Социальная помощь и социально-педагогическая деятельность

Процесс гуманизации отношения общества к лицам с ограни­ченными возможностями и все более расширяющаяся интеграция их во все сферы социальной жизни побуждает искать новые наи­более эффективные формы реализации социальной помощи этой категории населения России. Социальная помощь является со­ставным элементом государственной системы социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения.

Социальная помощь - это комплекс гуманитарных услуг пред­ставителям из экономически необеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улуч­шения их способности к социальному функционированию. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, а также долговременных услуг (медицинских, психологических, правовых, педагогических, бы­товых и др.) в целях 'оказания адресной поддержки наименее за­щищенных слоев населения, ликвидации или нейтрализации кри­тических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.

В системе социальной помощи на современном этапе развития российского общества возрастает роль социально-педагогической деятельности по поддержке инвалидов - лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособности.

Социально-педагогическая деятельность по поддержке лиц с ограниченными возможностями - это непрерывный педагогиче­ски целесообразно организованный процесс социального воспи­тания с учетом специфики развития личности человека с особы­ми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи. Отклонения в развитии приводят к «выпадению» (Л.С.Выготский) из этого со­циально и культурно обусловленного пространства, нарушают связь с социумом, культурой как с источником развития. Поэтому организация социально-педагогической деятельности по под­держке лиц с ограниченными возможностями - это построение образовательного пространства (за рамками учебного заведения и школьного возраста), которое предусматривает «обходнь^ пути» (Л. С. Выготский) для достижения тех социальных зада4'


которые в условиях «нормы» достигаются общепринятыми тра­диционными способами.

Социально-педагогическая деятельность имеет междисципли­нарный характер, так как тесно связана с экономическими, поли­тическими и личностными условиями жизнедеятельности человека, с государственной социальной политикой, коммуникативными возможностями индивида в сфере социальной жизни на всех уров­нях социума. Она осуществляется усилиями специалистов различ­ных профилей, но ведущая, интегрирующая роль в этом процессе принадлежит социальным педагогам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: