Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих

Профориентация лиц с нарушенным зрением ведется с учетом медицинских показаний и противопоказаний, установленных НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, и на основе принципов рацио­нального и качественного трудоустройства инвалидов по зрению, разработанных ЦИЭТИНом.

В специальной профориентационной карточке ведется систе­матическая регистрация данных медицинского и психолого-педа­гогического изучения школьников. Дети не всегда могут сами адекватно соотнести свои возможности с требованиями будущей профессии, поэтому наличие таких данных помогает в оказании правильной консультативной профориентационной помощи в выборе факультатива, кружка, видов работы по трудовому обу­чению, а после окончания школы - в выборе профессии.


Значительное число лиц с нарушенным зрением трудится на промышленных предприятиях. Одни из них работают за станками другие - на конвейерах, третьи - на испытательных стендах. На промышленных предприятиях системы Всероссийского общества слепых распространены механосборочные, радио- и электромон­тажные работы. Процесс изготовления деталей и узлов разбит на простые операции.

Для освоения таких профессий уже в школе у учащихся разви­вают технические способности, конструктивное творческое вооб­ражение. В этих целях школьники изучают черчение, машинове­дение, электро- и радиотехнику, овладевают рабочими умениями и навыками, участвуют в кружковых и факультативных занятиях.

Среди незрячих много рационализаторов и изобретателей.

Достойное место занимают незрячие в мире науки, искусства, литературы. Значителен вклад в сокровищницу науки выдающих­ся незрячих философов Греции - Демокрита (V-IV в. до н.э.) и Диодота (I в. до н. э.). Известны имена выдающихся математиков -Дидима (Александрия, IV в. до н. э.), Н. Саундерсона (Шотландия, XVIII в.), Д. Гоффа (Англия, XVIII в.), историков - Ауфидия (Рим, II в. н.э.), О.Тьерри (Франция, XIX в.), В. Пресскота (США, XIX в.), энтомолога Ф. Губера (Швейцария, XVIII в.), тифлолога Л. Брайля (Франция, XIX в.), русского, советского профессора А. М.Щер­бины (1874-1934).

Среди русских и советских ученых много незрячих, которые являются гордостью отечественной науки, - свыше 40 докторов и более 200 кандидатов наук. Широко известны имена отечествен­ных математиков: академика Л.С.Понтрягина, д-ра физико-математических наук А.Г.Витушкина, д-ра физико-мате­матических наук В.И.Зубова и др. Свой вклад в специальную пе­дагогику, тифлопедагогику сделали незрячие ученые: д-р педа­гогических наук, профессор Б.И.Коваленко, д-р педагогических наук, профессор В.С.Сверлов. Люди с нарушенным зрением ус­пешно работают программистами, экономистами, историками, филологами, в области теоретической и прикладной математики. Много замечательных незрячих людей заняли достойное место в искусстве и литературе. Известны имена слепых писателей и по­этов Николая Николаева, Ивана Козлова, Всеволода Рязанцева, Александра Белорукова, Федора Шоева, Николая Островского и более молодых, принадлежащих другому поколению, - Эдуарда Асадова, Николая Силкова, Глеба Еремеева, Михаила Суворова, Николая Рыбалко, Анны Притчиной и других.

Среди слепых много замечательных композиторов и музыкан­тов. Многие незрячие получают музыкальное образование и ра­ботают по избранной специальности. Окончив консерваторию


или музыкальное училище, они становятся солистами филармо­ний, музыкально-эстрадных объединений. Профессия настройщи­ка музыкальных инструментов уже давно широко распространена среди незрячих. Ученик Национального института для слепых де­тей в Париже К. Монталь, ослепший в шестилетнем возрасте, спе­циализировался в настройке и починке пианино и роялей. Он пользовался славой лучшего настройщика в^Париже, за что был удостоен ордена Почетного легиона. В Нью-Йорке на знаменитой фабрике «Стейнвэй», продукция которой высоко ценится среди профессионалов и любителей музыки, главным настройщиком му­зыкальных инструментов был слепой по фамилии Шотте. В Рос­сии среди незрячих также были знаменитые настройщики форте­пиано (П. Трекше, В. Чернов). В разные времена широко известны были имена слепых резчиков по дереву и скульпторов, таких, как Л.Видаль, Л. По, М.Р.Макаров. Л. По, будучи балериной, в 21 год потеряла зрение. Талант и целеустремленность позволили ей стать профессиональным скульптором, членом Союза художников СССР. Ее лучшие произведения выставлены в картинных галереях и музеях Москвы, С.-Петербурга, Перми, Киева.

Среди незрячих много преподавателей высших и средних спе­циальных учебных заведений, общественных деятелей, организа­торов производства.

Популярна среди незрячих профессия массажиста.

В сельской местности живет и работает значительное число лиц с нарушенным зрением. Те, кто имеет остаточное зрение, ра­ботают лесоустроителями, пчеловодами, садоводами, агронома­ми. Около 30% выпускников школ-интернатов для слабовидящих стремятся поступить в сельскохозяйственные вузы и техникумы.

Подготовка специалистов из числа слепых и слабовидящих (инвалидов I и II групп по зрению) ведется в библиотечных техни­кумах, музыкальных училищах и училищах культуры, а также в специальном медицинском училище, выпускающем массажистов широкого профиля.

В вузах незрячие и слабовидящие могут обучаться по специ­альностям: правоведение, родной язык и литература, история, философия, экономика, математика, прикладная математика, на­родные инструменты, пение, фортепиано, композиция, музыкове­дение и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: