Понятие о медицинской абилитации и реабилитации. Общие принципы составления и содержание медицинских реабилитационных программ

Медицинская абилитация в раннем возрасте - это система ле­чебно-профилактических мер, направленных на создание условий для формирования, развития и тренировки рефлекторных, сен­сорных, двигательных, психоэмоциональных и речевых реакций ребенка в соответствии с возрастом средствами медицины (меди­каментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж и лечебная физкультура, протезирование, оперативное вмешательство и др.). Для того чтобы успешно проводить педагогическую абилитацию, специальному педагогу необходимо знать ключевые моменты ме­дицинской абилитации для оптимального объединения усилий.

Большое место занимает профилактическая работа с ребенком и его семьей, распределенная во времени в соответствии с этапами онтогенеза.

Скрининг факторов риска осуществляется уже при первичном обращении будущих родителей в медико-генетическую или жен­скую консультацию. Этап прогнозирования рождения ребенка с отклонением в развитии (первые 12 недель беременности) и пре­дупреждение рождения больного ребенка (от 12 недель до родов) проводятся акушерами-гинекологами. В случае заключения о не­благоприятном течении беременности могут проводиться превен­тивные (предупредительные) лечебные мероприятия при тщатель­ном контроле за состоянием плода. При высоком риске будущая мать направляется в специализированный родильный дом, осна­щенный соответствующим оборудованием и укомплектованный квалифицированными специалистами отделения неопатологии. К мероприятиям второго этапа относится выбор правильной так­тики и техники ведения родов.

После рождения ребенок в первые же часы обследуется спе­циалистами для уточнения состояния его нервной системы, орга­нов и тканей.

Комплекс мероприятий, проводимых разными учреждениями, от мониторинга состояния будущей матери до выхаживания ре­бенка с отклонением в развитии, связан в единую систему и обес­печивает комплексный подход в проведении медицинской абили-тации.

Программа медицинской абилитации тесно связана с про­граммами психолого-педагогической абилитации детей раннего возраста и строится с учетом всех возможных неблагоприятных факторов развития ребенка, таких, как осложненный акушерский анамнез, болезнь матери, патологическое течение беременности и родов, появление первых минимальных признаков аномального развития.

Предпочтение отдается абилитации в домашних условиях, где ребенок огражден от контактов с инфекциями, развивается в при­вычной домашней обстановке, не отлучаясь от матери. Семья становится первым помощником врача в организации лечебно-профилактических мер и лечебного ухода за ребенком.

Лечебное сопровождение детей раннего возраста должно быть комплексным. Врач, методист по лечебной гимнастике, масса­жист, логопед, а также специальный психолог и педагог обучают мать специальным приемам выработки возрастных навыков у ре­бенка, контролируют и оценивают эффективность работы, изме­няют набор упражнений и лечебно-профилактических мероприя­тий в соответствии с достигнутыми результатами.

Начальным этапом реабилитационной работы является меди­цинская реабилитация больного, т.е. использование всех возмож­ностей современной медицины для восстановления до удовлетво­рительного уровня нарушенных функций, стимуляции восстано­вительных и компенсаторных процессов, формирования и разви­тия возможностей приспособления больного к новым условиям существования, оказание ему медицинской помощи в восстанов­лении или развитии профессиональных навыков с учетом специ­фики нарушений.

Реабилитация предполагает использование единых методиче­ских и организационных подходов к решению таких вопросов, как установление степени нарушений органов и систем организ­ма, определение трудоспособности и трудового прогноза, разра­ботка плана восстановительных мероприятий, направленных на эффективное возвращение больных в общество, к привычной для них жизнедеятельности.

В содержание медицинской реабилитации входят медикамен­тозное лечение и фитотерапия, терапия физическими средствам!' (ЛФК, массаж, физиотерапия), трудотерапия, арттерапия, восста­новительное оперативное вмешательство, протезирование и орте-


зирование, физическая реабилитация протезированных лиц и са-наторно-курортное лечение.

Проведение медицинской реабилитации в детских возрастных группах невозможно без одновременного применения педагогиче­ских методов воздействия.

Построение реабилитационной программы основывается на следующих принципах.

1. Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания и проводятся непрерывно при условии этапного по­строения программы.

2. Реабилитационные мероприятия должны быть комплексны­ми, разносторонними, но однонаправленными.

3. Реабилитационная программа должна быть индивидуальной для каждого больного в зависимости от нозологической формы, характера течения заболевания, возраста больного и пр.

4. Заключительным этапом реабилитационной программы для взрослых должны являться профессиональная ориентация и тру­доустройство. Для детей - это возвращение к обычной для данно­го детского возраста деятельности, включая учебную.

Реабилитация детей осуществляется на базе учреждений систе­мы здравоохранения, народного образования и социального обеспечения. К их числу относятся специализированные отделе­ния или палаты для детей, у матерей которых были патологиче­ские роды, детские специализированные ясли-сады и школы-интернаты, детские дома-интернаты для психоневрологических больных, неврологические отделения больниц, клиники институ­тов травматологии и ортопедии, местные и республиканские са­натории, детские поликлиники.

В условиях детских больниц или неврологических клиник дети получают лечение в остром периоде заболевания. Помимо ком­плекса медикаментозного лечения, направленного на устранение причины, вызвавшей заболевание, в условиях больницы должен быть использован весь арсенал мероприятий, направленных на соз­дание оптимальных условий для быстрейшего восстановления на­рушенных функций и предупреждение возможных осложнений, ко­торые в дальнейшем могут быть основной причиной ограничения жизнедеятельности и здоровья. Проводится ортопедическая уклад­ка, назначаются лечебная физкультура, массаж, физиотерапия. Больной приобщается к самостоятельному обслуживанию.

Реабилитационный процесс, как правило, состоит из трех этапов.

Первый этап реабилитации - восстановительное лечение в ста­ционаре. В зависимости от характера патологического процесса он имеет различную продолжительность (в среднем 1-3 мес).

3—482 65


Второй этап - реадаптация, т.е. приспособление больного к ус­ловиям существования на том или ином уровне в соответствии со степенью восстановления и компенсации функции. Этот этап ле­чения лучше начинать в местном санатории, куда ребенок должен быть переведен после окончания лечения в больнице.

Третий этап - собственно реабилитация, возвращение к обыч­ной деятельности (учебной, трудовой), к прежним своим обязан­ностям. У детей этот этап предполагает полное или частичное преодоление дефекта, его компенсацию и своевременную коррек-ционно-педагогическую помощь для предотвращения вторичных и последующих отклонений в развитии.

Уменьшение числа лиц с ограниченными возможностями жиз­недеятельности может сегодня достигаться средствами медицины через:

совершенствование профилактики;

своевременность раннего выявления и ранней диагностики от­клонений в развитии ребенка;

совершенствование абилитационных и реабилитационных ме­роприятий;

повышение качества медицинского сопровождения коррекци-онно-образовательного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: