Консультирование – это процесс. Оно имеет протяженность во времени, поэтому в нем можно выделить несколько этапов. основные из них:
· выявление причин побудивших клиента к обращению за консультацией;
· анализ, оценка и диагностика проблемы;
· формулировка проблемы и определение целей консультирования;
· установление стратегии и плана действий;
· осуществление соответствующих действий;
· оценка результатов консультации и выводы.
Консультирование — это вид социальной работы, в ходе которого специалист социальной работы помогает клиенту изучить и понять суть существующей проблемы и предложить различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения.
Результат консультирования во многом зависит от достижения взаимопонимания между консультантом и консультируемым. Для этого необходимо соблюдать следующие технологические условия. Во-первых, необходимо, чтобы позиция консультанта не противоречила взглядам клиента. Во-вторых, необходимо наглядно показать клиенту, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать и соответствовать удовлетворению его потребностей и интересов. В-третьих, при всех равных условиях, люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение, и отвергают позицию того, к кому испытывают отрицательные эмоции.
Чтобы стать опытным консультантом, мало быть заботливым и понимающим, надо еще умело применять на практике соответствующие приемы и методы. Хороший консультант должен обладать семью качествами:
1. эмпатией, или способностью видеть мир глазами другого человека;
2. уважением к клиенту, способностью реагировать на проблему клиента таким образом, чтобы передать ему уверенность в том, что он может справиться с ней;
3. конкретностью, четкостью;
4. знанием самого себя и умением оказывать другим помощь в самопознании;
5. искренностью, умением вести себя естественно во взаимоотношениях с клиентом;
6. соответствием, то есть умением вести себя так, чтобы используемые слова соответствовали жестам, «языку телодвижений»;
7. сиюминутность, то есть умением иметь дело с тем, что происходит в настоящий момент встречи.
Консультация в социальной работе подразумевает формулирование рекомендаций советов по содержанию, приемам и формам поведения и жизнедеятельности, по руководству подчиненными, доведения до клиента дополнительной информации.
В процессе консультирования не следует начинать общение с клиентом словами: «Я думаю...», «Я чувствую...». Золотое правило: выслушать клиента полностью и затем реагировать на мнение клиента, его вопросы и поставленные проблемы. Лишь когда клиент продемонстрирует потребность в помощи, проанализировать его действия и определиться с советами и рекомендациями. В этом случае уместно использование фраз: «Вы полагаете...», «Вы чувствуете...», чтобы дать возможность клиенту прислушаться к себе.
Следует учитывать, что на результаты консультации большое влияние оказывает мнение, бытующее среди ближайшего окружения клиента. Социальная среда, или обстановка, в которой проводится консультация, способны вызвать к жизни различные ассоциации и воздействовать на варианты социальной помощи, которые могут по-разному повлиять на действенность усилий консультанта по социальной работе: положительно, негативно или нейтрально. Предвидеть характер влияния среды и обстоятельств – также входит в задачу консультанта.