Технология консультирования
Понятие консультирования, его виды.
Принципы консультирования.
Этапы и технологические условия проведения консультирования.
Методы консультирования
Понятие консультирования, его виды
Консультирование как технологический способ разрешения задач – это процедура, часто используемая в социальной работе в медицинской, юридической практике специалистами разных направлении с целью ориентации граждан, отдельных лиц, семей, групп, общин путем советов, указания на альтеративные формы оказания помощи, в определении целей и обеспечении необходимой информацией.
В практике социальной работы встречаются и широко используются несколько типов консультирования, а именно:
· общее консультирование клиентов специалистами социальной работы.
· специальное консультирование клиентов по направлению социальных работников специалистами социальных служб или учреждений.
· обучающее консультирование специалистов социальных служб и организаций работниками вышестоящих организаций и учреждений. Оно включает работу с персоналом, разъяснение содержания законов, социальной политики, программ, процедур, направленных на улучшение социального обслуживания населения.
|
|
· договорное консультирование специалистами социальных организаций по различным организационным, экономическим, профессиональным и иным вопросам.
По своей технологии и форме консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого консультант передает специальные знания и соответствующую информацию консультируемому лицу с целью помочь ему в решении назревших проблем, а также при подготовке социальных прогнозов, перспективных программ и т.п.
Информация консультанта может реализовывать различные функции консультирования: быть катализатором и фасилитатором, ускоряющим и облегчающим работу, выступить средством мобилизации ресурсов личности, средством, формирующим мотивацию действий. Информация, вовремя полученная клиентом, может предупреждать последствия его альтернативных действий. И главное, в большинстве своем консультации помогают консультируемому комплексно и объективно оценить стоящие перед ним проблемы, глубже их уяснить и осуществить оптимальный выбор варианта действия, поведения. Консультант способствует ликвидации дефицита информации об объекте и предмете исследования или преобразования, вооружает клиента новыми подходами, инновационной информацией и технологией.
По форме различают групповое и индивидуальное консультирование, по содержанию – конкретное и программное.
|
|
Конкретное консультирование осуществляется в тех случаях, когда речь идет об узкоспециальной проблеме индивида.
Что касается программного консультирования, то его можно определить как двусторонний процесс решения проблем, в ходе которого консультант помогает учреждению или организации объективно проанализировать их деятельность, устранить налет субъективизма в оценках и на этой основе повысить качество оказываемых социальных услуг. Акцент в такого рода консультации делается на способах обеспечения реальности мероприятий в планах, на способах развития и оказании социальных услуг, а не на личностной проблеме отдельно взятого клиента, отдельной персоны.
Другая разновидность программной консультации предполагает сосредоточение основного внимания на организационных вопросах. Таковы, например, случаи трудностей морально-психологического характера типа напряженности в отношениях между сотрудниками, пагубно влияющей на результаты работы коллектива, чреватые возникновением конфликтов. Используя системный подход и технику разрешения конфликта, консультант помогает руководителю и персоналу в диагностике и организационном решении возникающих проблем.