Домашняя утварь

Лишних вещей в доме не было. Каждая вещь служила для конкретного дела и была наполнена любовью и великим смыслом службы материального духовному.

Кроме лавок для сиденья, делались еще скамьи и стольцы. Скамьи выглядели шире лавок, и к ним крепились приголов-ники. На них не только сидели, но и отдыхали после обедни. Стольцы похожи на табуреты и так же покрывались. Скамей и столбцов в доме держали немного, а кресла и стулья были "лицом" и символом зажиточности.

Скамья между печью и окном, используемая для стряпни и хранения кухонной посуды, имела своё название - залавок или судная лавка.

Скамья со спинкой, которую можно было перекидывать - переметывать в обе стороны, как качель, называлась перемётной.

Переметная лавка

Столы были обязательно деревянными, большей частью дубовые, длинные и узкие. В богатых домах столы расписывались или покрывались резьбою. Скатерти и подскатертники применялись по праздникам. В будни столы покрывали полотняными и суконными кусками.

Условия для сна также были разными. Бедные люди спали на печке, их подрастающие дети - на лежаке возле печки. Подкладывали зачастую шкуру животных, особенно целительной считались козья и медвежья. Летом всяк любил поспать на сене.

Детские висячие колыбели устраивались так, что они мог ли плавно покачиваться сонной нянькой. Говорят, что такие покачивания дают закалку, и крестьянские дети выносливее в морском шторме. Колыбель делалась шире и длиннее, на вырост дитяти. Колыбель оберегалась знаками солнца и огня.

колыбель

Кроватью в старину служили и прикрепленная к стене скамья или лавка, к которой на ночь приставляли другую лавку. На лавки клали пуховик, или перину, или войлок.

Одежду и сукно хранили чаще всего в сундуках. Личный сундук для приданого девочке заказывали специально.

Посуду ставили в поставцах. Это полки, установленные по всей избе. И чем они выше, тем лучше. Когда появился шкаф под посуду, то его по-прежнему называли поставец или постав.

Ценные вещи и украшения хранились в ларцах. Ларцы были гордостью дома и передавались по наследству. Украшали золотом, металлическим кружевом, расписывали диковинными узорами.

Освещались дома восковыми и сальными свечами. Восковые водились у богачей. У простых людей избы освещались лучиной.

Лучина крепилась на металлический светец и под ним, как правило, стояла бочка с водой для погашения искр. Круглый светец долго мог сберегать огонь. (Картинка - светец)

Припасы хранили в бочках, кадушках, лукошках. В них хранились зерно, мука, лен, крупы, рыба, сушеное мясо, мелкие товары, например гвозди.

Сосуды, в которых варилась еда, назывались поваренными или сотовыми. Они были разных размеров - от одного до семиведерных.

Для небольшого количества пищи употреблялись горшки. Для теста существовала совершенно другая посуда, деревянные корыта и чаны - и за ней был тщательный уход и особое отношение.

Для мытья белья также использовались корыта, ночвы, буки. Мылись в лоханях. Для носки воды -ведра, кумганы, корчаги, ендовы, кувшины. Каждый раз после пользования приходилось посуду тщательно мыть, оттирать песком, скоблить ножом.

Пища разливалась и накладывалась в так называемые мисы и тарели. Тарели - плоские, а мисы с поднятыми краями. Необходимой принадлежностью стола и в бедном, и в богатом доме была солоница, отличались они только по дороговизне материала. В основном пользовались берестяной солоницей - символом солнца.

Питье - квас, вино, брагу, медовуху приносили и разливали из: ендовы, мушормы, кувшинов, сулеи, четвертины.

Братина использовалась на массовых пирах - братщинах, она похожа на объемный горшок с крышкой. Из них пили по очереди через край или черпали чумками, черпальцами, ковшами. Братина, из которой пили без каких-либо приспособлений, была меньшей и уже называлась братинка.

Поставок (став, ставен) - посуда для кваса или пива

Сулеи - бутылки с цепью, которые привешивались к поясу.

Скобкарь старинная деревянная посуда для напитков в форме водоплавающей птицы.

Ендова - праздничная посуда с носиком- сливом. В ней питье подносилось к столу и разливалось по чаркам.

Бурак-туесок - берестяной сосуд цилиндрической формы с деревянным дном и съемной крышкой. Из бураков пили пиво, мед. Во время летних работ в них брали питье в поле, так как берестяные стенки не пропускали тепла, и даже при сильном зное вода или квас оставались холодными.

Нарядные льнотканые полотенца на протяжении многих веков слыли в славянорусской культуре, пожалуй, самыми популярными "оберегами". Полотенцами-оберегами вместе с лентами, травой и ветками встречают весну, "завивают" березы, наклоняя их ветви к земле. Так, по древнему преданию, растительная сила дерева передается матушке - сырой земле. Узорные полотенца приносили на поклонение старым деревьям, особенно дубам, березам и липам.

Древние земледельцы считали, что, нарушая первозданную девственность природы (вспахивая поле или срывая, как бы "убивая" растения), они посредством магических ритуалов должны вымолить "прощение" у духов-покровителей природы. В этом истоки и многих славяно-русских "оберегов", отраженных в образах льна и полотенца.

На всех праздниках первым на полотенце выносили хлеб да соль. Соль - символ солнца, любви, хлеб-земля - милость. Полотенце - символ жизни человеческой, полоса судьбы, часть чистого космического пространства.

Полотенца - "обыденники" ткали против мора, для испрашивания дождя или ведра. Обыденное полотенце в древности ткали тайно за сутки или за один световой день.

Девушке к поре замужества готовили столько рушников, чтобы ими можно было одарить всю родню жениха, украсить стены в доме в день свадьбы.

Во время обручения руки жениха и невесты соединяли, обернув полотенцем, чтобы молодые жили в достатке. С тем же смыслом во время родов "бабка" принимала младенца на новое полотенце.

Если невеста согласна на брак, она дарит жениху и всем приехавшим с ним браные полотенца, с женихом невеста посылает полотенце его родственникам - рукобитное.

В день свадьбы невеста дарит приехавшим дружкам жениха полотенца, которые они тотчас перебрасывают через левое плечо, подружки невесты "перекрещивают" дружков через другое плечо кушаками.

В давние времена орнамент каждого полотенца по сюжету соответствовал месту, где его располагали во время свадьбы.

Свадебное полотенце, которым покрывали невесту, делалось длиной до трех метров, на концах нашивалось красное кружево. Он охранял невесту "от сглазу".

Полотенца подразделялись на "накрючники", "наспичники", "пристены" - с метровым узором на концах, "зеркальные" - для зеркал, "маховики" - имеют один орнаментированный конец,

На "девичник" - предсвадебный обряд, подруги невесты приглашали девушек, опоясавшись пестрыми кушаками или вышитыми полотенцами, а к кистям рук у них прикреплялись специальные маленькие полотенчики.

С момента вступления молодухи в дом мужа в семье употреблялись только ее полотенца.

На Масленице новобрачная дарила полотенце-"блинник" родным мужа за угощение блинками. В первое брачное утро молодой положено было выходить и умываться со своим полотенцем, которое называли "утренник".

Игрушка также была элементом народного быта. Игрушки связывают с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей и животных. Так женская фигура символизировала Мать-Землю-Берегиню, конь - солнце, птица - водную и воздушную стихии. Эти три образа с древнейших времен до нашего времени несут именно такой смысл. Предполагают, что и происхождение глиняных свистулек связано с обрядами глубокой древности, когда свист считался надежным средством отпугивания злых сил.

человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица - утушкой, курочкой, гусем; конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Медведь, также участник древних обрядов, -забавным, добродушным косолапым зверем из народной сказки.

Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Верили что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки. Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Итак, мир вещей никогда не противоречил естественной жизни славянина, а помогал через материальное постичь духовное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: