Маркетинговые риски

Группа маркетинговых рисков во внешнеэкономической деятельности компаний связана с возможностью продвижения и реализации товаров на рынках сбыта.

К основным маркетинговым рискам относятся:

q информационный;

q инновационный;

q отраслевой.

Информационный риск - это риск отсутствия, неопределенности или недостоверности информации. Информация может касаться как юридической базы для подготовки контракта, состояния дел у партнера и его банка, так и (в большей части) информации о состоянии рынка товаров (услуг), которые предлагаются.

Для проведения успешной сбытовой политики на международных рынках необходимо проводить их тщательный ситуационный анализ. Его проведение требует оценки около 250 различных показателей и получения итогового результата. Он должен включать в себя следующие группы:

1) размер потенциального рынка;

2) динамика роста торговли новым товаром.

3) рыночная перспектива на ближайшие 10 лет;

4) сезонность товара;

5) стоимость товара по сравнению с местными аналогами;

6) потребность товара по регионам;

7) частота покупок товара;

8) отношение к некоторым специфическим свойствам;

9) отношение к товару торговых посредников;

10) упаковка (потребность в ней);

11) вид активности конкурентов;

12) необходимый объем рыночных исследований для приспособления к рынку;

13) торгово-политическая обстановка;

14) наличие ограничений на торговлю;

15) отношение к потенциальным покупателям;

16) эффективность рекламы;

17) информация о рынке.

Оценку данных характеристик целесообразно проводить с помощью экспертных или маркетинговых систем, позволяющих учитывать неопределенность информации о данном рынке. Это поможет первоначально получить оценку потенциальных возможностей рынка, принять правильное решение о выходе на него и проанализировать риски возможных потерь при его освоении.

Очень важным условием для экспортера при выходе на внешний рынок является определение конкурентоспособности товара. Это можно провести в процессе сравнения с другими. Оценка конкурентоспособности включает следующие этапы:

1. Анализ рынка и выбор наиболее конкурентоспособного товара-образца в качестве базы для сравнения и определения уровня конкурентоспособности нашего товара.

2. Определение набора сравниваемых параметров и характеристик обоих товаров.

3. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности нашего товара.

Отраслевой риск - это возможность потерь в результате изменений в экономическом состоянии отрасли и степень этих изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями. При анализе отраслевого риска необходимо учитывать:

q деятельность фирм данной отрасли, а также смежных отраслей за определенный период времени;

q насколько деятельность фирм данной отрасли устойчива по сравнению с экономикой страны в целом;

q каковы результаты деятельности различных коммерческих фирм внутри одной и той же отрасли.

Инновационный риск - это возможность потерь, возникающих при вложении коммерческой фирмой средств в производство новых товаров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке.

Оценка маркетинговой группы рисков - достаточно весомая задача и ее решение наиболее эффективно с помощью специальных компьютерных систем обработки информации типа “МаркетЭффект”. Степень возможности появления маркетинговых рисков достаточно велика и они присутствуют постоянно, не зависимо от нас, а объем финансовых потерь может составлять достаточно крупные суммы. Поэтому вопрос анализа и оценки маркетинговых рисков занимает важное место на всех этапах проведения внешнеэкономической операции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: