Анализ состава, структуры и динамики местных бюджетов (на примере бюджета МО г. Сорочинск) за 2008-2010 гг

Муниципальное образование г. Сорочинск Оренбургской области образован 16 мая 1945г. Площадь территории составляет 6000 га, расположен в 170 км от г. Оренбурга. Численность постоянного населения 29,2 тыс. чел., из них занято в экономике города 12,2 тыс. чел. Географическое положение - расположен в западной зоне Оренбуржья, граничит с Новосергиевским, Красногвардейским, Грачевским, Тоцким, Ташлинским районами. Связь с областным центром осуществляется автомобильной и железнодорожной магистралями. Рыночная инфраструктура представлена банковскими и страховыми организациями. В городе работают четыре филиала банков (Сбербанк России, ОАО «Россельхозбанк», «Форштадт», «Оренбург». Развита система безналичных расчетов по пластиковым картам, входящим в Российскую пластиковую систему. В банках существуют пункты обмена валюты. Рынок страхования обеспечивается страховыми компаниями: «Росгосстрах», «ГУТО Страхование», «Согласие».

Таблица 1 – Основные экономические индикаторы развития МО г. Сорочинск за 2008-2009гг.

  2008г. 2009г.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по фактическим видам экономической деятельности, млн.руб. в том числе: 66485,8 70402,9
- добыча полезных ископаемых 64641,9 69031,7
в том числе в % к предыдущему году   106,8
- обрабатывающие производства 1552,5 1058,7
в том числе в % к предыдущему году 109,1 68,2
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды 255,8 276,2
в том числе в % к предыдущему году 106,2 108,0
в том числе на душу населения, тыс.руб. на 1 жителя 2276,9 2411,1
Распределение субъектов хозяйственной, всего (ед)    
Всего субъектов хозяйственной деятельности, учтенных в статистическом регистре хозяйствующих субъектов, единиц    
По организационно-правовым формам § юридические лица    
§ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями    
из них: § хозяйственные товарищества и общества    
§ унитарные предприятия    
§ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями    
§ организации без прав юридического лица    
§ индивидуальные предприниматели    
По формам собственности    
государственная    
муниципальная    
частная    
в том числе    
юридически лица, организации без прав    
индивидуальные предприниматели    
смешанная российская собственность    
прочие формы    
Инвестиции    
Всего, млн.руб. 522,2 347,1
в т.ч. на душу населения, тыс.руб. 17,9 11,9
- собственные средства, млн.руб. 254,5 240,2
- привлеченные, млн.руб. 267,7 106,9
Индекс потребительских цен: 112,5 107,7
Индекс цен производителей промышленных товаров 67,5 128,3
Сводный индекс цен строительной продукции 113,5 105,4
Индекс тарифов на грузовые перевозки 118,1 88,4
Строительство    
Работы, выполненные собственными силами по видам деятельности, строительство, млн.руб. 26,2 17,6
Ввод в действие жилых домов общей площади, тыс.м.кв. 13,700 12,211

Таблица 2 – Финансовая обеспеченность г. Сорочинска за 2008-2009 гг.

  2008г. 2009г.
Доходы бюджета города, млн. руб. 463,4 389,1
В том числе    
Налоговые поступления 160,5 172,4
Неналоговые поступления 14,4 13,7
Расходы бюджета города 444,7 402,6
Бюджетная обеспеченность на душу населения, тыс. руб./на 1 жителя 15,9 13,3

Таблица 3 – Промышленные предприятия г. Сорочинска за 2008-2009 гг.

  2008г. 2009г.
Действующие крупные и средние промышленные предприятия, ед.    
Удельный вес убыточных предприятий в общем количестве крупных и средних предприятий 25,0 12,5

Таблица 4 – Базовые рынки потребительских товаров и услуг за 2008-2010 гг.

  2008г. 2009г. 2010г.
Оборот розничной торговли, млн. руб. 853,4 805,9 1056,3
- на душу населения, руб.      
Оборот общественного питания, млн. руб. 64,3 63,0 65,070
- на душу населения, руб. 2,202 2,157 2,228
Объем платных услуг населению, млн.руб. 442,2 261,5 344,852
- на душу населения, руб.      

Таблица 5 – Объем инвестиций в 2010 г.

Показатели Единица измерения Факт 2010г. В % к соответствующему периоду 2009г. Прогноз на 2010г. В % к 2009г.
Инвестиции в основной капитал млн.руб. 145,509 100,9 214,4 61,8
Ввод жилых домов тыс.кв.м. 9153,2 75,0 7,100 58,1

Таблица 6 – Состояние финансов в 2010 г.

Показатели Единица измерения Факт 2010г. В % к соответствующему периоду 2009г. Прогноз на 2010г. В % к 2009г.
Прибыль прибыльных предприятий по всем видам деятельности млн.руб. - - - -
в том числе:          
- от промышленности млн.руб. 64,402 158,4    
- от сельского хозяйства млн.руб. - - - -
Убытки убыточных предприятий млн.руб. 7,631 1,5 р.б.    
в том числе от сельского хозяйства млн.руб. - - - -
Выполнение бюджета МО: млн.руб. - - - -
- доходы - всего млн.руб. 515,6 132,5 345,5 88,8
в том числе, собственные млн.руб. 378,3 109,9 205,7 110,5
- расходы млн.руб. 510,6 126,8 349,0 86,7
Просроченная задолженность предприятий всех форм собственности млн.руб. - - - -
-кредиторская млн.руб - - - -
-дебиторская млн.руб - - - -
Недоимка в бюджеты всех уровней млн.руб 6356,7 89,4 - -
в том числе бюджет МО млн.руб 5192,1 100,1 - -

Для того чтобы успешно развивались и функционировали промышленные и градообразующие предприятия муниципального образования, функционировали учреждения образования, здравоохранения, правоохранительные органы и органы местного самоуправления могли эффективно осуществлять свои функции большое значение имеет соответствующий уровень собираемых ежегодно доходов местного бюджета и рациональная их организация. Для этого проведем анализ состава, структуры и динамики доходов местного (муниципального) бюджета МО г. Сорочинск за 2008-2010 гг.

Таблица 7 – Статистические данные о доходах бюджета г. Сорочинска за 2008-2010 гг.

Городские округа Оренбургской области, город Сорочинск, значение показателя за год
  Доходы местного бюджета (включая безвозмездные поступления и доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности), в тыс. руб. Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций), в %
       
Городские округа       44,6
Всего  
Городские округа        
Налог на прибыль организаций  
Городские округа        
Налог на доходы физических лиц  
Городские округа        
Налоги на совокупный доход  
Городские округа        
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности  
Городские округа        
Единый сельскохозяйственный налог  
Городские округа        
Налоги на имущество  
Городские округа        
Налог на имущество физических лиц  
Городские округа        
Земельный налог  
Городские округа        
Государственная пошлина  
Городские округа        
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам  
Городские округа -179      
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности  
Городские округа        
Платежи при пользовании природными ресурсами  
Городские округа        
Плата за негативное воздействие на окружающую среду  
Городские округа        
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов  
Городские округа        
Безвозмездные поступления  
Городские округа        
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации  
Городские округа        
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований  
Городские округа        
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)  
Городские округа        
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований  
Городские округа        
Иные межбюджетные трансферты  
Городские округа        
Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам для компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня  
Городские округа        
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности  
Городские округа        
Из общей величины доходов - собственные доходы  
Городские округа        

Таблица 8 – Структура доходов бюджета (включая безвозмездные поступления и доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) г. Сорочинска за 2008-2010 гг.

Статьи доходов Удельный вес, в %
Годы      
Всего      
Налог на прибыль организаций 9,2 8,5 0,0
Налог на доходы физических лиц 14,3 21,3 13,3
Налоги на совокупный доход 3,4 4,2 7,5
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 3,4 0,6 1,9
Единый сельскохозяйственный налог 0,0 10,8 9,5
Налоги на имущество 6,5 74,6 73,4
Налог на имущество физических лиц 0,3 0,4 0,3
Земельный налог 6,3 4,8 3,8
Государственная пошлина 1,3 1,8 3,7
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 0,0 0,0 0,0
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 1,5 1,7 1,1
Платежи при пользовании природными ресурсами 0,1 0,1 0,1
Плата за негативное воздействие на окружающую среду 0,1 0,1 0,1
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 0,6 0,6 0,7
Безвозмездные поступления 54,7 41,4 55,4
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 54,7 41,4 55,4
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 15,7 4,5 2,8
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) 20,0 10,7 23,7
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 18,5 25,4 26,6
Иные межбюджетные трансферты 0,5 0,9 2,3
Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам для компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня 0,4 0,6 1,9
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 7,6 10,8 9,5
Из общей величины доходов - собственные доходы 81,5 74,6 73,4

Таким образом, видно, что в структуре доходной части местного бюджета лидирующие позиции занимали: в 2008 году - безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии), субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и налог на доходы физических лиц. Наименьший удельный вес имели следующие статьи доходов - платежи при пользовании природными ресурсами, плата за негативное воздействие на окружающую среду, налог на имущество физических лиц, межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам для компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня и иные межбюджетные трансферты. Однако собственные доходы в 2008 г. из общей величины доходов составили 81,5%. В 2009 году наибольший удельный вес в общей структуре доходов местного бюджета составляли налоги на имущество, безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и налог на доходы физических лиц. Наименьший удельный вес приходился так же на платежи при пользовании природными ресурсами, плату за негативное воздействие на окружающую среду, налог на имущество физических лиц. Доля собственных доходов в общей структуре снизилась и составила 74,6%. В 2010 году сохранилась такая же тенденции в распределении доходов в структуре бюджета как и в предыдущем году, однако доля субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) увеличилась до 23,7%, так же увеличилась доля безвозмездных поступлений в бюджет МО. Доля налога на доходы физических лиц уменьшилась до 13,3% с 21,3% в 2009 году. Доля собственных доходов в общей структуре продолжила снижаться и составила 73,4%.

Таблица 9 – Динамика доходов бюджета г. Сорочинска за 2008-2010 гг.

  Темп роста 2009г. к 2008г, в % Темп роста 2010г. к 2009г., в %
Всего 84,0 132,5
Налог на прибыль организаций 77,4 0,0
Налог на доходы физических лиц 124,7 82,6
Налоги на совокупный доход 104,1 237,5
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 14,5 425,4
Единый сельскохозяйственный налог   117,1
Налоги на имущество 959,3 130,3
Налог на имущество физических лиц 122,1 101,9
Земельный налог 63,8 106,1
Государственная пошлина 121,2 268,6
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам -60,9 2,8
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 91,6 85,0
Платежи при пользовании природными ресурсами 92,3 140,7
Плата за негативное воздействие на окружающую среду 92,3 140,7
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 84,5 166,8
Безвозмездные поступления 63,6 177,4
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 63,6 177,4
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 24,0 81,5
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) 44,9 294,2
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 114,9 139,2
Иные межбюджетные трансферты 148,7 349,7
Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам для компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня 110,7 425,4
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 119,3 117,1
Из общей величины доходов - собственные доходы 76,9 130,3

В 2009 году по отношению к 2008 году общая сумма доходов местного бюджета снизилась на 16%. За 2009 год произошло увеличение доходов по следующим статьям – налоги на имущество (+859,3%), иные межбюджетные трансферты, налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, государственная пошлина, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам для компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня и налоги на совокупный доход. По остальным источникам доходов произошел спад. В 2010 году по сравнению с 2009 годом общий размер доходов муниципального бюджета увеличился на 32,5%. За этот год произошел рост доходов по следующим направлениям - единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам для компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня (+325,4%), иные межбюджетные трансферты (+249,7%), субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) (+194,2%), государственная пошлина (+168,6%), налоги на совокупный доход (+137,5%) и др. По другим видам доходов произошло снижение - дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам и по налогу на доходы физических лиц.

По итогам деятельности МО г. Сорочинск за 2010 год доходыбюджета муниципального образования составили 515,6 млн. руб., в том числе, собственные доходы 378,3 млн. руб. Основную сумму городского бюджета составляют налоговые поступления. В течение года на первом месте была поставлена координационная работа с налогоплательщиками, обеспечивающая своевременного и полного поступления платежей в городской бюджет. Городской бюджет выполнен на 99,3 %. Не выполнен доходный источник НДФЛ, имеется недоимка по предприятию ЗАО «Сорочинский комбинат хлебопродуктов». Расходы бюджета составили - 510,6 млн.руб. В бюджете города были предусмотрены расходы на реализацию 28 целевых программ, каждая из которой предусматривала конкретные цели ее реализации и показатели оценки достижения на всех этапах. Прибыль предприятиями города получена в сумме 64,402 млн. руб., общая сумма убытков составила 7, 631 тыс. руб. Удельный вес убыточных организаций составил 33 % от общего числа предприятий. Наибольшая сумма убытков получена предприятием МУП «Жилкомсервис». В 2010г. населению города оказано платных услуг на сумму 344, 852 млн. руб., в расчете на одного жителя на сумму 11 770руб. (в 2009г.- 261,530 руб.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: