Опыт организации системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями за рубежом

Система социально-педагогической помощи лицам со специ­альными потребностями на Западе построена на принципах инте­грации и нормализации и основана на интегральном подходе к ее организации как к сфере деятельности, в которой взаимодейству­ют социальные службы, образовательные учреждения, общест­венные объединения, семьи и частные лица.

Важным аспектом социально-педагогической помощи является создание особых условий для поддержки семьи, в которой имеется человек с отклонениями в развитии. Дети и взрослые со значи­тельными ограничениями возможностей здоровья получают це­лый комплекс мероприятий по социально-педагогической помо­щи в условиях родной или приемной семьи (семьи Фостера).

В частности, в Швеции на основании существующего законо­дательства каждая семья, имеющая ребенка с особыми образо­вательными потребностями, имеет право на помощь персональ­ного ассистента, дополнительную материальную и медицинскую помощь. В детских поликлиниках по месту жительства осущест­вляются не только комплексное обследование детей и контроль за их развитием, но и социальная диагностика окружающей среды с привлечением специалистов соответствующего профиля. Для каждого ребенка, начиная с раннего возраста, составляется ин­дивидуальная программа образования, которая включает обу­чение родителей специфическим навыкам общения и занятий с малышом. Здесь же осуществляются различные формы семейной терапии.

Во взрослом возрасте люди даже со значительными ограниче­ниями жизнедеятельности и трудоспособности имеют возмож­ность выбора места и сферы проживания (вместе с родными или самостоятельно), проходят пролонгированный курс обучения по подготовке к независимой жизни и профориентации в соответст-^и с индивидуальными возможностями.

В европейских странах действуют частные школы и социаль-иые службы, которые используют собственные программы и ме-^ды специального обучения.


Одним из интересных примеров организации жизни лиц с тя­желыми нарушениями развития является использование валь-дорфской педагогики для создания поселений - кэмпхиллских общин для лиц, нуждающихся в особой помощи и поддержке (см. раздел IV, гл. 3, п. 3.2.3).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: