Рефлексия. Учащиеся делятся своими впечатлениями

Учащиеся делятся своими впечатлениями. Ведущий спрашивает о том, что помогало, что мешало выполнению упражнения. Особое внимание уделяется тому, как изменилось эмоциональное состояние после упражнения, как изменилось отношение к конфликту, человеку-стрессору, какие из приемов, предложенных ведущим, повлияли на это отношение.

В заключение ведущий советует использовать показанные приемы саморегуляции психофизического состояния самостоятельно.

Занятие №3 (2—3 часа). Диагностика конфликта.

Цели: проанализировать типичные причины возникновения конфликтов; показать расхождение в интересах сторон как решающий фактор возникновения и течения конфликта.

Упражнение 1. „Достраивание" конфликта.

Для выполнения упражнения учащиеся делятся на подгруппы по 2—3 человека. Им предлагается описание сложной ситуации взаимодействия учителя с учеником (преподавателя со студентом).

Преподаватель: «Молодой человек (девушка), задержитесь на минутку после занятия (закончив занятие, собрав бумаги)… Я хочу вас предупредить, что на предстоящем экзамене вы будете отвечать не по выбранному билету, а по всем темам, которые мы изучали. Вы знаете, что вопрос о вашем пребывании в школе (училище, институте) поставлен на педагогическом совете?»

Ученик: «Да».

Преподаватель: «Идите и готовьтесь…»

По этому описанию требуется предположить, какие причины привели к конфликту? Почему ситуация сложилась именно так? Какие опасения, ожидания, чувства могут быть у каждой из сторон? Что это за конфликт? Каким может быть выход из него?

Версия первой подгруппы.

«…Мы считаем, что у учителя были большие надежды на этого ученика. В самом начале ему показалось, что именно этот ученик будет у него учиться отлично. Но этого не произошло, и теперь он сердится на этого ученика…»

Вопросы преподавателя на уточнение: «Можем ли мы коротко записать вашу версию как „Обманутые надежды"?» — «Да. Он чувствует себя так, как будто его обманули… И еще он думал, что именно этот ученик своей хорошей учебой покажет остальным, что предмет важный и нужный… что этим учеником можно будет гордиться». — «Таким образом, одна из причин конфликта — пострадавшая гордость преподавателя. Несмотря на его усилия и способности ученика, у него нет никакого успеха… Давайте запишем здесь следующее: „Страдает профессиональная гордость преподавателя…"»

Версия второй подгруппы.

«Этот ученик отличается от всех других в школе — самой престижной школе микрорайона, с углубленным изучением иностранного языка, с различными специальными курсами. Этот ученик раздражает учителя, так как отличается и манерой одеваться, и манерой вести себя, и отношением к учебе. Учитель хочет, чтобы этот ученик ушел из школы».

После предъявления „версий" конфликта учащимися, их фиксирования на доске ведущим проводится самостоятельная работа по формулировке причин конфликта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: