Эксперименты в психологии внимания

Школа когнитивной психологии возникла в 60х годах и оформилась на рубеже 60-70гг. 20 в. Специфика как школы – предлагает свою интерпретацию обуславливания поведения человека и утверждает, что оно обусловлено его знаниями и процессы познания трактует как процессы переработки информации. Базовое утверждение как человек – компьютер.

Методики исследования внимания в рамках когнитивной психологии очень разнообразны. В конце 90х годов 20 в разработали методики исследования. В результате этих экспериментов были сформулированы 3 метафоры внимания: 1) Внимание это фильтр. 2) Внимание это – прожектор. 3) Внимание это ресурс или резервуар.

Внимание фильтр – информация на вход фильтруется вниманием и мы получаем нужную информацию из большой ее массы.

Внимание прожектор – внимание делает более доступной ту или иную информацию.

Внимание как ресурс или резервуар – акцент на ограниченности ресурсов внимания и ресурсов человека по обработке информации.

Внимание как фильтр: исторически первые исследования в когнитивной психологии начало 50х г 20-го века. Колин Черри в 1953 году. Он был инженер акустик, не психолог. Сравнил эту метафору с фуршетом.

Процедура: Избирательное слушание. Испытуемый сидит в наушниках и слышит через них одновременно 2 сообщения. В зависимости от организации предъявления сообщения можно выделить 2 вида такого слушания: бинауральное (одновременно обоими ушами воспринимает оба сообщения) и дихотическое (в одно ухо будет слышать одно, в другое – другое).

Инструкции: Повторять вслух одно из сообщений. При такой инструкции сообщение, которое испытуемый будет повторять называется сообщением по релевантному каналу. Другое соответственно будет считаться нерелевантным каналом.

Результаты: испытуемые не замечают и не воспринимают: содержание сообщения по нерелевантному каналу, не могут сказать на каком языке было прочитано это сообщение, не замечают когда меняется язык. Испытуемые не замечали и не воспринимали ничего из сообщения, которое было прокручено задом наперед. Испытуемые замечали следующее в изменении сообщения по нерелевантному каналу: замечали или воспринимали кто читает текст – мужчина или женщина, замечали если в процессе сообщения диктор менялся. Если текст заменялся шумом. Когда текст прерывался кратким звуковым сигналом.

На основании этих результатов Черри сделал вывод, что испытуемые могут воспринимать из сообщения по нерелевантному каналу только грубые физические признаки этого сообщения.

Методики избирательного слушания начали использоваться в психологии, например Дональдом Бродбентом. Он опубликовал свои исследования и опубликовал свою модель внимания как фильтр, где оно работает как некоторое устройство, отсекающее ненужную информацию.

Эксперимент: Дихотическое прослушивание. Предъявлял по 3 цифры парами с каждой стороны. Пары цифр испытуемый слышал одновременно.

Инструкция: Воспроизвести как можно больше цифр из услышанных (всего предъявлялось 6 цифр). Успешность воспроизведения составляла 65%, то есть в стреднем 2/3 из предъявленных цифр. Как правило испытуемые называли все цифры с одной стороны + что-нибудь с другой. Если цифры просили воспроизводить парами то успешность падала до 20%. Бродбант предложил, что блок, который не допускает нерелевантную информацию находится где-то в самом начале процесса восприятия. (в дальнейшем модель в исследованиях не подтвердилась).

Невил Марей 1959 год. Использовал процедуру дихотического предъявления.

Инструкция была – повторять сообщения по релевантному каналу. В какой то момент испытуемому давалась команда переключиться на другое ухо. Если инструкция подавалась по релевантному каналу – испытуемый слышал это. Если по не релевантному то нет. Марей предварил сообщение по нерелевантному каналу обращением к испытуемому по имени. Примерно треть испытуемых услышала это сообщение, обращенное к ним. Это значит, что по нерелевантному каналу испытуемые могут воспринимать важную для себя информацию.

Грей Веддерберн 1960 год. Взял процедуру Бродбанта. Но если бродбант использовал слова обозначающие цифры, то Веддерберн использовал и другие слова. Пример пар: 1-мышь 2-ест 3-сыр. Испытуемые уверенно воспроизводили эту фразу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: