Теизм, деизм, пантеизм, язычество. Стадии развитии язычества

Теизм – это учение о безраздельной власти над миром одного живого существа – Бога. Как правило, это существо обладает абсолютным знанием, всемогуществом и бессмертием. Но главное – божество это воспринимается как Личность и является Абсолютом, может одним своим желанием изменить всю Вселенную. Теизм включает в себя теистический монотеизм (деизм) и пантеизм.

Теистический монотеизм (деизм) – это система мировоззрения, при которой божество считается не просто самой могущественной сущностью, но большим, чем вся реальная материальная Вселенная, которая является в этом варианте лишь малой частью божества. Божество – гораздо больше всей материальной Вселенной. В рамках теистического монотеизма объяснение судьбы человека также может варьироваться: одни религии признают, что Бог властвует над миром и человеком совершенно произвольно, другие же, что Его власть опосредована специальным договором (заветом) между Богом и людьми, и этот договор может иметь разные формы. Соответственно, первые призывают человека быть угодным Богу любой ценой, вторые же требуют соблюдения закрепленных в договоре Божьих заповедей. К религиям Завета относятся иудаизм, христианство и ислам, некоторые относят к ним и зороастризм, но по последнему вопросу единства среди ученых нет.

Пантеизм – это система мировоззрения, при которой божество отождествляется со всей Вселенной, Вселенная – это и есть видимая часть божества, но в этом варианте божество практически тождественно Природе, и «равно» Вселенной, в отличие от деизма, где оно больше Вселенной. Пантеизм, как правило, является следствием развития языческого мировоззрения, которое на определенной стадии развития общества перестает полностью удовлетворять общественным запросам и тогда языческие культы объединяются в рамках пантеистической надсистемы.

Язычество – это класс религий, признающих верховным принципом мироздания, Высшей Силой, не Бога (или богов), а некий Высший Мировой Закон, который имеет два основных варианта – принцип этической причинности (также известный как принцип мировой справедливости) и принцип чистой причинности. При этом следует учесть, что Мировой Закон в любом его варианте – это не личность, это безличная программа, которая стоит выше людей и богов и которой подчиняется вся Вселенная, и люди и боги. Бог (или боги) в язычестве всегда подчиняется Мировому Закону и никак не способен его нарушить, он может что-то творить, только не нарушая его принципов, он подчиняется Мировому Закону, хотя пределы его ограничений гораздо шире, чем у людей, а возможности – больше. Справедливость мировым Законом может осуществляться самыми разными способами. Во-первых, она может осуществляться как бы сама собой, благодаря самому всемирному закону справедливости, или закону этической причинности. Во-вторых, справедливость может осуществляться волей властвующих в мире богов, которые могут быть организованы по разному – иерархически и беспорядочно, с верховным богом и без него, дуалистически (т.е. двумя лагерями – добрых богов и злых) и монистически (без такого разделения). В язычестве чаще всего говорится о власти множества богов (политеизм), но может признаваться и единоличный бог (монотеизм). Политеизм – это класс языческих учений, приписывающий власть в мире богам, непосредственно или опосредованно олицетворяющим природные стихии. Внутри этого класса можно выделить топографический политеизм, политеизм хаотический и иерархический, дуалистический и монистический, чистый и комбинированный; разновидностью комбинированного политеизма следует считать оккультный политеизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: