Организация перегона

8.4.1. Вопросы организации перегона не от­
носятся к компетенции Регистра и решаются
организацией, осуществляющей перегон в соот­
ветствии с действующими положениями. К ука­
занным вопросам, в частности, относятся:

выбор характера перегона (перегон судна своим ходом, на буксире, в составе каравана);

выбор судна-буксировщика;

обеспечение сопровождения;

выбор времени года, пути следования и места укрытия от непогоды;

выбор благоприятных курсов и скоростей хода;

обеспечение своевременных прогнозов погоды;

комплектация судна экипажем.

Предусмотренная организация перегона должна учитываться инспектором при установле­нии требований по подготовке судна к перегону и мероприятий, необходимых для соблюдения ус­тановленных ограничений. Например, при пе­регоне судна на буксире без экипажа на борту требования в отношении спасательных средств, навигационного оборудования и средств связи не предусматриваются.

При перегоне судна в составе каравана, на буксире или в сопровождении специального судна может быть учтено обеспечение помощи и нави­гационной информации другими судами.

8.4.2. Вследствие повышенного риска перевоз­
ка пассажиров на перегоняемых судах за­
прещается.

Для обеспечения благоприятного варианта загрузки судов, не имеющих достаточных бал­ластных цистерн, допускается прием грузов.

8.5. Проект перегона

8.5.1. Для судна, подлежащего перегону в районе, требования Регистра к которому, регла­ментированные Правилами существенно


Часть П. Технический надзор за судами в эксплуатации в соответствии с Правилами Регистра________ 27


отличаются от требований, предъявляемых к району плавания, установленному данному суд­ну, проект перегона должен быть представлен на одобрение Регистру. В него должны быть включены техническая документация и сведения, необходимые для проверки выполнения требо­ваний Правил.

Проект перегона должен включать:

.1 пояснительную записку с указанием района и условии перегона, а также с описанием мероприятий по обеспечению безопасности перегона и предот­вращению загрязнения морской среды (включая мероприятия организационного характера);

.2 доказательства обеспечения достаточной прочности, остойчивости и высоты надводного борта, требуемых Правилами для района перего­на, в виде описания, диаграмм и чертежей с выполнением при необходимости расчетов для проверки удовлетворения требованиям Правил.

В необходимых случаях представляются чер­тежи и обоснования подкреплений корпуса или условий специальной балластировки (загрузки) судна, а также обоснования предлагаемых огра­ничений по погоде.

Указываемые в проекте перегона допустимые значения силы ветра и высоты волны должны подтверждаться организаторами перегона путем предоставления сведений о преобладающих в районе перегона ветрах и волнении в период предполагаемого осуществления перегона;

.3 описание и схему закрытий отверстий в корпусе и надстройках судна, а также описание и схему установки конструкций для повышения мо­реходности (волноотбойников, защиты рубок и т.п.);

.4 описания механической установки, элек­трического и радиооборудования (со схемами);

.5 описания и схемы рулевого, якорного, швар­товного, буксирного устройств, противопожарной защиты, спасательных и сигнальных средств, нави­гационного оборудования; расчет якорного и бук­сирного устройства (для плавучих доков);

.6 перечень аварийного, противопожарного и других видов снабжения и схемы их размещения;

.7 инструкцию для капитана перегоняемого судна, а также для капитана судна-буксировщика, включающую организационные мероприятия, ус­тановленные ограничения по погоде, указания по балластировке (загрузке) судна, по расходованию судовых запасов и борьбе за живучесть судна в аварийных условиях, а также указания по предот­вращению загрязнения морской среды.

В необходимых случаях инструкция должна включать обоснованные рекомендации по выбору курса и скорости на волнении.


В зависимости от объекта перегона, района и условий перегона может быть потребовано уве­личение объема документации проекта или до­пущено его сокращение.

8.5.2. Если Регистром будет признано, что для
удовлетворения требованиям Правил в районе
перегона не потребуется существенных изменений
или дооборудования судна, вследствие чего раз­
работка проекта перегона нецелесообразна, орга­
низация, производящая перегон, должна
представить в инспекцию перечень мероприятий
по обеспечению безопасности перегона и инструк­
ции для капитана, включая мероприятия по
предотвращению загрязнения морской среды.

8.5.3. В процессе разработки проекта перегона
(см. 8.5.1) или перечня мероприятий (см. 8.5.2)
судно по желанию судовладельца или по требо­
ванию Регистр может быть предъявлено к пред­
варительному освидетельствованию инспекто­
ром для уточнения требований по подготовке
судна к перегону, а также для контроля полноты
ремонтных работ, если они предусмотрены.

8.5.4. Если по условиям эксплуатации пере­
гоны судов между портами, расположенными вне
установленного района плавания, носят система­
тический характер (например, перегоны дноуглу­
бительных судов, обслуживающих значительный
бассейн), судовладелец должен разработать ме­
роприятия по удовлетворению требований Пра­
вил в районе перегонов с установлением, при
необходимости, эксплуатационных ограничений
по загрузке и балластировке судов, демонтажу
конструкции и оборудования, установке дополни­
тельного оборудования и снабжения. Эти ме­
роприятия указываются в инструкции для капи­
тана на перегон, одобряемой Регистром. Уста­
новленный район плавания судна в этом случае
расширяется, в него включается район перегонов
при условии выполнения мероприятий, изложен­
ных в инструкции, и указывается в Свидетельстве
о годности к плаванию.

Специальные освидетельствование перед каж­дым перегоном в этом случае не производятся.

8.5.5. Рассмотрение проектов перегона судов с
классом Российского Речного Регистра и выдача им
Свидетельства на разовый перегон проводится
только с разрешения Главного управления Регис­
тра в каждом конкретном случае. Главное управ­
ление со своей стороны запрашивает соответст­
вующее поручение Российского Речного Регистра в
каждом случае. В документах PC на разовый
перегон не должны применяться иные термины
(например, «опытная эксплуатация»), кроме уста­
новленных нормативными документами PC.



Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации



8.6. Обеспечение мореходных качеств и наз­начение ограничений по условиям погоды

8.6.1. Если для района перегона Правила
требуют повышения надводного борта, остойчи­
вости или прочности судна, судовладелец должен
предпринять все целесообразные и осуществимые
меры для удовлетворения требо-ваниям Правил
путем выбора благоприятной балластировки или
загрузки судна, подкрепления корпуса или демон­
тажа излишних для перегона судовых конструк­
ций и оборудования.

8.6.2. Если для полного удовлетворения тре­
бованиям Правил необходимы значительные
трудноосуществимые конструктивные изменения,
может быть применено ограничение перегона по
условиям погоды.

Установленные ограничения по условиям погоды должны быть обоснованы расчетными размерами волновой и ветровой нагрузок, соот­ветствующими степени удовлетворения требо­ваниям Правил в отношении прочности, остойчи­вости и надводного борта, а также должны учитывать опыт перегона в этом районе одно­типных и подобных судов.

Рекомендуемые способы оценки предельной балльности волнения по условиям прочности и предельной балльности ветра по условиям осто­йчивости приведены в приложениях 5 и 6 к Руководству.

8.6.3. Ограничения по условиям погоды на
перегон не должны быть менее жесткими, чем
ограничения, назначенные для установленного ра­
йона плавания: при этом, однако, не применяются
ограничения, назначенные, исходя из условий, иных
чем конструкция, остойчивость, прочность и общая
(навигационная) мореходность, например, такие,
как ограничения по технологическим причинам,
связанным с назначением судна для выполнения
работ производственного характера (производство
гидротехнических работ, разработка полезных ис­
копаемых, грузоподъемные и судоподъемные ра­
боты, рыбный или иной промысел и т.п.), а также
ограничения, установленные для повышения безо­
пасности плавания, исходя из назначения судна,
например, для маломерных пассажирских судов
(перевозка пассажиров при перегоне исключается).

8.6.4. При установлении ограничений по ус­
ловиям погоды, кроме нормированных мореход­
ных качеств — прочности, остойчивости,
плавучести и непотопляемости (надводного бор­
та), должна быть учтена степень обеспечения
общей мореходности, обусловленная размерами
судна, соотношениями главных размерений, мо­
реходными образованиями корпуса, возвыше­
нием оконечностей над ватерлинией, наличием
надстроек, характером конструкции закрытия


отверстии, достаточной скоростью.

8.6.5. Если при установленных ограничениях
по погоде общая мореходность судна, его осто­
йчивость и осадки не обеспечивают достаточно
надежного предотвращения чрезмерных ускоре­
ний от качки и/или опасных ударов корпуса судна
о воду (слеминг) при движении на волнении, то,
кроме ограничений по погоде, должна быть
потребована разработка и выдача на судно
обязательных рекомендаций о выборе курса и
скорости на волнении. Судам, для которых
предельным является ветер 8 баллов (очень
крепкий) и более и волнение 7 баллов (очень
сильное) и более, ограничения по погоде, как
правило, не устанавливаются.

8.6.6. Предельная высота волны, применяе­
мая при назначении ограничений по погоде, во
всех случаях не должна превышать удвоенной
высоты надводного борта в носу.

Для обеспечения общей (навигационной) мо­реходности судно должно иметь достаточную осадку на ровный киль или с умеренным диффе­рентом на корму и с полным погружением винтов (при перегоне своим ходом). В общем случае нормальной считается осадка на миделе, равная L/40 +1,0 при дифференте на корму не более 0,01 5L, где L — длина судна, м. Во всех случаях предельная высота волны, применяемая при назначении ограничении по погоде, не должна превышать удвоенной величины осадки на миделе.

8.6.7. При назначении ограничений по погоде
для перегона судна внутреннего плавания следует
использовать установленные условия, которым
должны удовлетворять эти суда, выходящие в
море.

В обобщенном виде эти условия приведены в табл. 8.6.7.

Таблица 8.6.7

Класс Высота Соответствующая степень
Российского волны 3%-ной волнения, баллы (в скобках
Речного обеспеченности, м указан диапазон
Регистра   высот волн, м)
М-СП 3,5 5 (2 - 3,5)
м 2,5 4 (1,25 — 2,0)
о 2,0 4 (1,25 — 2,0)
о 1,5 3 (0,75 — 1,25)

Географические районы рассматриваются и согласовываются Регистром в каждом конкрет­ном случае

8.6.8. С уменьшением размеров судна огра­ничения по условиям погоды ужесточаются.

Исходя из размеров судна, высота волны 3%-ной обеспеченности, применяемая при наз-


Часть П. Технический надзор за судами в эксплуатации в соответствии с Правилами Регистра________ 29


начении ограничении по погоде, не должна пре­вышать /г3о/о =0,25L3^4, где L — длина судна, м. Для судов длиной более 70 м ограничения по погоде, исходя из размеров судна, не наз­начаются. Для маломерных судов ограничения по погоде не должны быть менее жесткими, чем предписанные для установленного района плава­ния в соответствии с 11.7 части I Правил классификационных освидетельствований судов.

8.6.9. Для судов с немореходными и маломоре­
ходными образованиями корпуса, характеризующи­
мися необычными соотношениями размеров, неле­
кальными обводами корпуса, отсутствием
надстроек (особенно бака), недостаточным воз­
вышением носовой оконечности и т.п. (например,
для судов понтонного типа), кроме ограничений по
условиям прочности, остойчивости или надводному
борту и вне зависимости от них устанавливаются
ограничения по погоде, обусловленные немореход­
ной формой корпуса.

Эти ограничения обосновываются опытом перегонов однотипных или подобных судов и обычно не превышают по степени волнения 5 баллов (если по иным причинам не требуется более жесткого ограничения).

При назначении ограничений для плавучего дока по прочности следует руководствоваться требованиями 3.13.4.8 части II «Корпус» Правил классификации и постройки морских судов.

Во всех случаях при установлении ограниче­ний по нескольким причинам (например, по прочности и остойчивости) назначается наиболее жесткое ограничение.

8.6.10. Ограничения по условиям погоды уста­
навливаются путем назначения единых характери­
стик ветроволновых режимов, принятых в системе
Гидрометеорологической службы, являющихся для
данного судна предельно допустимыми.

Ограничения по ветру назначаются в баллах силы ветра по шкале Бофорта, относящейся к средним эквивалентным скоростям ветра, в интер­вале скоростей, включающем установленную пре­дельную скорость ветра.

Ограничения по волнению назначаются в баллах действующей шкалы степени волнения, относящейся к высотам волн 3%-ной обеспе­ченности) в диапазонах высот волн, включаю­щих установленную предельную высоту волны.

При назначении ограничения по погоде (в баллах) и степени волнения (по установленной высоте волны 3%-ной обеспеченности) необходи­мо исходить из следующего положения: если высота предельной для данного судна волны 3%-ной обеспеченности и диапазона волн для определенного балла степени волнения равна или меньше среднего значения высоты волны диапа-


зона (среднее арифметическое граничных значе­ний), то ограничение по степени волнения назначается на балл ниже.

Аналогично следует поступать при назначении ограничении по погоде в баллах силы ветра.

8.6.11. Соблюдение ограничений по условиям погоды обуславливается, в частности, получе­нием прогнозов соответственно характеристикам ветроволновых режимов по назначенным огра­ничениям. Применение диапазонов измерения баллов волнения в высотах волн 3%-ной обе­спеченности требует прогнозов по этим же высо­там волн. При этом следует иметь в виду, что если в прогнозе не указана специально прогно­зируемая высота волны 3%-ной обеспе-ченности, в отечественных прогнозах для морей, омы­вающих РФ, указывается высота волны 5%-ной обеспеченности, а для других морей и во всех иностранных прогнозах — 13,5 %-ной обес­печенности. Связь между этими высотами опре­деляется следующими формулами:

5%, «3% ~

Применение интервалов баллов ветра в сред­них эквивалентных скоростях при расчетах по данным формулам не требует учета порывов ветра по прогнозам.

Кроме обеспеченности района перегона прог­нозами погоды и штормовыми предупреждения­ми должна быть предусмотрена своевременная передача прогнозов и предупреждений на судно. Судно должно быть снабжено радиостанцией, обеспечивающей прием прогнозов и предупреж­дений при соответствующей организации слухо­вой вахты.

При наличии ограничений по погоде судно должно быть снабжено анемометром и бароме­тром-анероидом.

8.6.12. Балластировка судов для перегона или
загрузка судов, не имеющих достаточных балласт­
ных цистерн, должна предусматривать наиболее
благоприятный вариант обеспечения прочности,
остойчивости и плавучести (надводного борта).
Одновременно балластировка и загрузка должны
обеспечивать достаточную осадку для предот­
вращения чрезмерных ударов волн о днище в
носовой оконечности и необходимого погружения
гребного винта (при перегоне своим ходом).

8.6.13. К перегону морем своим ходом может
быть допущено судно, имеющее скорость на
тихой воде не менее 7 уз.

При меньшей скорости судно должно пере­гоняться на буксире или в сопровождении судна, при необходимости способного его буксировать.

8.6.14. По заявке судовладельца Регистр
может установить для судна, имеющего ледовые



Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации



усиления, ориентировочные условия перегона в ледовой обстановке. Эти условия определяются по категории, которой соответствуют ледовые усиления судна в соответствии с Правилами классификации и постройки морских судов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: