Отрасли частного права

Гражданское право. Достаточно длительный период времени гражданское право Швеции регулировалось Кодексом 1734 г., являвшимся, по сути, сводом законов, который охватывал основные отрасли права и состоял из девяти разделов, шесть из которых относились к гражданскому праву:

- о браке;

- родителях и детях;

- наследовании;

- недвижимости;

- строительстве;

- торговле;

- преступлениях (уголовный кодекс);

- об исполнении судебных решений;

- о судопроизводстве и судоустройстве.

Закон 1734 г. фактически стал основой развития шведского законодательства.

Значительное влияние на развитие шведского права, в том числе гражданского, оказало сближение скандинавских правовых систем.

В 1880 г. одновременно в трех странах: Швеции, Дании и Норвегии - вступил в силу единый закон об оборотных документах. Позже основное внимание уделяется унификации торгового права (законы о торговых реестрах, о чеках, фирмах, торговых знаках), а также морского права. В конце XIX в. появляются еще более грандиозные планы, относительно унификации законодательства. В 1899 г. датский профессор Б. Ларсен предложил унифицировать все частное право, чтобы в результате прийти к единому Скандинавскому гражданскому кодексу. Однако, несмотря на согласие правительств Скандинавских стран, создание проекта единого Гражданского кодекса было отложено, а предпочтение отдано унификации отдельных институтов обязательственного и права собственности. Результатом этих усилий стал проект закона о продаже движимого имущества. В Швеции и Дании он вступил в силу в 1906 г. Следующим достижением сторонников унификации стал Закон о договорах и других законных операциях, касающихся права собственности и обязательственном праве. На основе этих и многих других законов в Скандинавии фактически сложилось единое договорное право.

Активно сотрудничали Скандинавские страны и в области семейного права, хотя здесь различия между законодательствами стран региона были выражены несколько сильнее, чем в обязательственном праве.

Продолжающий действовать и в наши дни шведский Закон 1734 г. практически не включает в себя положений, входивших в него в момент принятия. Ряд разделов подверглись полной переработке:

- в 1920 г. был принят новый раздел о браке;

- 1948 г. - был принят новый раздел о судебном разбирательстве;

- 1959 г. в результате переработки старого раздела о наследовании в Закон был включен раздел под таким же названием, а еще ранее, в 1949 г., из этого раздела был выделен отсутствовавший до того раздел о родителях;

- 1970 г. был полностью обновлен раздел о недвижимости.

В остальных разделах осталось незначительное количество старых норм. Большинство ранее действовавших положений заменено отдельными законами, нормы которых составляют ядро правового регулирования отношений в соответствующих сферах.

На данный момент Уложение 1734 г. представляет собой свод как некоторых прежних сохранившихся актов, так и законов, принятых впоследствии. В состав действующего Уложения входят следующие акты:

- Семейный кодекс 1987 г.;

- Закон о родителях и детях 1949 г.;

- Закон о наследовании 1959 г.;

- Земельный кодекс 1970 г.;

- Закон об охране окружающей среды 1998 г.;

- Закон о разделе земли 1970 г.;

- Строительный кодекс 1734 г.;

- Торговый кодекс 1734 г.;

- Закон о деликтах 1972 г.;

- Закон о банкротстве 1987 г.;

- Уголовный кодекс 1962 г.;

- Закон о судебном разбирательстве 1948 г.;

- Закон об исполнении судебных решений 1981 г.

В настоящее время в сфере гражданского права важную роль играет Закон о договорах и иных юридических сделках 1915 г. Он регулирует такие основополагающие вопросы, как форма заключения договоров, представительство сторон и т.п., а также последствия невыполнения обязательств, вытекающих из этих договоров. Серьезным дополнением к нему служит Закон, принятый в 1971 г. о запрещении договоров с ненадлежащими условиями, целью которого является защита граждан от произвола крупных корпораций.

Отношения земельной собственности в действующем шведском праве регулируется Законом о недвижимом имуществе 1970 г., допускающим некоторые ограничения прав собственников в интересах охраны окружающей среды, а также территориального (в частности городского) планирования. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, в том числе касающиеся изменения гидрологических условий, добычи полезных ископаемых, использования пестицидов и других химических и биологических веществ, составляют в Швеции самостоятельную и довольно значимую отрасль законодательства. В основе регулирования сферы недвижимого имущества лежат законы о регистрации жилищ 2006 г., об агентах по недвижимости 1995 г. и о регистрации недвижимого имущества 2000 г.

Шведское законодательство о компаниях также является довольно развитым, о чем говорит наличие достаточно объемной законодательной базы в этой сфере. В 1974 г. был принят Закон об указании юридическими лицами их целевого назначения; в 1975 г. Закон об акционерных обществах; в 1980 г. Закон о торговых компаниях и партнерстве; в 1987 г. Закон о хозяйственных объединениях; в 1994 г. Закон о фондах; в 1999 г. Закон о бухгалтерском учете. В 2004 г. был принят Шведский кодекс корпоративного управления, основными принципами которого являются:

- создание необходимых условий для акционеров для исполнения ими активной и ответственной роли совладельцев;

- создание баланса власти между учредителями, советом директоров и высшим руководством (администрацией);

- четкое разделение правомочий и ответственности между различными управляющими органами;

- принцип равноправия акционеров;

- создание прозрачности (в отчетах, операциях и т.п.) как для акционеров и рынка, так и для широкой общественности.

В 2005 г. был принят Закон о конкуренции, целью которого является устранение препятствий для здоровой конкуренции в области производства и торговли товарами, услугами и иной продукцией. В Законе содержатся ограничения для объединения компаний и условия для признания незаконности соглашений об объединении таковых, а также специальные положения для некоторых форм объединения небольших хозяйств (в частности, сельскохозяйственной направленности), установлен запрет на занятие доминирующих позиций на рынке.

В сфере торгового права следует отметить такие акты, как законы о продаже товаров потребителям 1971 г., о маркетинге 1995 г., о гарантиях перемещения товаров 1972 г. В целях соответствия положений шведских договоров Европейскому соглашению об экономической зоне, а также для защиты интересов потребителей в 1992 г. был принят Закон о единицах измерения, измерениях и измерительных приборах, задачей которого является выработка единых единиц измерения, требований, предъявляемых при проведении измерений и методов проведения измерений в сфере экономики, здравоохранения и т.п. В 2004 г. был принят Закон об установлении цен. Этот акт содержит основные принципы установления цен, прежде всего, в целях защиты и учета интересов потребителей. Также в 2004 г. был принят Закон о безопасности товаров. Целью этого акта является обеспечение того, чтобы товары и услуги, предоставляемые потребителям, не наносили вреда здоровью.

Упаковка продукции, использование отдельных свойств товаров, ответственность производителей и т.п. регулируется рядом ордонансов (постановлений). В 2005 г. было принято постановление "Об ответственности производителей за электрические и электронные приборы", которое регулирует вопросы производства таких товаров, а также их повторного использования и переработки. В 2000 г. было принято постановление "О вредных для жизнедеятельности товарах", которое включает в себя положения о регистрации и получении разрешения на производство и выпуск на рынок вредоносных товаров. С 1998 г. действует постановление "О запрете на транспортировку, импорт и экспорт химических товаров", которое регулирует вопросы использования в электрических и электронных товарах и батареях таких веществ, как кадмий, хлорированный растворитель, ртуть, а также использования тяжелых металлов, их упаковку, использование средств, содержащих фосфаты, и т.п.

Законодательство в сфере кредитно-финансовых операций представлено законами о банковской деятельности 1987 г., о финансовых операциях 1992 г. и о финансово-консультативных услугах для потребителей 2003 г. Последний применяется к финансово-консультативным услугам в связи с капиталовложениями или страхованием жизни. Основу регулирования банковской сферы составляют такие акты, как законы об аудиторах 2001 г., об инвестиционных фондах 2004 г. и о Риксбанке (Шведском национальном банке) 1988 г.

Закон об аудиторах 2001 г. утверждает полномочия Наблюдательного совета аудиторов, устанавливает порядок утверждения на должности аудиторов и процедуру выдачи им лицензий, устанавливает организационно-правовые формы аудиторских фирм и порядок их регистрации, утверждает профессиональные обязанности аудиторов и т.п.

Закон об инвестиционных фондах 2004 г. устанавливает порядок получения лицензии шведскими компаниями на осуществление инвестиционной деятельности, требования к достаточности капитала, регулирует деятельность инвестиционных компаний в рамках единого экономического пространства, утверждает статус инвестиционного фонда и требования к его уставу, порядок управления фондом и т.п.

Закон о Риксбанке 1988 г. регулирует основные направления деятельности Национального банка Швеции; организацию его управления; вопросы, касательно основного капитала, резервного фонда и фонда чрезвычайных расходов, и т.п. Стоит заметить, что в соответствии с вышеназванным Законом, сумма основного капитала составляет 1 млрд. крон, резервного фонда - 500 млн. крон.

Правовая база, регулирующая отношения интеллектуальной собственности, представлена законами об авторских правах 1960 г., об охране промышленных образцов 1970 г., о патентах 1967 г., о торговых марках" 1960 г.

Законом об авторских правах 1960 г. устанавливаются основания возникновения авторского права, ограничения, вытекающие из его возникновения, в том числе касающиеся воспроизведения (копирования) работ, выставления и распространения копий. Законом также регулируются сроки действия авторского права (70 лет со дня смерти автора), его передача, а также вопросы ответственности, возникающей при нарушении вышеуказанного права.

В законе об охране промышленных образцов 1970 г. указаны: условия и порядок регистрации промышленного образца срок его действия (пять лет с возможностью продления дважды еще на пять лет), условия передачи права на промышленный образец (при наличии соответствующего соглашения), а также вопросы ответственности.

Закон о патентах 1967 г. и Закон о торговых марках 1960 г. по своей структуре аналогичны вышеназванным законам.

Основные акты в сфере брачно-семейных отношений - Семейный кодекс 1987 г., Закон о родителях и детях 1949 г., Акт о гражданском браке 2003 г. До 1 мая 2009 г. действовал Акт о регистрации семейного партнерства 1994 г.

С 1 мая 2009 г. применяются новые правила регистрации брака. Пол человека отныне не является препятствием для вступления человека в брак. Семейный кодекс и иные акты, регулирующие брачно-семейные отношения, приобрели гендерно-нейтральный характер, в связи с чем Акт о регистрации семейного партнерства 1994 г., устанавливавший условия и порядок регистрации партнерства, его прекращения и последствия зарегистрированного партнерства, утратил силу. Однополые пары теперь могут вступать в брак на тех же условиях, что и разнополые. Положения Семейного кодекса применяются ко всем одинаково независимо от того, одного пола супруги или нет. Акт о регистрации семейного партнерства применялся до конца апреля 2009 г. Это означает, что более зарегистрировать семейное партнерство нельзя. Партнерство, которое уже зарегистрировано, тем не менее, продолжает оставаться партнерством до тех пор, пока оно не трансформируется в брак.

Партнерство, зарегистрированное в соответствии с Актом о регистрации семейного партнерства может трансформироваться в брак, если партнеры подадут заявление об этом в соответствующий орган. Партнерство будет рассматриваться как брак с момента получения этого заявления надлежащим органом. Вместо подачи заявления пара может выбрать стандартную процедуру регистрации брака в соответствии с гл. 4 Семейного кодекса. В этом случае партнерство будет рассматриваться как брак с даты церемонии регистрации брака. Сама церемония регистрации брака может происходить как в религиозной форме, так и в гражданской. Шведское право признает равенство юридических последствий брака, заключенного в гражданской и в религиозной форме.

С 1978 г. имущественные права супругов регулируются таким образом, чтобы обеспечить их относительную самостоятельность, а при необходимости - возможность получения после развода содержания со стороны более обеспеченного супруга. Процедура развода после реформы 1973 г. значительно упрощена (как правило, развод предоставляется через шесть месяцев после обращения в суд).

В результате изменений 1976 г. в Законе о родителях и детях фактически устранены различия в правовом статусе детей, рожденных вне брака, и законнорожденных, в том числе на получение наследства. В соответствии с Законом о наследовании 1958 г. завещание наследодателя не должно ухудшать положение его детей по сравнению с правилами наследования по закону.

Судебная система. Судебная система Швеции имеет продолжительную историю. В период до 1614 г. судебная власть принадлежала королю. В 1614 г. король Густав Адольф учредил Апелляционный суд (Svea hovratt), возложив на него функцию осуществления королевского правосудия. Решение Апелляционного суда могло быть обжаловано непосредственно королю. В 1789 г. король Густав III предпринял реформу судебной системы, путем упразднения Государственного совета и создания Верховного суда с 12 членами*(574).

Изначально суды общей юрисдикции создавались для рассмотрения уголовных дел, но со временем такой узкоспециальный подход в достаточной степени эволюционировал, хотя до сих пор прослеживается именно ограничительный подход в деятельности судов общей юрисдикции. Поэтому современная судебная система Швеции условно может быть разделена на две части: административную и судебную. Однако в данном случае не стоит смешивать обеспечение соблюдения правовых норм со стороны различных административных органов и административные суды, так как судебная система занимает особое положение в государственном устройстве Швеции. Административные суды рассматривают дела, связанные с решениями (полномочиями) органов государственной власти. И хотя разница между судебной и административной властями в Швеции менее значительна, чем в большинстве европейских государств, тем не менее существует четкая грань между судами и административными органами. Например, судебные органы рассматривают гражданско-правовые и уголовные дела, но окружные суды, в дополнение к своим основным функциям, осуществляют деятельность административного характера, связанную с регистрацией продажи и заклада имущества и земли, завещаний, установлением опекунства, управлением собственностью несовершеннолетних и т.д.

Суды общей юрисдикции имеют трехуровневую иерархию: окружные суды (tingsratt), апелляционные суды (hovratt) и Верховный суд (Hogsta domstolen). Швеция разделена на 95 округов, в которых действуют окружные суды, выступающие первой инстанцией по уголовным и гражданским делам, а также на шесть апелляционных округов. При этом применимым правом для судов является не только национальное законодательство, но в силу членства в Европейском Союзе суды обязаны принимать решения в соответствии с правовыми нормами, применимыми к Европейскому Союзу.

Окружные суды, часто называемые сессионными, пришли на смену существовавшим до 1971 г. сельским и городским судам, весьма различавшимся между собой по составу и полномочиям. И по сей день в некоторых работают всего один или два профессиональных судьи, в то время как окружной суд Стокгольма насчитывает более 100 профессиональных судей. В шведской судебной системе окружные суды играют доминирующую роль, так как их юрисдикция распространяется на все уголовные и гражданские дела независимо от тяжести совершенного преступления или заявленной суммы иска. Состоит окружной суд из председателя (лагмана) нескольких судей (радманов), а также ряда судебных заседателей. Выпускники юридических факультетов часто работают в качестве секретарей судебного заседания.

Единолично судья вправе рассматривать дела о малозначительных уголовных преступлениях, наказуемых только штрафом, и проводить подготовительное разбирательство по гражданским делам. Дела о гражданских спорах в окружном суде могут рассматриваться коллегией судей в составе трех судей-профессионалов. В некоторых случаях, наряду с судьями, участвуют технические эксперты, которые привлекаются, например, в случаях, связанных с экспроприацией и вопросами недвижимости. Жюри присяжных заседателей, выносящих вердикт о виновности или невиновности подсудимого, действует в Швеции с 1815 г., но созывается только для разбирательства дел о преступлениях против свободы слова, на сегодняшний день - в соответствии с Законом о свободе печати от 1974 г.

Однако большинство уголовных дел и семейных споров рассматриваются в составе одного профессионального судьи и нескольких асессоров, которые принимают участие в основных слушаний. Асессоры избираются сроком на три года местными советами представителей из списка имеющих на это право жителей местности. Большинство из них переизбирается на следующих срок. Каждый асессор исполняет свои обязанности в течение 10 дней в году. По уголовным делам суд, как правило, состоит из одного профессионального судьи, председательствующего в заседании, и трех-пяти асессоров в зависимости от тяжести совершенного преступления.

Участие асессоров в судебном разбирательстве восходит к средневековой традиции сельских судов и представляет собой важный элемент демократии в шведской общественной жизни. Данный институт отличается от англосаксонского и континентального жюри присяжных. Схожий институт наблюдается, например, в Германии. Асессоры не выносят вердикта о виновности или невиновности подсудимого, они удаляются с судьей в совещательную комнату и совместно решают правовые вопросы, в том числе и применимые санкции при рассмотрении уголовных дел. Более того, принятое ими, даже вопреки мнению судьи, решение, если за него высказались четверо из пяти заседателей, считается окончательным приговором по уголовному делу (в противном случае оглашается приговор, предложенный судьей).

Около 10% от общего числа дел, рассмотренных в районных судах, рассматриваются в качестве второй инстанции в апелляционных судах. Как уже отмечалось, в Швеции шесть апелляционных округов, соответственно, шесть апелляционных судов, самый старый из них - апелляционный суд в Стокгольме (Svea Hovratt), который был учрежден в 1614 г.

Апелляционные суды рассматривают жалобы на приговоры и решения, вынесенные нижестоящими судами по уголовным, гражданским делам и по вопросам, в отношении которых может быть принесена апелляционная жалоба на решение окружного суда. При этом проводится, по существу, новое судебное разбирательство с привлечением при необходимости даже новых доказательств. Апелляционные суды также в качестве суда первой инстанции рассматривают некоторые категории уголовных дел. Например, под юрисдикцию апелляционного суда Стокгольма подпадают некоторые специальные случаи. Он выступает в качестве суда последней инстанции, например, по делам, рассмотренным в региональном арендном трибунале; в качестве апелляционной инстанции по решениям экологических судов, которые принимают решения по лицензированию деятельности и эксплуатации объектов, создающих опасность для окружающей среды.

Апелляционные суды состоят из председателя (hovrattspresident), одного или нескольких лагманов (председательствующих в составах суда) и радманов (членов суда). Дела по апелляционным жалобам обычно рассматриваются в составе трех-четырех профессиональных судей либо в составе трех профессиональных судей и двух асессоров. По уголовным делам, где в качестве наказания может быть назначен только штраф, и гражданско-правовым спорам в отношении мелких претензий требуется специальное разрешение для рассмотрения дела в апелляционном суде. В некоторых случаях, связанных с экспроприацией и вопросами недвижимости, суд собирается в особом составе, куда входят технические эксперты.

Предварительная подготовка дела, подлежащего рассмотрению в апелляционном суде, в значительной степени осуществляется младшими судьями, проходящими стажировку. Младшие судьи апелляционного суда часто приглашаются на постоянную работу в министерства и комиссию по расследованию.

Систему общих судов в Швеции возглавляет Верховный суд, в котором дела рассматриваются в составе пяти-семи членов суда. Основная его функция - рассмотрение жалоб на приговоры и решения апелляционных судов. Верховный суд может принять жалобы и по вопросам права, и в связи с неправильной оценкой нижестоящим судом фактических обстоятельств дела, в том числе доказательств. Однако само право на обжалование в Верховный суд весьма ограничено: вопрос о принятии той или иной жалобы к разбирательству решается коллегией из трех судей (иногда - одним судьей) по их усмотрению, а те отбирают лишь дела, значение которых существенно для судебной практики в целом. В качестве суда первой инстанции Верховный суд рассматривает дела об ответственности за должностные преступления министров и некоторых других высших должностных лиц. В случаях, когда речь идет о правовых принципах или толковании закона, по представлению отделений дела выносятся на рассмотрение пленарного заседания Верховного суда. Его решения оказывают определяющее влияние на правоприменительную деятельность судов и официальных учреждений.

В Швеции имеется развитая система учреждений административной юстиции, рассматривающих жалобы на действия государственных и муниципальных учреждений (однако споры по договорам, заключенным властями с частными лицами или компаниями, а также иски из причинения вреда, предъявленные властям, подлежат разбирательству в общих судах). Деятельность административных судов регулируется Административно-процессуальным кодексом 1971 г. Деятельность административных судов направлена на поддержание надлежащего уровня соблюдения законодательства органами власти. Судопроизводство схоже с судами общей юрисдикции, однако, в отличие от них, преобладает письменная форма, хотя и устные слушания становятся все более распространенным явлением.

Вопросы, связанные с налогообложением, обжалованием некоторых решений административных органов и местных органов власти, например в отношении установления опеки над несовершеннолетним или определения алкоголиков в специальные учреждения, рассматриваются административными судами графств (lansratter).

Жалобы на решения административных судов графств могут быть принесены в один из четырех апелляционных административных судов (kammarratter) или в Налоговый апелляционный суд. В большинстве случаев такое обжалование требует специального согласия на рассмотрение со стороны апелляционного административного суда. Указанные суды также слушают по первой инстанции жалобы на решения административных органов по вопросам заработной платы служащих, социального обеспечения и др.

Высший административный суд (Regeringsratten), как и Верховный суд, рассматривает только те дела, которые представляют существенный интерес с точки зрения установления прецедентов. Некоторые категории жалоб, обращенных в органы административной юстиции, рассматриваются Высшим административным судом по первой инстанции.

В большинстве случаев административные суды графства рассматривают дела в составе одного профессионального судьи и трех асессоров. Дела, находящиеся в апелляционном административном суде, рассматриваются в составе трех профессиональных с судей, но в некоторых случаях, например по установлению опеки над несовершеннолетними, в состав суда входят и асессоры. В Высшем апелляционном суде дела рассматривают пять профессиональных судей. В административном судопроизводстве применяются как платные, так и бесплатные юридические процедуры (принудительные меры против личности, специальные обращения или при депортации иностранных граждан из страны).

Наряду с названными общими и административными судами имеется довольно большое количество специальных судов; по жилищным вопросам, делам о земельной собственности, делам социального страхования, коммерческий суд и др.

Наиболее значимыми из них являются: Суд по трудовым спорам, который, согласно Закону о судопроизводстве по трудовым спорам 1974 г., в качестве первой и окончательной инстанции рассматривает любой спор в отношениях между работодателями и работниками; Апелляционный патентный суд, представляющий собой независимый судебный орган по рассмотрению апелляции на решения судов первой инстанции по вопросам патентования и регистрации интеллектуальной собственности; Экологический суд, который создан специально для рассмотрения дел по вопросам охраны окружающей среды и водных ресурсов, - он входит в состав окружных судов и руководствуется в своей деятельности Экологическим кодексом; Коммерческий суд, рассматривающий вопросы, регулируемые с Законом о рынке, Законом о конкуренции и в отношении государственных закупок.

Судьи назначаются на свои должности правительством из числа шведских граждан, имеющих высшее юридическое образование (ученую степень) и сдавших установленные законом квалификационные экзамены. Свою карьеру все шведские судьи, как и многие другие юристы, начинают со стажировки в качестве клерков суда.

Особое место в системе государственных учреждений и судебных органов принадлежит канцлеру юстиции и омбудсменам. Канцлер, в отличие от министра юстиции, не входит в правительство, но ему подчиняется (некогда он подчинялся непосредственно королю). Он возбуждает дела по обвинению в должностных преступлениях членов высших судебных органов, ведет контроль за осуществлением законодательства о свободе печати и выполняет некоторые другие надзорные функции, в частности в отношении адвокатов. Со времени конституционных реформ 1809 г. существует и должность омбудсмена юстиции - уполномоченного Риксдага, надзирающего за отправлением правосудия и соблюдением законов должностными лицами и государственными учреждениями. Омбудсмены (ныне их четверо) назначаются сроком на четыре года из числа опытных юристов. Будучи призваны защищать интересы граждан, они принимают жалобы от них на нарушения их прав, но могут лишь ходатайствовать об отмене незаконных решений и распоряжений властей. Ежегодно они представляют отчеты парламенту. В 1975 г. учреждена также должность омбудсмена потребителей, призванного защищать их интересы от недобросовестных производителей товаров и торговцев.

Расследование подавляющего количества дел об уголовных преступлениях ведет полиция, наиболее серьезных дел - прокуратура. Поддерживает обвинение в суде государственный обвинитель (прокурор). Он вправе отказаться от судебного преследования, даже если речь идет о серьезном преступлении, либо вместо передачи дела в суд предложить обвиняемому уплатить предусмотренный законом штраф, тем самым признав себя виновным. Правами на прекращение уголовного дела, в том числе с уплатой штрафа, обладает и полиция. Поддерживают обвинение по уголовным делам в судах низшей инстанции, как правило, окружные прокуроры, в апелляционных судах - прокуроры графств, в Верховном суде - Генеральный прокурор (он состоит при Верховном суде, но осуществляет общий контроль за деятельностью прокуроров всех рангов и их помощников).

Интересы сторон в гражданском процессе, как и обвиняемого и потерпевшего в уголовном процессе, могут, но не обязательно представлять адвокаты. Выступать в суде в качестве адвокатов вправе только члены Шведской ассоциации адвокатов, принятые в нее после пяти лет практической юридической работы и сдачи соответствующих экзаменов. Значительное число жителей Швеции имеет право на бесплатную либо частично оплачиваемую ими юридическую помощь, в том числе со стороны государственного защитника по уголовному делу. Кроме того, многие из них застрахованы на случай расходов по судебных делам.

Шведское законодательство допускает также рассмотрение гражданских споров, касающихся коммерческих сделок, арбитрами. Однако арбитражное соглашение не может быть применено к спору между предприятием и потребителями товаров, услуг, поставляемых для личного пользования. Согласно Закону об арбитраже 1999 г. при условии обоюдного согласия на рассмотрения спора независимым арбитром каждая из сторон назначает своего арбитра, а те выбирают третьего. Решение арбитров окончательно, но по некоторым формальным основаниям может быть обжаловано в суды общей юрисдикции.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) См.: Берман Г. Западная традиция права. Эпоха формирования. М., 1998. С. 148.

*(2) Цит. по: Берман Г. Западная традиция права. Эпоха формирования. М., 1998. С. 105.

*(3) Блок М. Апология истории. М., 1986. С. 143.

*(4) Там же. С. 145.

*(5) Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988. С. 170.

*(6) Там же. С. 191.

*(7) См.: Лафитский В.И. Воскресение права. Часть первая. Дни созидания. Часть вторая. В мире распятого Христа. М., 2008. С. 80-88.

*(8) См.: Блаженный Августин. О свободной воле (De Libero Arbitrio, 395 г.); Симплицию (Ad Simplicianum 396 г.); и др. Анализ этих произведений см.: Saint Augustine // Stanford Encyclopedia of Philosophy // <http://plato.stanford.edu/entries/augustine>.

*(9) Блаженный Августин. О Граде Божием. Минск - М., 2000. С. 1085.

*(10) Там же. С. 1042, 1043.

*(11) Там же.

*(12) Там же. С. 1061.

*(13) Блаженный Августин. О Граде Божием. С. 1016.

*(14) Там же. С. 165.

*(15) Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Блаженного Августина // Библиотека "Вехи". <http://www.vehi.net/etrubeckoi/avgustin>.

*(16) Подробнее см.: О'Donnell J.J. Augustine, City of God // <http://ccat.sas.upenn.edu/jod/augustine/civ.html>.

*(17) Блаженный Августин. Исповедь. М., 2006. С. 348.

*(18) Он же. О Граде Божием. С. 3.

*(19) Там же. С. 89.

*(20) См.: Блаженный Августин. О Граде Божием. С. 659.

*(21) Там же. С. 703.

*(22) Там же. С. 708.

*(23) Там же. С. 457.

*(24) Там же. С. 456.

*(25) Там же. С. 980.

*(26) Там же. С. 245, 246.

*(27) Там же. С. 716.

*(28) Там же. С. 164.

*(29) Там же. С. 1033.

*(30) Блаженный Августин. О Граде Божием. С. 1035, 1036.

*(31) Там же. С. 671.

*(32) Там же. С. 1038.

*(33) Там же. С. 263, 264.

*(34) Блаженный Августин. Enchiridion (Настольная книга о вере, надежде, любви). Глава XXII // <httpp://www.ccel.org/a/augustine>.

*(35) См.: Блаженный Августин. О благодати и свободной воле. Глава 29 // <http://www.newadvent.org.fathers/1510htm>.

*(36) См.: Он же. О Граде Божием. С. 683.

*(37) См.: Он же. Исповедь. С. 64.

*(38) См.: Он же. Enchiridion. Глава XXX.

*(39) Он же. О Граде Божием. С. 708.

*(40) Подробный очерк об учении Фомы Аквинского см.: Лафитский В.И. Воскресение права. Часть первая. Дни созидания. Часть вторая. В мире распятого Христа. М., 2008. С. 230-271.

*(41) См.: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 2. Книга 1. Вопрос 93. Раздел 2.

*(42) Там же. Раздел 4.

*(43) См.: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 2. Книга 1. Вопрос 94. Раздел 2.

*(44) Там же. Раздел 5.

*(45) Там же. Вопрос 100. Раздел 1.

*(46) Там же. Вопрос 94. Раздел 3.

*(47) Там же. Вопрос 20. Раздел 2.

*(48) Там же. Вопрос 100. Раздел 9.

*(49) Там же. Вопрос 99. Раздел 2.

*(50) Там же. Вопрос 100. Раздел 5.

*(51) Там же. Вопрос 91. Раздел 4.

*(52) Там же. Вопрос 97. Раздел 4.

*(53) Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 1. Вопрос 21. Раздел 1.

*(54) Там же. Часть 2. Книга 1. Вопрос 100. Раздел 2.

*(55) Там же. Часть 2. Книга 2. Вопрос 59. Раздел 1.

*(56) Там же. Часть 1. Вопрос 92. Раздел 2.

*(57) Там же. Часть 2. Книга 2. Вопрос 66. Раздел 2.

*(58) Он же. О правлении государей. Книга 1. Глава 1.

*(59) См.: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 2. Книга 1. Вопрос 105. Раздел 2.

*(60) Там же. Книга 2. Вопрос 61. Раздел 1.

*(61) Там же. Книга 1. Вопрос 105. Раздел 2.

*(62) Там же. Вопрос 78. Раздел 1.

*(63) Там же. Вопрос 77. Раздел 1.

*(64) Там же. Книга 2. Вопрос 71. Раздел 4.

*(65) Там же. Книга 1. Вопрос 104. Раздел 3.

*(66) Там же. Вопрос 98. Раздел 1.

*(67) Там же. Вопрос 91. Раздел 5.

*(68) Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 2. Книга 1. Вопрос 105. Раздел 1.

*(69) Там же. Вопрос 107. Раздел 1.

*(70) Там же.

*(71) Там же. Раздел 2.

*(72) Там же. Вопрос 108. Раздел 1.

*(73) Там же. Вопрос 107. Раздел 1.

*(74) Там же. Вопрос 108. Раздел 1.

*(75) Там же. Вопрос 106. Раздел 4.

*(76) Там же. Вопрос 99. Раздел 3.

*(77) Там же. Вопрос 90. Раздел 2.

*(78) Там же. Вопрос 100. Раздел 8.

*(79) Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 2. Книга 1. Вопрос 96. Раздел 1.

*(80) Там же. Вопрос 95. Раздел 3.

*(81) Там же. Вопрос 91. Раздел 5.

*(82) Там же. Вопрос 96. Раздел 2.

*(83) Там же. Вопрос 95. Раздел 2.

*(84) Там же. Вопрос 96. Раздел 4.

*(85) Там же.

*(86) Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 2. Книга 1. Вопрос 92. Раздел 1.

*(87) Там же. Вопрос 96. Раздел 2.

*(88) Там же. Вопрос 97. Раздел 1.

*(89) Там же. Вопрос 96. Раздел 2.

*(90) Там же. Вопрос 78. Раздел 1.

*(91) Там же. Раздел 5.

*(92) Там же. Вопрос 92. Раздел 5.

*(93) Там же. Вопрос 90. Раздел 4.

*(94) Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 2. Книга 1. Вопрос 91. Раздел 4.

*(95) Там же. Вопрос 104. Раздел 4.

*(96) Там же. Вопрос 60. Раздел 5.

*(97) Там же. Вопрос 95. Раздел 4.

*(98) Там же. Вопрос 98. Раздел 6.

*(99) Там же. Вопрос 99. Раздел 5.

*(100) Там же. Вопрос 92. Раздел 2.

*(101) Там же. Вопрос 101. Раздел 3.

*(102) Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 2. Книга 1. Раздел 3.

*(103) Там же. Вопрос 97. Раздел 3.

*(104) Там же.

*(105) Там же. Книга 2. Вопрос 58. Раздел 5.

*(106) Там же. Книга 1. Вопрос 105. Раздел 1.

*(107) Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 2. Книга 2. Вопрос 60. Раздел 1.

*(108) Там же. Вопрос 58. Раздел 1.

*(109) Там же.

*(110) Там же. Книга 1. Вопрос 87. Раздел 3.

*(111) Там же. Вопрос 113. Раздел 2.

*(112) Там же. Книга 2. Вопрос 60. Раздел 5.

*(113) Там же. Книга 1. Вопрос 95. Раздел 1.

*(114) Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 2. Книга 2. Вопрос 67. Раздел 1.

*(115) Там же. Вопрос 60. Раздел 5.

*(116) Он же. О правлении государей. Книга 1. Глава 1.

*(117) Он же. Сумма теологии. Часть 2. Книга 1. Вопрос 98. Раздел 5.

*(118) Он же. О правлении государей. Книга 1. Глава 15.

*(119) Он же. Сумма теологии. Часть 2. Книга 1. Вопрос 105. Раздел 1.

*(120) Фома Аквинский. О правлении государей. Книга 1. Глава 2.

*(121) Там же. Глава 3.

*(122) Он же. Сумма теологии. Часть 2. Книга 1. Вопрос 105. Раздел 1.

*(123) Он же. О правлении государей. Книга 1. Глава 3.

*(124) Там же. Глава 6.

*(125) Бернарт де Вентадорн. Песни. М., 1979. С. 95.

*(126) Вальтер фон дер Фогельвейде. Стихотворения. М., 1986. С. 57, 58.

*(127) Там же. С. 95.

*(128) Там же. С. 97.

*(129) См.: Боккаччо Дж. Жизнь Данте // Мир Данте: в 3 т. М., 2002. Т. 3. С. 11.

*(130) Мир Данте. Т. 2. С. 189.

*(131) Там же. С. 227.

*(132) Там же. Т. 3. С. 207.

*(133) Данте. Божественная комедия. Рай. Песня 24. 130. 144 (здесь и далее в переводе М. Лозинского).

*(134) Там же. Чистилище. Песня 33. 37.

*(135) Псалтирь. Псалом 71. Стихи 6-12.

*(136) См.: Исаия. Глава 10. Стих 3.

*(137) Данте. Монархия. С. 235.

*(138) Данте. Монархия. С. 233.

*(139) Там же. С. 235.

*(140) Там же. С. 235.

*(141) Там же. С. 235.

*(142) Он же. Пир. С. 149.

*(143) Там же. С. 153.

*(144) Там же. 148.

*(145) Он же. Монархия. С. 234.

*(146) Данте. Божественная комедия. Чистилище. Песня 16. 106. 114; 127-129.

*(147) Он же. Монархия. С. 245.

*(148) Там же.

*(149) Там же. С. 266.

*(150) Он же. Пир. С. 188.

*(151) Он же. Монархия. С. 234.

*(152) Он же. Божественная комедия. Чистилище. Песня 16. 58. 105.

*(153) Данте. Божественная комедия. Рай. Песня 10. 42

*(154) Там же. Песня 19. 58. 69.

*(155) Данте. Божественная комедия. Чистилище. Песня 16. 58. 83.

*(156) См.: Новеллино. М., 1984. С. 133, 134.

*(157) Прекрасная Магелона. Фортунат. Тиль Уленшпигель. М., 1986. С. 223.

*(158) Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 344.

*(159) <http://www.i-friesland.com/history.html>.

*(160) Блок М. Феодальное общество. М., 2003. С. 115.

*(161) Джованни Виллани. Новая хроника, или история Флоренции. М., 1997. С. 223.

*(162) Виноградов П.Г. Римское право в средневековой Европе. М., 2010. С. 7.

*(163) Там же. С. 7.

*(164) Кодекс Юстиниана был создан в период с 529 по 534 г. и включал в себя три части: собственно Кодекс, содержавший указы римских императоров; "Дигесты" (или "Пандекты), в которых содержались цитаты и отрывки из произведений римских юристов, и "Институции" - краткий учебник по праву. Четвертая часть - "Новеллы", - содержавшая новые указы византийских императоров, появилась позднее. Все части Кодекса имели силу закона.

*(165) Рене Д. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 56.

*(166) См.: Savigny F. The Vocation of Our Age for Legislation and Jurisprudence. Birmingham. 1986. P. 48.

*(167) Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М., 2007. С. 250.

*(168) Рене Д. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 57.

*(169) Цит. по: Виноградов П.Г. Римское право в средневековой Европе. С. 24.

*(170) Там же. С. 39.

*(171) В частности, в статутах 1427 и 1433 гг. Испании и в статуте 1446 г. Португалии было установлено, что мнения Бартола считаются обязательным доктринальным толкованием в тех случаях, когда молчат источники римского права и комментарии Аккурсия.

*(172) См.: Берман Г. Западная традиция права. Эпоха формирования. М., 1998. С. 160.

*(173) Там же. С. 124.

*(174) См.: Берман Г. Западная традиция права. Эпоха формирования. М., 1998. С. 124.

*(175) Иеринг Р. Значение римского права для нового мира. СПб., 1875. С. 3; Он же. Дух римского права на различных ступенях его развития. СПб., 1875. С. 1.

*(176) Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. С. 4.

*(177) Там же. С. 70.

*(178) Там же. С. 72.

*(179) Виноградов П.Г. Римское право в средневековой Европе. С. 82. Речь, в частности, идет о таком великом памятнике законотворчества, как Саксонское зерцало.

*(180) Там же. С. 93.

*(181) Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988. С. 329.

*(182) При работе над текстом Декларации были использованы предшествующие переводы, изданные в следующих книгах: Тексты Конституций. Сборник первый / пер. Ф.Ф. Кокошкина. М., 1905. С. 27-29; Конституции и законодательные акты буржуазных государств. XVII-XIX вв. М., 1957. С. 250-252; Французская республика: конституция и законодательные акты / под ред. В.А. Туманова. Сост. В.В. Маклаков, В.Л. Энтин. М., 1989. С. 26-29.

*(183) Цит. по: Манфред А.З. Великая Французская революция. М., 1983. С. 77.

*(184) Талейран. Мемуары. М., 1959. С. 126.

*(185) Цит. по: Французская республика: конституция и законодательные акты. С. 30.

*(186) Тексты Конституций. Сборник первый / пер. Ф.Ф. Кокошкина. С. 30; Конституции и законодательные акты буржуазных государств. XVII-XIX вв. С. 252.

*(187) Тексты Конституций. Сборник первый / пер. Ф.Ф. Кокошкина. С. 31-32; Конституции и законодательные акты буржуазных государств. XVII-XIX вв. С. 253.

*(188) Тексты Конституций. Сборник первый / пер. Ф.Ф. Кокошкина. С. 30-31, 34, 41); Конституции и законодательные акты буржуазных государств. XVII-XIX вв. С. 252, 253, 255, 261.

*(189) Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1903. С. 347.

*(190) См.: Конституции и законодательные акты буржуазных государств. XVII-XIX вв. С. 275.

*(191) Цит. по: История Франции. Т. 2. М., 1973. С. 123; Memorial de Sainte Helene. Journal of the private life and conversations of the Emperor Napoleon at Saint Helena by Count Emmanuel De Las Cases // <http://www.napoleon-series.org/research/cases>.

*(192) Тарле Е.В. Наполеон. М., 1957. С. 131.

*(193) В связи с этим отметим, что первый проект Гражданского кодекса был подготовлен в течение четырех месяцев. Затем он был разослан в высшие суды Франции. После получения их отзывов проект был рассмотрен в Государственном Совете под руководством Наполеона. После этого проект поступил в Трибунат и Законодательный корпус. В течение одного года (с марта 1803 г. по март 1804 г.) 36 законов, составлявших Кодекс были приняты и введены в действие. В полном объеме Кодекс, был издан 21 марта 1804 г.

*(194) Цит. по: История Франции. Т. 2. М., 1973. С. 124.

*(195) См.: Holmberg T. The Civil Code: an Overview // <http://www.napoleon-series.org/research/government/code>.

*(196) См.: Французский гражданский кодекс 1804 г. М., 1941.

*(197) Перетерский И.С. От переводчика // Французский гражданский кодекс 1804 г. М., 1941. С. 6.

*(198) Конституция и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. М., 1957. С. 447.

*(199) Конституции буржуазных стран. Т. I. М., 1935. С. 83-115; Constitutions that Made History. Ор. cit. P. 359-387.

*(200) Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1983. С. 411.

*(201) Конституции зарубежных государств / сост. В.В. Маклаков. М., 2000. С. 132-159; Конституции государств Европы. Т. 2. С. 104-132.

*(202) Бергманн В. Введение к пониманию германского Гражданского уложения // Гражданское уложение Германии. М., 2006. С. IX.

*(203) Там же.

*(204) Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М., 2007. С. 259.

*(205) См.: Конрад Хессе. Основы конституционного права ФРГ / пер. Е.А. Сидоровой. М., 1981. С. 311.

*(206) Там же. С. 276, 277.

*(207) Там же. С. 292.

*(208) Конрад Хессе. Указ. соч. С. 292.

*(209) Creifelds Rechtswoerterbuch. C.H. Beck. Munchen, 2000. S. 128.

*(210) Creifelds Rechtswoerterbuch. C.H. Beck. Munchen, 2000. P. 1058.

*(211) Конрад Хессе. Указ. соч. С. 58.

*(212) См. Конрад Хессе. Указ. соч. С. 63.

*(213) Конрад Хессе. Указ. соч. С. 105.

*(214) См.: Конрад Хессе. Указ. соч. С. 111.

*(215) См.: Deutsches Verwaltungsrecht, Band I, 1895, 9, 13; Wolf/Kluth/Muller/Peilert, Verwaltungsrecht I. Ein Studienbuch. 12. Aufl age, 2007, § 3, s. 29.

*(216) См.: Maurer. Allgemeines Verwaltungsrecht, § 6, s. 124.

*(217) Хотя подлинный характер этих деяний в теории германского уголовного права до конца не определен, относя эти проступки к административным правонарушениям, германские теоретики как на определяющий признак указывают на то, что они не имеют криминального содержания, иными словами, определяют сущность через отрицание (см.: Creifelds Rechtswoerterbuch. C.H. Beck. Munchen, 2000. S. 969).

*(218) См.: Решетников Ф.М., Мулукаева О.Р. Правовые системы стран мира. М., 1993. С. 55.

*(219) См.: Goltdammers Archiv fuer Strafecht. 1991. S. 589.

*(220) См.: Storn, Umweltrecht, Einffihrung, 8. Auflage, 2006, § 1, s. 15-17.

*(221) BD-Drucks VI/2710.

*(222) Erbguth/Schlacke, Umweltrecht, § 4, а. 7, s. 45, Klopfer, Umweltschutzrecht, § 2, s. 4244, Caspar в Koch, Umweltrecht, § 2, s. 64.

*(223) См.: Budenbender, Zur Dogmatik des Energierechts, 1992, s. 502.

*(224) См.: Huse в Germer/Loibl (Hrsg.) Energierecht. Handbuch. 2. Auflage, 2007, s. 125.

*(225) См.: Koenig/Kuhling/Rasbach, Energierecht, s. 35.

*(226) Das Burgerliche Gesetzbuch - BGB.

*(227) Книга 1 - Общая часть (§ 1-210 ГГУ); Книга 2 - Обязательственное право (§ 241-853 ГГУ); Книга 3 - Вещное право (§ 854-1296 ГГУ); Книга 4 - Семейное право (§ 1297-1921 ГГУ); Книга 5 - Наследственное право (§ 1922-2385 ГГУ).

*(228) Das Gleichberechtigungsgesetz.

*(229) Das Testamentsgesetz.

*(230) Директивы от 25 мая 1999 г., от 8 июня 2000 г. и от 29 июня 2000 г.; подробнее об этом ниже в разделе об обязательственном праве.

*(231) Так называемые Verpflichtungsgeschaft, Verfugungsgeschaft - Larenz / Wolf, Allgemeiner Teil des Burgerlichen Rechts, ab. 31-33, 35-37, s. 410-412.

*(232) Ruthers/Stadler, Allgemeiner Teil des BGB, абзац 14-16, стр. 126-128.

*(233) Kohler, BGB Allgemeiner Teil, абзац 5, стр. 36.

*(234) Brox/Walker, Allgemeiner Teil des BGB, абзац 77, стр. 40.

*(235) Kohler, BGB Allgemeiner Teil, абзац 193, 195, стр. 86, 87.

*(236) Brox/Walker, Allgemeines Schuldrecht, § 7, абзац 1, стр. 74, Looschelders, Schuldrecht, Allgemeiner Teil, § 13, абзац 233, стр. 82.

*(237) Wolf/Wellenhofer, Sachenrecht, 24. Auflage, 2008, § 1, ab. 1, s. 1.

*(238) Wolf/Wellenhofer, Sachenrecht, 24. Auflage, 2008, § 3, ab. 1, s. 20.

*(239) Tschernitschek/Saar, Familienrecht, 4. Auflage, 2008, абзац 270, стр. 161.

*(240) Schwab, Familienrecht, 16. Auflage, 2008, § 29, абзац 212, стр. 102.

*(241) Brox/Walker, Erbrecht, 22. Auflage, 2007, § 1, абзац 2, стр. 1.

*(242) Handelsrecht.

*(243) 68/151/EWG; 78/600/EWG.

*(244) Так называемый COTIF 1980 г.

*(245) Roth, Handels- und Gesellschaftsrecht, 6. Auflage, 2001, § 2, абзац 40, стр. 20.

*(246) Canaris, Handelsrecht, § 2, абзац 16, стр. 23, Klunzinger, Grundzuge des Handelsrechts, 13. Auflage, 2006, § 6, стр. 48, 49.

*(247) Canaris, Handelsrecht, 24. Auflage, 2006, § 1, абзац 7, стр. 4.

*(248) Grunewald, Gesellschaftsrecht, 7. Auflage, 2008, абзац 6, стр. 98.

*(249) Die Gesellschaft mit beschrankter Haftung (GmbH) - в дальнейшем в тексте использовано российское сокращение - ООО.

*(250) Количество акционерных обществ в 2006 г. составляло 15 500, из которых примерно 1000 котируется на бирже. - Eisenhardt, Gesellschaftsrecht, § 34, абзац 476, 479, стр. 264, 266, Grunewald, Gesellschaftsrecht, абзац 5, стр. 241, Klunzinger, Grundzuge des Gesellschaftsrechts, 14. Auflage, 2006, § 8, стр. 153.

*(251) Zoller/Loritz,/Hergenroder, Arbeitsrecht, 6. Auflage, 2008, § 1, стр. 2.

*(252) Junker, Grundkurs Arbeitsrecht, 7. Auflage, 2008, § 1, стр. 2.

*(253) Kammer - так в Германии называются судебные составы, специализирующиеся на рассмотрении определенной категории судебных дел.

*(254) Так называется обжалование судебного решения или приговора с обходом одной инстанции (скачком). Такая кассация производится вместо апелляции (§ 566-а ГПК, § 335 УПК). Обычно она предпринимается для выяснения принципиальных вопросов права кассационным судом и для своего проведения требует согласие противной стороны гражданского, трудового или административного спора. По уголовным делам такого согласия не требуется, и "скачковая" кассация может быть предпринята даже в том случае, когда противная сторона настаивает на апелляции.

*(255) I Республика - 1793-1802 гг.; II Республика - 1848-1852 гг.; III Республика - 1875-1940 гг.; IV Республика - 1946-1958 гг.

*(256) Вообще современных французов трудно заподозрить в особо трепетном отношении к действующей Конституции. Во всяком случае, то, что она для них не "священная корова", можно судить по следующим цифрам. Из 92 статей Конституции 1958 г. только 32 не поверглись изменениям, 15 статей были отменены, 62 подверглись изменениям большей или меньшей степени важности, иногда неоднократно, в Конституцию была введена 31 новая статья, она увеличилась с 92 до 108 статей. Французские специалисты скрупулезно подсчитали, что Конституция серьезно "пополнела": от 6661 (а если не считать переходных положений - 6216 слов) до 11 125 слов, или от 35 738 до 60 859 знаков.

*(257) Конституционные законы: от 2 октября 2000 г. N 2000-64 - о продолжительности мандата Президента Республики; от 25 марта 2003 г. N 2003-267 - о европейском мандате на арест; от 28 марта 2003 г. N 2003-276 - о децентрализованной организации Республики; от 1 марта 2005 г. N 2005-204 - об изменении разд. XV Конституции; от 1 марта 2005 г. N 2005-205 - относительно Хартии окружающей среды; от 23 февраля 2007 г. N 2007-237 - о дополнении ст. 77 Конституции; от 23 февраля 2007 г. N 2007-238 - об изменении разд. XI Конституции; от 23 февраля 2007 г. N 2007-239 - относительно запрета смертной казни; от 4 февраля 2008 г. N 2008-103 - об изменении разд. XV Конституции; от 23 июля 2008 г. N 2008724 - о модернизации институтов V Республики.

*(258) См.: Mauroy P. C'est ici le chemin. P., 1982. Р. 98.

*(259) См.: Le Monde du. 27 sept. 2008.

*(260) Цит. по: Blandine B.-K. L' Etat et democratie. Paris, 1986. P. 83.

*(261) Так, в Германии не существует концепции независимых административных органов. Однако в стране действуют высшие автономные федеральные органы.

В США - Агентства; В Канаде - Комиссии; в Великобритании - "Quangos" (квазиавтономные неправительственные организации). Большинство стран проявляют достаточную сдержанность в квалификации этих административных инстанций.

В США только "Независимые регулирующие агентства", в свою очередь, подразделяемые на "независимые регламентарные агентства" и "Исполнительные агентства", могут быть отнесены к независимым административным органам.

В Великобритании насчитывается 120 исполнительных агентств, ответственных за текущее управление, и более 1200 внешних публичных органов в министерских структурах. Среди всех этих органов близки к независимым административным органам те, состав которых гарантирует независимость и задача которых состоит в секторальном регулировании.

В Испании различаются органы, наделенные специальной автономией (близкие к НАО) и учреждения, привязанные к администрации.

В Италии органы, создаваемые с 1970-х гг., следуют французской модели. Но название "независимые органы" может также обозначать административные службы, консультативные органы или инстанции, наделенные правом принятия решений.

В Норвегии, где впервые появились независимые инстанции, их понятие только доктринальное.

В Нидерландах понятие НАО введено доктриной. Ему соответствуют около 200 органов.

В Швейцарии существуют независимые органы, связанные с центральной администрацией и органы в целом автономные, такие как Федеральный институт интеллектуальной собственности и Служба по контролю над медикаментами.

В странах Центральной и Восточной Европы появилось множество независимых органов после падения прежних режимов (20 - в Латвии).

В Европейском Союзе только один орган - Европейский посредник (учрежден в 1994 г.) - может быть охарактеризован как независимый орган.

*(262) См.: Франция. Конституция и Законодательные акты. М., 1989 г.

*(263) См.: Dalloz. 1989. P. 305.

*(264) См.: Ведель Ж. Административное право Франции. М., 1973. С. 119.

*(265) См.: Savantiev R. Comment repenser la conception fTancais actuelle de responsabilite civil. D. 1966. Chron. Р. 149. Bach L. Reflexions sur le probleme dn fodement de la responsabilite. Rev. tnim. dr. civ., 1977, 17.

*(266) См.: Code de la propriete intellectuelle. Dalloz. 2003.

*(267) См.: Code cirile. 2005. Dalloz.

*(268) См.: Code de commerce. 2006. Dalloz.

*(269) См.: Schlapfer F. Schweizer Lexikon der popularen Irrtumer: Missverstandnisse und Vorurteile von Alpenklubler bis Zwingli. Pendo Verlag. Munchen, 2004. S. 104.

*(270) <http://www.admin.ch/org/polit/00056/index.html?lang=fi>.

*(271) См. подробнее: Петров И.А. Очерки истории Швейцарии. Екатеринбург, 2006. С. 78.

*(272) См. подробнее: Domeisen N. Schweizer Verfassungsgeschichte, Geschichtsphilosophie und Ideologie, Bern, 1978. S. 43.

*(273) Петров И.А. Очерки истории Швейцарии. Екатеринбург, 2006. С. 238, 239.

*(274) См.: Kastli T., Schweiz D. Eine Republic in Europa. Geschichte des Nationalstaates seit 1798. NZZ-Verlag. Zurich, 1998. S. 78.

*(275) "Сувереном является сообщество граждан".

*(276) "Все посредством нынешнего союза объединенные народы 22 суверенных кантонов... образуют в их единстве швейцарскую Конфедерацию" (нем.).

*(277) "Кантоны суверенны в той степени, в какой их суверенитет не ограничен федеральной конституцией" (нем.).

*(278) См.: His E. Geschichte des neuern schweizerischen Staatsrechts. Bd. 3: Der Bundesstaat von 1848 bis 1914. Basel, 1938. S. 23.

*(279) См.: Авраменко С.Л. Новая конституция Швейцарской Конфедерации: право и современность: сборник научных работ (1995-2001). М.: МГУП, 2001. С. 40-53.

*(280) Текст Конституции Швейцарии от 18 апреля 1999 г. на русском языке см.: <http://constitution.garant.ru/DOC_3864915.htm>.

*(281) В помощь Федеральному суду, располагающемуся в Лозанне, в 2002 г. создан Федеральный уголовный суд в Беллинцоне (кантон Тичино) и в 2004 г. - Федеральный административный суд в Санкт-Галлене (кантон Санкт-Галлен).

*(282) См.: Швейцарский УК на русском языке // <http://www.lawlibrary.ru/izdanie49984.html>.

*(283) См.: Beer J., Kovacs J., Szamel L. Magyar allamjog. Budapest, 1971. O. 88.

*(284) См.: Златопольский Д.Л. Государственный строй Венгерской Народной Республики. М., 1951. С. 4-16.

*(285) См.: Beer J., Kovacs J., Szamel L. Op. cit. O. 92.

*(286) См.: <http://www.fi desz.hu/index.php?CiKK=150640>.

*(287) В результате изменений, внесенных Законом 2011 г. о праве на объединение, "общественные организации" переименованы в "гражданские организации". См.: Magyar kozlony. 2011. N 143.

*(288) См.: Wenzel G. Az ossehasonlito jogtudomany es a magyar maganjog. Brest, 1896.

*(289) См.: Sarkozy T. A jogi sremelyek elmeletenec. Budapest, 1985. O. 46.

*(290) См.: Petrik F. A jogi szemely fogalma es fajtai Ugyvedek Lapja. 1993. N 4. О. 32.

*(291) См.: Csizmadia A., Kovacs K., Asztalos Z. Magyar allam - es jogtortenet. Budapest, 1978. O. 301.

*(292) См.: Fernandez de Bujan y Fernandez A. Derecho publico romano y reception del derecho romano en Espanf, Europa e Iberoamerica. 6 ed. Madrid, 2002. P. 263.

*(293) Ibid. P. 264.

*(294) См.: Бабилашвили А.Г. Исторические культурные и литературные взаимосвязи Грузии и Испании (Обзор). Тбилиси, 1981. С. 43; Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Каменный век. М., 1973. С. 302; Очерки общей этнографии. Зарубежная Европа. М., 1966. С. 410, 411.

*(295) В испанской литературе существует мнение, что в Испании судебная система вестготов укрепила существовавшие в скрытом состоянии дороманские институты обычного права, "германизировав" их. См.: Sanchez Albornoz C. Tradition y derecho visigodos en Leon y Castilla // Investigaciones y documentos sobre las instituciones hispanas. Santiago de Chile, 1970. P. 115-129.

*(296) Fernandez de Bujan y Fernandez A. Op. cit. P. 283-310.

*(297) Так, из германского права был воспринят запрет на передачу недвижимости женщинам, брак напоминал договор купли-продажи, даже дары, приносимые женихом невесте, назывались ценой и т.д. См.: Медведев С.Н. Феодальное право Испании V-VII веков: автореф. дис.... д-ра юрид. наук. Ставрополь, 1995. С. 18, 20.

*(298) См.: Медведев С.Н. Указ. соч. С. 4. Кроме того, этот акт известен тем, что допустил смешанные браки между испано-римлянами и готами, запрещенные со времен императора Валентиниана III. Эти запреты существовали и в кодексе Эйрика, и в кодексе Аларика II. Там же. С. 12. В конечном счете это разрешение способствовало ускорению объединения двух народов.

*(299) См.: Urena R. La legislation gotico-espanol. Madrid, 1905. P. 296.

*(300) Медведев С.Н. Указ. соч. С. 11.

*(301) См. об этом: Llorca C. Parlamentarismo y constituciones en Espaсa. Madrid: ISTMO, 1988. P. 21.

*(302) Название мазхаб получил по имени его основателя - имама Малика, который нормы исламского права устанавливал в том числе и из такого источника как практика жителей Медины. Он рассуждал следующим образом: поскольку многие из жителей Медины являются потомками пророка Мохаммеда, а Медина - это то место, где он провел последние 10 лет жизни, бытовавшие среди жителей Медины обычаи хотя и не могли поощряться им лично, но обязательно должны были получить статус разрешенных. Поэтому "Имам Малик считал традиции Медины одним из видов очень достоверной Сунны, повествуемой делами, а не словами". Абу Амина Биляль Филипс. Эволюция Фикха // Исламский закон и Мазхабы. Киев, 2001. С. 213.

*(303) См. об этом § 6 настоящей главы.

*(304) См. подробнее о его трудах: Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права: в 2 т. Т. 2. М., 2011. С. 50-54.

*(305) См. § 6 настоящей главы.

*(306) См. подробнее: Марей А.В. Язык права средневековой Испании: От Законов XII таблиц до Семи Партид. М., 2008.

*(307) См.: Медведев С.Н. Гражданский кодекс Испании 1889 г. // Сравнительные опыты кафедры гражданского права и процесса Ставропольского государственного университета. Вып. 2. Ставрополь, 2003. С. 87-93.

*(308) Причем между принятием этих двух кодексов было рассмотрено и отклонено еще несколько проектов. См.: Bernal Llorens M. Cambio en la regulacieon contable: El Codigo de comercio de 1885 a traves de sus proyectos // Revista espanola de financiacion y contabilidad. Madrid, 2000. Vol. 29, N 103. P. 173-201.

*(309) Derecho constitutional. 8 ed. Vol. II. Madrid, 2010. P.15.

*(310) Понятие "вертикальное разделение властей" было воспринято испанской наукой из немецкой доктрины и использовано уже в одном из первых решений Конституционного трибунала Испании STC 4/1981 от 2 февраля 1981 г.

*(311) См.: Rodriguez Zapata J. Teoria y practica del derecho consitucional. Madrid: Tecnos, 1996. P. 66.

*(312) См.: Rodriguez Zapata J. Teoria y practica del derecho consitucional. Madrid: Tecnos, 1996. P. 97, 98.

*(313) См.: Rubio Llorente F. El bloque de constitucionalidad // Revista Espanola de Derecho Constituciona. Madrid, 1989. A. 9. N 27. P. 9-37; Carpio Marcos E. Bloque de constitucionalidad y proceso de inconstitucionalidad de las leyes // Revista Iberoamericana de Derecho Procesal Constitutional. Mexico, 2005. Vol. 5. P. 89-95.

*(314) Пункт 2 ст. 75 гласит: "Палаты могут уполномочивать постоянные законодательные комиссии принимать законопроекты и законодательные предложения. Однако палаты могут в любой момент потребовать обсуждения и голосования на пленарном заседании любого законопроекта или предложения, которые явились предметом делегации".

*(315) Gracia de Entema E., Fernandez Rodrigues T.R. Curso de derecho administrativo. 6 ed. Vol. I. Madrid, 1993. P. 133.

*(316) См.: Tur Ausina R. El control parlamentario de los decretos-leyes. Madrid, 2002. P. 42-50.

*(317) Gonzales Alvarez R. El derecho a la tutela jurisdictional efectiva: El mito de una serendipia procesal // Revista Iberoamericana de derecho procesal garantista. 2008. P. 14, 15, 22. <http://egacal.e-ducativa.com/upload/2008_GonzalezRoberto.pdf>; Lopez Guerra L. Introduction al derecho constitutional. Valencia. 1994. P. 23.

*(318) В своем решении от 3 июля 1997 г. (STC 126/1997) Конституционный суд сослался на историческую символику передачи титулов, в то время как истцы подчеркивали экономическую составляющую обладания титулом.

*(319) <http://www.boe.es/boe/dias/2006/10/31/pdfs/A37742-37743.pdf>.

*(320) <http://www.diputaciondelagrandeza.es/aboutmore.htm>.

*(321) "Сборщик во фраке" - лицо, занимающееся взысканием долгов достаточно необычным способом - путем следования везде за должником. Он не приближается к должнику и ничего от него не требует, однако, поскольку окружающие знают, что означает присутствие человека во фраке, общественный интерес и сильное психологическое давление должнику гарантированы. Обычно должник долго его не выдерживает и выплачивает долг.

*(322) Это появившаяся недавно современная форма взыскания долгов, но при этом сборщики одеты в старинное монашеское одеяние.

*(323) <http://www.elcobradordelfrac.com/codigo_deontologico/es-codigo-deontolog ico>.

*(324) BOCG. 2008. serie D, N 72, de 26 de Septiembre.

*(325) См.: Molina Melia A. Sistema matrimonial Espanol // Jundica. Anuario del Departamento de Derecho de la Universidad Iberoamericana. Mexico, 1999. N 29. P. 313-334.

*(326) Если предварительно не был получен сертификат, то это затягивает последующее внесение в реестр органов ЗАГС, поскольку дополнительно осуществляется проверка вступивших в брак на предмет соответствия требованиям ГК.

*(327) См. об этом подробнее: Blazquez Rodriguez I. Pluralidad de formas de celebration y matrimonio musulman. Una perspectiva desde el derecho international privado espanol // Boletm Mexicano de Derecho Comparado, Mexico, 2004. N 110, Seccion de Articulos, 2004. P. 425-477.

*(328) Во-первых, в соответствии со ст. 93 Конституции право на заключение международных договоров, предусматривающих передачу международным организациям или учреждениям осуществления полномочий, которые вытекают из Конституции, предоставляется не обычным, а органическим законом. Такой закон должен быть принят в целом при окончательном голосовании в нижней палате парламента абсолютным большинством голосов депутатов и передан на рассмотрение в Сенат. Во-вторых, предварительное согласие парламента требуется для заключения политических договоров; договоров или соглашений военного характера; договоров или соглашений, затрагивающих территориальную ц


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: