Участок урочище Раздеры – гора Иорданова – урочище Раздеры

Протяженность 12 км. Ходовое время 3 часа.

От Раздер необходимо идти по левой дороге. Дорога несколько раз пересекает реку, местами следует прямо по руслу реки. Через 1,5 часа дорога подходит к слиянию двух истоков щели Капустной. Впереди заметны три отрога вершины. Двигаться необходимо четко вверх по среднему отрогу. Местами просматривается тропа. Склон местами заросший труднопроходимым кустарником и молодым лесом. Отрог идет в южном направлении, местами переходя в юго-юго-западный. Через 1,5 часа подъема лес заканчивается, отрог выводит на большую поляну, впереди виднеется тригапункт вершины.

Возвращаться следует по пути подъема.

Участок урочище Раздеры – щель Ивановский Яр – гора Свинцовая – урочище Раздеры.

Протяженность 8 км. Ходовое время 2-3 часа.

От Раздер в северном направлении уходит еле заметная тропа, идущая вдоль старой заросшей лесовозной дороги. Эта тропа выведет к вершине Свинцовой. Тропа местами теряется, поэтому следует придерживаться отрога, идущего в северо-западном направлении. Местами подъем очень крут и поросший труднопроходимвм лесом. Через 1 час подъема лес заканчивается и начинается поляна. Далее следует двигаться в западном направлении, четко по водоразделу хребта. В районе перемычки начинается лес. От перемычки следует идти вверх в том же направлении. Здесь начинается подъем на вершину г. Свинцовой. Минут через 10 подъема, лес заканчивается и начинается поляна. Через 30 мин. вершина, на ней установлен тригапункт и памятник.

Возвращаться можно по пути подъема, а можно вниз по любому ручью, идущему в южном направлении, дойти до р. Адегой, а затем вниз по течению до Раздер.

Краеведческая справка. Во время русско-турецкой войны на вершине г. Свинцовой была крепость, которую черноморцы с большим трудом и потерями покорили, после трудных боев, за что гору назвали Свинцовой.

Согласно легенде, в годы гражданской войны прижали белогвардейцы партизан к Свицовой. Выручила одна из пещер – вход в нее заметил кто-то из партизан, увел туда товарищей и они там притаились. Когда один из карателей сунулся в пещеру, его убили. Обозлившись, каратели взорвали вход в пещеру. Сколько времени блуждали партизаны по ходам пещеры никто не знает. В одном из подземных казематов они встретили старого черкеса с девушкой – когда до них дотронулись они рассыпались. Когда партизаны вышли на поверхность, их было только трое, и все они были седыми.