Роль и проблемы доходов местных бюджетов

Местные налоги - это налоги и сборы, поступающие в доход местных бюджетов и (или), устанавливаемые местными органами власти и взимаемые на подведомственной им территории. Местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образований - административно-территориальных образований (административных районов, поселков, городов). Бюджет муниципального образования - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В Российской Федерации насчитывается 29 тысяч местных бюджетов. Бюджеты муниципальных образований являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

Значение местных налогов и сборов для формирования доходной части бюджета местных органов, заключается в том, что они гарантируют финансовую поддержку при проведении таких важных для региона социальных решений, как содержание милиции и пожарной охраны, жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, организация рекламной деятельности, а также свободной торговли и других. Виды местных налогов и сборов были первоначально определены Законом РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации», а в последующем Налоговым кодексом РФ. В Кодексе определены общие установки о плательщиках, о предельных размерах ставок, об источниках уплаты. Законодательство наделило органы власти на местах правами по введению налогов и сборов, определению категорий плательщиков, установлению ставок, порядка исчисления и сроков уплаты, а также по предоставлению льгот. Кроме того местным органам власти Указом президента РФ №2268 (п. 7, 11) начиная со 2 квартала 1994г. было предоставлено право вводить дополнительные местные налоги и сборы.

Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Законом Российской Федерации "О местном самоуправлении". Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим:

- сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой записано: "Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью". И далее в Конституции сказано: "Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения".

- главная роль местных бюджетов - создание финансовой базы.

Формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие муниципальных образований. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства. С помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития муниципальных образований по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.

Имея, в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.). Концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

Финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов. Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисной является в экономике страны инфляция, и настроенность финансовой системы не позволяет местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение доходов над расходами). Роль местных бюджетов в социальном и экономическом развитии регионов может еще больше возрасти при определенных условиях. Такими условиями могут быть наделение органов местного самоуправления дополнительными полномочиями по формированию доходов местных бюджетов и их использованию.

Местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Доходы местного бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления. Средства местного бюджета относятся к объектам муниципальной собственности. Это определяет собственника бюджетных средств, которым является не орган местной власти, а административно-территориальное образование. Органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью.

Исходной базой формирования доходов бюджетов различных уровней является распределение налогов и обязательных платежей и закрепление их конкретных видов за федеральными, региональными и местными бюджетами. Это должно обеспечивать не только самостоятельность бюджетов, но и активизировать их роль в проведение государственной региональной политики, дать возможность субъектам РФ без вмешательства центра формировать свои бюджеты и разрабатывать прогнозы социально- экономического развития на длительную перспективу. Сегодня речь должна идти о финансовом обеспечении самостоятельности бюджета и на уровне региона, о создании системы доходов каждого уровня власти.

В сегодняшней экономической ситуации администрирование местных налогов имеет важное значение, поскольку их величина практически не зависит от условий деятельности налогоплательщиков. В то же время земельный налог и налог на имущество физических лиц, являются основой бюджетов многих муниципальных образований (в структуре налоговых доходов консолидированных местных бюджетов доля налога на имущество физических лиц в 2009 году составила 2,8%, а доля земельного налога 10,6% (это третий по уровню источник доходов после налога на доходы физических лиц и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а в бюджетах поселений это второй основной налоговый источник доходов)). Именно поэтому администрирование местных налогов приобретает в настоящее время особую актуальность. Проблемы, возникающие при администрировании местных налогов: 1) Порядок информационного обмена с регистрирующими органами. Базу данных для исчисления имущественных налогов налоговые органы вынуждены были формировать по сведениям разных информационных ресурсов (Росреестра, Земельной кадастровой палаты, БТИ, органов местного самоуправления) и многократно вводить в свою информационную систему разные сведения об одном и том же налогоплательщике, в том числе и в ручном режиме. Учитывая объем поступающих данных, данный процесс является достаточно трудоемким. 2) Проблема исключения «затратности» администрирования местных налогов.В силу сложившегося механизма администрирования местных налогов затраты на администрирование могут превышать сумму налога по отдельным налогоплательщикам. В связи с окончательным решением данной проблемы необходимо ввести минимальный пороговый уровень суммы земельного налога и налога на имущества физических лиц (например, по аналогии с упрощенной системой налогообложения - ст.346.18 части второй Налогового кодекса Российской Федерации). 3) Проблема налогообложения паевых земель из-за отсутствия информации о собственниках земельных долей. В настоящее время существуют (остаются до конца не решенными) определенные проблемы по привлечению к уплате земельного налога собственников земельных паев, получивших их при приватизации в начале 90-х годов. Решением проблемы является законодательное изъятие невостребованных земельных участков после истечения нормативного срока в упрощенном виде. 4) Еще одна проблема налогообложения паевых земель из-за отсутствия долей в праве собственности. При регистрации права долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения или выделения такой доли в отдельный земельный участок в сведениях, предоставляемых органами Росреестра, указывается размер доли (земельного участка) в баллогектарах. Данные сведения не проходят форматно-логический контроль и не принимаются на региональном уровне налоговых органов, соответственно, не передаются в территориальные налоговые органы для исчисления земельного налога. Необходимо решить вопрос о передачи сведений по таким участкам органами Росреестра с указанием доли в виде правильной дроби. Эта проблема должна найти решение на федеральном уровне в виде методики расчета Росреестром доли в праве собственности по собственникам, у которых в свидетельствах и реестрах указаны баллогектары. 5) Незаинтересованность граждан и хозяйствующих субъектов в оформлении своих прав на объекты недвижимости и отсутствие у исполнительных органов власти инструментов для понуждения к регистрации объектов недвижимости, земельных участков. Проблемы возникают из-за существенных затрат на кадастровый учет объектов недвижимости, а также непрозрачности и сложности самой процедуры оформления соответствующих документов. Негативное влияние на состояние налоговой базы имущественных налогов оказывает отсутствие обязанности собственника недвижимого имущества оценить принадлежащее ему имущество, т.е имея информацию о собственнике налоговый орган не имеет возможности исчислить налог. Решением подобных проблем может стать визуальная оценка недвижимости и на ее основе начисление соответствующих налогов. Необходимо изменить законодательство, и предусмотреть возможность исчисления налога на имущество физических лиц, по которым отсутствует инвентаризационная стоимость, по визуальной оценке строений утвержденной муниципальным образованием. Помимо этого для увеличения собираемости налога на имущество физических лиц следует закрепить положения Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» максимальные предельные сроки подачи документов для проведения государственной регистрации права собственности на домовладения. В настоящий период ввиду отсутствия таких норм складывается ситуация, когда отдельные домовладения не регистрируются в течение целого ряда лет, следовательно, по ним не уплачивается налог на имущество физических лиц. 6) Проблемы направления уведомлений иногородним гражданам. В случае если объекты недвижимого имущества и земельные участки располагаются на территории иного налогового органа (не по месту проживания физического лица), возникает проблема установления места жительства физического лица, которую можно решить путем создания электронной адресной базы Федеральной миграционной службы на федеральном уровне и доступа к ней налоговым органам. 7) Льготы по местным налогам, установленные федеральным законодательством. Решение в изменении Налогового кодекса РФ в сторону сокращения льгот по местным налогам. Например: при наличии в собственности нескольких строений, освобождать пенсионера по одному строению, в котором он проживает.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: