальные ценности. Часть из них мы бесплатно передаем колхозу и родителям, но часть продаем, используя этот доход для культурных потреб­ностей детей (экскурсии, покупка музыкальных инструментов, художественной литературы), а также для дальнейшего рас­ширения материальной базы; на полученные деньги школа приобретает электромоторы, материалы для радиотехнических кружков, двигатели внутреннего сгорания. Ученики трудят­ся не только для того, чтобы научиться работать, но и для то­го, чтобы создать материальные условия для более сложного, интеллектуально насыщенного труда. За счет этих средств при школе создан также коллективный фонд материальной помо­щи нуждающимся, этим фондом распоряжаются комитет ком­сомола и совет пионерской дружины школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: