Процедура разрешения споров ООН

Согласно Уставу ООН все государства разрешают свои международ­ные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. В этих целях Устав ООН закрепляет основные средства и необходимые рамки для мирного разрешения международных споров, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

С момента создания Организация Объединенных Наций играет ве­дущую роль в международно-правовой системе мирного разрешения ме­ждународных споров и поддержании международного мира и безопас­ности. Мирное разрешение споров в ООН осуществляется в основном четырьмя главными органами: Генеральной Ассамблеей, Советом Безо­пасности, Международным судом и Секретариатом.

Устав ООН возлагает на Генеральную Ассамблею важную роль в об­ласти мирного разрешения споров, и она в целом эффективно осуществ­ляет свои функции в этой области. Генеральная Ассамблея может обсуж­дать любую ситуацию независимо от ее происхождения, которая, по мнению Ассамблеи, может нарушить общее благополучие или дружест­венные отношения между нациями, и рекомендовать меры для ее мир­ного улаживания (ст. 12 Устава). Государства — члены ООН, когда они сочтут это уместным, могут довести до сведения Генеральной Ассамблеи информацию о любом споре или ситуации, которая может привести к международным трениям или вызвать спор. Генеральная Ассамблея может быть форумом для консультаций с целью содействия скорейшему разрешению спора или учредить соответствующие вспомогательные ор­ганы.

Центральная роль в системе органов, занимающихся проблемами мирного разрешения споров, принадлежит Совету Безопасности. Со­гласно ст. 33 (2) Совет Безопасности, когда он считает это необходимым, требует от сторон разрешения их спора при помощи средств, перечис­ленных в Уставе ООН (переговоры, обследование, посредничество, при­мирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональ­ным органам или соглашениям и т. д.). Он уполномочен расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к междуна­родным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию между­народного мира и безопасности. Более того, Совет Безопасности упол­номочивается в любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, или в си­туации подобного же характера рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования. При этом он принимает во внимание лю­бую процедуру для разрешения спора, которая уже выбрана сторонами.

Давая рекомендации по выбору процедуры или метода урегулирования спора, Совет Безопасности принимает также во внимание, что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сто­ронами в Международный суд в соответствии с положениями Статута Суда.

Если стороны в споре не разрешат его при помощи указанных в п. 1 ст. 33 Устава ООН средств, они передают его в Совет Безопасности. В случае если Совет Безопасности найдет, что продолжение данного спора в действительности могло бы угрожать поддержанию международ­ного мира и безопасности, он либо рекомендует сторонам прибегнуть к надлежащей процедуре или методам урегулирования такого спора, либо рекомендует такие условия разрешения спора, какие он найдет подходящими.

Генеральная Ассамблея ООН на своей XXXVII сессии 15 ноября 1982 г. одобрила Манильскую декларацию о мирном разрешении между­народных споров. В ней признается необходимым повышение эффек­тивности ООН в мирном разрешении международных споров и поддер­жании международного мира и безопасности согласно принципам спра­ведливости и международного права.

Согласно этой Декларации государствам — членам ООН следует ук­реплять центральную роль Совета Безопасности, с тем чтобы он мог в полной мере и эффективно выполнять свои обязанности в соответст­вии с Уставом ООН в области разрешения споров или любой ситуации, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности. С этой целью государствам следует:

а) полностью сознавать свою обязанность передавать в Совет Безо­пасности такой спор, сторонами в котором они являются, если они не решили его при помощи средств, указанных в ст. 33 Устава;

б) более широко использовать возможность доведения до сведения Совета Безопасности о любом споре или любой ситуации, которая мо­жет привести к международным трениям или вызвать спор;

в) поощрять Совет Безопасности более широко использовать воз­можности, предусматриваемые Уставом, с целью рассмотрения споров или ситуаций, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности;

г) рассматривать вопрос о более широком использовании возмож­ностей Совета Безопасности для расследования фактов в соответствии с Уставом;

д) поощрять Совет Безопасности в качестве средства содействия мирному разрешению споров шире использовать вспомогательные орга­ны, учрежденные им в осуществление его функций по Уставу ООН;

е) учитывать, что Совет Безопасности уполномочивается на любой стадии спора, имеющего характер, указанный в ст. 33 Устава, или в си­туации подобного же характера рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования;

ж) поощрять Совет Безопасности действовать без промедления в соответствии со своими функциями и полномочиями, особенно в слу­чаях, когда международные споры перерастают в вооруженные кон­фликты.

м\н суд

является главным судебным органом ООН (под­робнее см. § 2 настоящей главы). Манильская декларация рекомендует го сударствам:

а) рассмотреть возможность включения в договоры, когда это уме­стно, положений, предусматривающих передачу в Международный суд споров, которые могут возникнуть при толковании или применении та­ких договоров;

б) изучить возможность, в порядке свободного осуществления сво­его суверенитета, признания юрисдикции Международного суда обяза­тельной в соответствии со ст. 36 его Статута:

в) рассмотреть возможность определения дел, для решения которых может быть использован Международный суд.

Важная роль в урегулировании споров и конфликтных ситуаций принадлежит Генеральному секретарю ООН. Согласно ст. 99 Устава ООН он имеет право доводить до сведения Совета Безопасности о лю­бых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

Генератьный секретарь по пору­чению Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи осуществляет посреднические полномочия или оказывает добрые услути го сударст­вам — участникам спора. Как правило, он подписывает соглашения с го­ сударствами по урегулированию конфликта. Например, в марте 1998 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан подписал соглашение между ООН и Правительством Ирака о допуске международных наблюдателей ООН для инспектирования военных объектов с целью выявления в них оружия массового поражения. Эта акция помогла ликвидировать воз­можный вооруженный конфликт между Ираком и США. Однако в марте 2003 г. США совершили вооруженное нападение на Ирак.

В Декларации о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 5 де­кабря 1988 г.

, уделяется значительное внимание роли Генерального сек­ретаря в разрешении споров и конфликтных ситуаций. В частности, в этом документе отмечается, что Генеральному секретарю, если к нему обратились го сударство или го сударства, непосредственно затронутые спором или ситуацией, следует в ответ незамедлительно призвать эти го­ сударства искать пути решения или урегулирования мирными средства­ми по своему выбору в соответствии с Уставом ООН и предложить свои добрые услуги или другие имеющиеся в его распоряжении средства, ко­торые он считает подходящими.

Ему следует рассматривать возможность обращения к го сударствам, непосредственно затронутым спором или ситуацией, с тем чтобы не до­пустить их перерастания в угрозу для поддержания международного ми­ра и безопасности. Генеральному секретарю следует, когда это целесооб­разно, рассматривать возможность полного использования возможно­стей по установлению фактов, включая направление представителя или миссий по установлению фактов с согласия принимающего го сударства в районы, в которых существует спор или ситуация. Генеральному сек­ретарю следует поощрять, когда это целесообразно, усилия, предприни­маемые на региональном уровне для предотвращения или устранения спора или ситуации в соответствующем регионе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: