Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации

Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретен­ными.

Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболе­ваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.

Приобретенная слепота обычно бывает следствием заболевания органов зрения - сетчатки, роговицы и заболевании центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит), осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп' скарлатина), травматических повреждений мозга (ранения головы' ушибы) или глаз.

Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зрительного анализатора. При прогрессирующих зрительных де­фектах происходит постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса. Например, при глауко­ме повышается внутриглазное давление и происходят изменения в тканях глаза. Зрение снижается при появлении мозговых опухо­лей. При несоблюдении санитарно-гигиенических условий письма и чтения прогрессирует близорукость и дальнозоркость.

К непрогрессирующим дефектам зрительного анализатора от­носят некоторые врожденные его пороки, такие, как астигматизм, катаракта. Причинами этих дефектов могут стать также последст­вия некоторых заболеваний и глазных операций.

Итак, нарушения функций зрительного анализатора могут возникнуть у детей как во время внутриутробного развития, так и после рождения. Поэтому существуют такие категории детей с нарушениями зрения, как слепорожденные, рано ослепшие, ли­шившихся зрения после трех лет жизни. Такая дифференциация основывается на том, что время утраты зрения имеет очень боль­шое значение для последующего развития ребенка. Например, слепорожденные не имеют зрительных образов в памяти, кото­рыми в различной мере и объеме располагают ослепшие.

Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклоне­ния, психофизические особенности и своеобразие психофизическо­го развития. Психическое развитие слепорожденных имеет такие же закономерности, как и у зрячих детей, но отсутствие визуальной ориентировки сказывается наиболее заметно на двигательной сфе­ре, на содержании социального опыта. Своеобразным ориентиром


для слепого является реакция на звук, как и для нормально видяще­го в раннем возрасте реакции на звуковые раздражители, но для незрячего звук становится основным фактором ориентировки.

Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают труд­ности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельно­стью. В более старшем возрасте у лиц с нарушенным зрением воз­никают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции. В одних случаях своеобразие характера и поведения слепых сказывается на развитии у них отрицательных черт характера: неуверенности, пассивности, склонности к само­изоляции; в других случаях - повышенной возбудимости, раздра­жительности, переходящей в агрессивность.

Развитие высших познавательных процессов (внимание, логи­ческое мышление, память, речь) у слепорожденных протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобра­зии мыслительной деятельности с преобладанием развития абст­рактного мышления.

Отличие ослепших детей от слепорожденных зависит от време­ни потери зрения: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоз­дать за счет словесных описаний. Если не развивать зрительную память, частично сохранившуюся после потери зрения, происхо­дит постепенное стирание зрительных образов.

Слепой ребенок имеет все возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружаю­щего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть. В услови­ях специального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, кожного, обонятельного, виб­рационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу развития психических процессов. Благодаря этому разви­ваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятия.

Система компенсаторной перестройки на первоначальном эта­пе обучения создает условия для правильного отражения окру­жающего мира в наглядно-действенной форме, а по мере накоп­ления социального и бытового опыта и в словесно-логической форме при помощи сохранных анализаторных систем в организме слепого ребенка.

Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранно­сти зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ори­ентации и познавательной деятельности лиц с глубокими зри­тельными нарушениями.


Л. С. Выготский указывал, что слепые владеют так называемым шестым чувством (тепловым), позволяющим им на расстоянии замечать предметы, при помощи осязания различать цвет.

В процессе обучения педагогу, взрослому (родителям) следует исходить из того, что компенсация слепоты начинается у ребенка с первых месяцев его жизни.

Компенсация слепоты, указывает Л.И.Солнцева, представляет собой целостное психическое образование, систему сенсорных моторных, интеллектуальных компонентов, обеспечивающую ре­бенку адекватное и активное отражение внешнего мира и соз­дающую возможность овладения различными формами деятель­ности в каждом возрастном этапе.

Слабовидящие имеют некоторую возможность при знакомстве с явлениями, предметами, а также при пространственной ориен­тировке и при движении использовать имеющееся у них зрение. Зрение остается у них ведущим анализатором. Однако их зри­тельное восприятие сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечат­ления ограничены, а представления имеют качественное своеобра­зие. Например, у слабовидящего нарушено цветоощущение, цвето­вые характеристики воспринимаемого оттенка обеднены. При резко выраженной близорукости и дальнозоркости слабовидящий может не заметить некоторых внешне слабо выраженных призна­ков, важных для характеристики предмета.

У слабовидящих при косоглазии затруднена способность ви­деть двумя глазами, т. е. нарушено бинокулярное зрение. В усло­виях раннего специального обучения форменное, пространствен­ное и стереоскопическое зрение развивается и совершенствуется, что в будущем обеспечивает формирование сложных пространст­венных представлений.

Среди слабовидящих существует большое число лиц с наруше­нием цветоразличительных функций и контрастной чувствитель­ности зрения, имеются врожденные формы патологии цветоощу­щения.

На восприятие предметов и их изображений оказывает влияние нарушение глазодвигательных функций, что вызывает трудности в фиксации взора, прослеживания динамических изменений, оценке линейных и условных величин.

Коррекционная работа поэтому направлена на использование специальных приемов и способов наблюдения явлений и предме­тов с опорой на слух, осязание, обоняние, что позволяет форми­ровать у детей сложные синтетические образы реальной действи­тельности.


Остаточное зрение слабовидящего имеет существенное значе­ние для его развития, учебной, трудовой и социальной адаптации, поэтому оно должно тщательно оберегаться: необходимы регу­лярная диагностика, периодическое консультирование у офталь­молога, тифлопедагога, психолога.

Большое значение в восприятии и познании окружающей дей­ствительности у слепых и слабовидящих имеет осязание. Тактиль­ное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощущений (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура материала и др.) и помогает определять форму, размеры фигуры, устанавливать пропорциональные отношения. Различные ощущения, воспринимаемые нервными окончаниями кожи и сли­зистыми оболочками, передаются в кору головного мозга в отдел, связанный с работой рук и кончиков пальцев. Так незрячие и сла­бовидящие учатся «видеть» руками и пальцами.

Наряду с осязанием у слепых и слабовидящих в различных ви­дах деятельности важную роль играет слуховое восприятие и речь. Возникшее на первой стадии системы компенсации слепоты диф­ференцированное слуховое восприятие и голосовые реакции при знакомстве с предметами становятся все более значимыми как средство общения с окружающими людьми. С целью привлечения внимания к себе слепой ребенок использует звуки и слова. Адек­ватная реакция взрослого стимулирует ребенка на эмоциональное отношение к этому.

С помощью звуков слепые и слабовидящие могут свободно оп­ределять предметные и пространственные свойства окружающей среды. Они могут по звуку определить его источник и местонахо­ждение с большей точностью, чем это сделали бы зрячие люди. Высокий уровень развития пространственного слуха у лиц с на­рушением зрения обусловлен необходимостью ориентироваться в условиях разнообразного звукового поля.

Поэтому в процессе обучения и воспитания слепых и слабови­дящих проводятся упражнения на дифференциацию - различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля: звуковые сигналы присущи определен­ным предметам, устройствам, механизмам и являются проявлени­ем процессов, происходящих в них.

Успешность овладения лицами с нарушениями зрения различ­ными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учеб­ной - зависит от высокого уровня развития наглядно-образных Представлений, пространственного мышления, пространственной ориентировки.

Пространственная ориентировка является существенной ча­стью свободного движения в пространстве. Умение выдерживать


направление, определять свое место в пространстве, преодолевать или обходить препятствия - все это представляет трудности для слепого из-за нарушения возможности зрительно воспринимать анализировать пространство. Различные структуры психологиче­ской системы, формирующейся у слепых разного возраста, явля­ются основой для эффективной коррекции дефектов их простран­ственной ориентировки.

Обучение пространственной ориентировке слепых детей до­школьного и школьного возраста показывает, что процесс ее формирования многоуровневый и связан с развитием и совершен­ствованием интегративных процессов, умением и возможностью слепых детей целостно и обобщенно воспринимать окружающее пространство, анализировать его, используя как конкретные, ин­дивидуальные, так и обобщенные ориентиры, наполняющие про­странство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: