Продолжателем дела Гофманна (который умер молодым, не успев до конца раскрыть свой талант) стал Христиан Август Крузиус (1715—1775). Находясь под влиянием немецкого пиетизма (который позже окажет влияние и на Канта), Крузиус уже в своей юношеской диссертации "De appetitibus insitis voluntatis humanae " ("О врожденных склонностях человеческой воли" 1742) подчеркнул независимость воли от интеллекта. Свобода — атрибут Бога в каждом человеке. Устранить свободу означало бы удалить мораль. В 1743 г. Крузиус в работе "De usu et limitibus principii rationis determinants, vulgo sufficients ("О применении и границах принципа определенности, или достаточного основания"), критикует принцип достаточного основания. В наиболее полном выражении этот принцип ведет к детерминизму, но опыт и факт свободы ограничивают его. Существуют свободные
==597
причины, и следует отличать физические причины от основания морального выбора действий. В "Наставлениях разумной жизни" (1744) он выступил против Вольфа, с одной стороны, отстаивая независимость воли от интеллекта, с другой — подчеркивая теологические основы этики.
|
|
В 1745 г. появляется "Описание необходимых истин разума в сопоставлении с возможными ". В ней Крузиус заменяет принцип достаточного основания следующим: "То, что не может быть осмыслено, ложно; то, что не может быть осмыслено как ложное, является истинным". Из этого принципа вытекают следующие три: a) principium contractionis (принцип противоречия): ничто не может одновременно быть и не быть; б) principium inseparabilium (принцип неотделимого): то, что не может быть осмыслено отдельно, не может и существовать отдельно; в) principium inconiugibilium (принцип несочетаемого): то, что не может быть осмыслено как одновременное и соприкасающееся, не может также и существовать как одновременное и связанное. Гносеологический характер этих принципов не должен вводить в заблуждение относительно общей природы метафизики Крузиуса: далекий от рационалистического подхода Вольфа, он, скорее, подчеркивает пределы концептуально созерцательного знания, несовпадения ordo idearum ("порядка идей") с ordo rerum ("порядком вещей"). Именно поэтому метафизика Крузиуса станет опорным пунктом в полемике против рационализма Вольфа и его школы. Противник детерминизма, защитник независимости воли, убежденный в существовании пределов разума, Крузиус отказывается и от оптимизма Лейбница Вольфа о лучшем из возможных миров: мир далек от совершенства, но как творение его можно усовершенствовать.
3.3. Иоганн Г. Ламберт: в поисках "царства истины"
Пожалуй, еще более авторитетным философом, нежели Крузиус, был Иоганн Генрих Ламберт (1728—1777). Выходец из скромной семьи, Ламберт пробил дорогу к знаниям упорным трудом. Он служил воспитателем в Швейцарии, много путешествовал, благодаря поддержке философа Иоганна Георга Шульцера (1720—1779), переводчика Юма и автора очерков по этике и искусству. Член Берлинской академии, в течение 12 лет он написал 52 работы. Занимаясь геометрией (его исследования в этой области позже опубликует Бернулли), Ламберт создал теорию воображаемых чисел;
|
|
значительный вклад он внес также в астрономию и фотометрию. Следует упомянуть его труды "Photometria, sive de mensura et gradibus luminis, colorum et umbrae" ("Фотометрия, или Об измерении и
==598
степенях света, цветов и тени", 1760) и "Космологические письма о структуре универсума" (1761). Ламберт создал фундаментальные методологические предпосылки метафизики Канта в "Трактате о критерии истины" (1761) и "О методе правильного доказательства в метафизике, теологии и морали" (17'62). По мнению Ламберта, необходимо следовать простым понятиям, вытекающим из опыта, но не зависящим от него (существование, протяженность, длительность, сила, движение и т. д.), и, комбинируя их, возводить цельное здание науки. Важно, как в геометрии, найти верные постулаты ("царство истины"), указывающие на отношения между простыми элементами. Две другие философские работы Ламберта — "Новый органон, или Мысли об исследовании и определении истинного "(П64) и "Набросок об архитектонике, или Теории простых первичных элементов в философском и математическом познании " (1771). Основная проблема "Архитектоники " — различие между логической и метафизической истиной. Логическая истина — нечто доступное осмыслению, т. е. возможное и непротиворечивое. Метафизическая истина не только должна быть доступна осмыслению, т. е. непротиворечива, но должна также доказывать, что относится к реально существующему, а не к сновидению. Проблема логики — отличить истинное от ложного, проблема метафизики — отличить истинное от мечты. Проблема перехода от возможного к действительному, от мысленного к существующему заинтересует и Канта.
3.4. Иоганн Н. Тетенс: "психологическое" обоснование метафизики
В круге проблем Ламберта и Канта вращается и творческая мысль Иоганна Николауса Тетенса. Он родился в 1736 г., учился в Ростоке и Копенгагене. Преподавал в университете Бютцова, а затем, в 1776 г., в Киле. В 1789 г., оставив преподавательскую деятельность в университете, служит в Министерстве финансов в Копенгагене. Занимался математикой, физикой, экономикой, интересовался педагогикой, лингвистикой и психологией. Тетенс был поглощен проблемой метода и обоснования метафизики. Но, в отличие от Ламберта и Канта, он заостряет внимание на психологическом аспекте проблемы. Это видно из его "Размышления по поводу некоторых причин того факта, что в метафизике есть только несколько установленных истин" (1760) и работы "Об общей созерцательной философии" (1775). Если мы хотим обосновать метафизику, пишет Тетенс, то не можем останавливаться на эмпирическом наблюдении, на чем спотыкаются английские философы; мы должны обратить внимание на активность разума, общую для всех людей. Однако эта активность разума не в трансцендентном смысле, как у Канта, а в
==599
эмпирико-психологическом. Та же идея получает развитие в самом крупном сочинении Тетенса "Философское исследование природы человека и ее развития" (1777). "Исходные чувственные представления, — пишет Тетенс, — являются основой для всего остального. Лаборатория души заставляет нас быть внимательными, чтобы получить из всего наблюдаемого наиболее полное знание, позволяющее понять отношение между чувственными представлениями и остальными возможностями души". Критический анализ теории причинности Юма показывает, что понятие причины вытекает не из связи между представлениями, а из активности разума. Близость Тетенса к Канту очевидна, даже если у него еще не просматривается проект трансцендентальных структур опыта.