Соответствие между блоками в блок-схеме и операторами языка Pascal в программе (Вклеить сразу после оператора if)
| Фрагмент блок-схемы
| Оператор Pascal
|
| Ввод данных
(а – вещественное, т.е. типа real,
n – целое, т.е. типа integer)
| Ввод осуществляется с помощью оператора присваивания (текстовое значение, набранное в поле Edit_a, преобразуется в число, которое присваивается переменной a):
a:=StrToFloat(Edit_a.Text);
n:=StrToInt(Rdit_n.Text);
(StrToFloat – функция преобразования строкового значения –String – в действительное число -Real)
|
| Блок вычислений
| Оператор присваивания (результат, вычисленный справа от оператора:= присваивается переменной слева)
D:= b*b – 4*a*c;
Y:= Ln(abs(X)+3);
|
| Разветвление 1
| Условный оператор
if(условие)
thenоператор1
else оператор2;
Здесь оператор1соответствует «действиям 1», а оператор2 – «действиям 2»
Перед else точка с запятой не ставится.
|
| Разветвление 2
| Операторные скобки (в них заключают блок операторов – последовательность операторов)
if(условие) then
begin
оператор1;
оператор2;
оператор3
end
else
begin
оператор 4;
оператор 5;
end;
|
| Цикл с известным числом повторений
| Оператор цикла for
for i:=1 to n do оператор;
Здесь оператор соответствует «телу цикла».
(у оператора for незамкнутая структура: если тело цикла - блок операторов, он заключается в операторные скобки)
|
| Цикл с предусловием (ПОКА)
| Оператор цикла while
(у оператора незамкнутая структура: оператор, следующий за ключевым словом do, представляет собой тело цикла)
while (условие продолжения цикла) doоператор;
(если тело цикла содержит более 1 действия, то блок операторов заключается в операторные скобки begin…end)
while(X<=Xk) do
begin
оператор1;
оператор2;
оператор3;
end;
|
| Цикл с постусловием (ДО)
| Оператор цикла repeat – until
(у оператора замкнутая структура: начало и конец цикла обозначены)
repeat
операторы тела цикла через «;»
until (условие выхода);
|
| Вывод данных
(а – вещественное, т.е. типа real,
n – целое, т.е. типа integer)
| 1)вывод в окно редактирования (Edit):
Edit_a.Text:=FloatToStr (a);
Еdit_n.Text:=IntToStr(n);
2)вывод в компонент - надпись
(Label):
Label5.Caption:=’a=’+ FloatToStr (a)
+ ’ n=’ + IntToStr(n);
3)вывод сообщения в диалоговое окно:
ShowMessage(‘Ошибка: введите а¹0’);
|