Особенности фотографирования общего вида предметов

Особенности фотографирования общего вида объектов включают в себя правильный выбор съемочной аппаратуры, освещения, фона и фотоматериалов. Съемка небольших предметов (пуль, гильз, пломб, следов пальцев и т. п.) производится на установках «СБ-2» к «Ула-рус». При фотографировании сложных по конфигурации предметов отображения их свойств оценивают по матовому стеклу визира, дающего плоскостное изображение. Крупноформатные камеры на­званных фотоустановок с двойным и тройным растяжением меха позволяют получать изображения в масштабе, достаточном для изучения особенностей предмета на матовом стекле визира. Ма­лоформатные камеры здесь менее удобны, поэтому их используют при съемке крупных объектов: предметов одежды с огнестрельными повреждениями, слепков следов транспортных средств, ружей и т. п.

Необходимый масштаб съемки определяют размеры самого объекта", на фотоснимках общего вида его изображение должно занимать весь кадр. При больших увеличениях искажается форма предмета, при малых снижается разрешение деталей.

Фотографирование проводят с соблюдением правил плановой съемки с линейным масштабом: оптическая ось объектива перпен­дикулярна предметной плоскости и проходит через центр объекта; в кадре обязательно присутствует масштабная линейка.

Для запечатления общего вида исследуемых предметов подби­рают мягкие и нормальные по контрасту фотоматериалы, позво­ляющие передавать на снимках широкие интервалы яркостей. При съемке используют как плоские фототехнические пленки, так и 35-мм фото- и кинопленки. Черно-белые объекты снимают на фотопленки ФТ-10, ФТ-20, МЗ-3; цветные — на фотопленки ФТ-12, ФТ-22, ФН-32, ФН-64, НК-1, НК-2 и другие с аналогичными свойствами. Обработку ведут в мелкозернистых выравнивающих проявителях.

Фотографирование общего вида изделий из стекла. Ос­новная особенность съемки состоит в том, чтобы наряду с формой и объемностью передать и прозрачность предмета. При фотогра­фировании объемных изделий из прозрачного стекла (бутылок, пу­зырьков, стаканов и др.) эту задачу можно решить, если в качестве основного направленного света использовать контровое освеще­ние. Объект размещают на предметном стекле фотоустановок и освещают снизу мощным потоком света, например, от донного ос­ветителя. Неоднородное заполнение стекла светом на централь­ных и краевых участках обеспечивает передачу формы изделия, создает эффект прозрачности. В качестве основного направленно-


го света можно использовать и интенсивное фоновое_ошещение. Пр^съёЖё"небольших предметов его получают, освещая и объект, и фон одним источником света. Если отдельные элементы контура предмета сливаются с фоном, то их выявляют моделирующим све­том, направляя его со стороны горлышка или дна бутылки.

Непрозрачные участки изделий из стекла (этикетки, наклейки, следы), дтакже масштабную линейку освещают^цагщавдяя. свет свер^ГИсточники света устанавливают против большей стороны предмета, а свет направляют перпендикулярно его оси под углом 30-50° к предметной плоскости. Такое освещение создает эффект объемности, но неизбежно приводит к появлению бликов. При съемке стеклянных цилиндрических сосудов свет от софитов на­правляют вдоль их оси либо используют рассеянное освещение.

Аналогичным образом на светлом фоне фотографируют общий вид изделий из окрашенного темного стекла.


Рис. 173. Схема фотографирования осколков из прозрачного стекла

Осколки прозрачного стекла (хрусталя, фарных дассеивателей и т. п.) фотографируют в проходящих лучах при темнопольном осве­щении, направляя световой поток от микроосветителя ОИ-19 под углом 30-40° к оптической оси фотокамеры. Контраст получаемого изображения увеличивают, располагая фотографируемый предмет на стекле с матовой диффузно рассеивающей свет поверхностью. Характерные особенности рельефа фарного рассеивателя выяв­ляют, направляя световой поток перпендикулярно оси этих элемен­тов и получая плавное изменение светотени. Непрозрачные участ­ки предмета подсвечивают сверху. Контраст изображения при этом не изменяется (рис. 173).


Общий вид плоских прозрачных предметов, например, осколков оконного стекла, получают как проекционным, так и контактным способами.

При съемке в отраженном свете предметы размещают на одно­родном светлом фоне и освещают направленным светом под углом 60-75°. Угол направления света зависит от толщины стекла и под­бирается таким образом, чтобы грани стекла, трещины и другие повреждения образовывали хорошо различимые тени на экране.

Общий вид мелких осколков получают на контактных приборах, а чаще посредством осветительной системы фотоувеличителя. С этой целью фотобумагу с расположенными на эмульсионном слое осколками экспонируют светом, проходящим через его опти­ческую систему. Этот способ в ряде случаев рекомендуют и для изготовления общего вида мелких объемных предметов из прозрач­ного стекла, например, рюмок, осколков фарных рассеивателей и пр. Естественно, резкость изображения в таких случаях невелика.

Фотографирование слепков со следов обуви. Слепки со следов обуви и протекторов автомашин обычно отливают из гипса, получая предметы со светлой матовой поверхностью. Важными параметрами съемки являются не только размеры и форма подош­венной части обуви (протектора), но и элементы рельефа, индиви­дуализирующие сам объект.

Гипсовые слепки фотографируют на темном фоне, располагая плоскость следа параллельно плоскости светочувствительного ма­териала. Элементы рельефа выявляют рисующим светом, направ­ляемым обычно под углом 15-20° к поверхности слепка со стороны носковой его части. Чем мельче выявляемые детали, тем под меньшим углом направляют свет. С противоположной стороны слепка устанавливают источники выравнивающего света под углом 40-50°. Они ослабляют тени в глубоких участках рельефа, устра­няют неравномерную освещенность, получаемую от односторонне­го косонаправленного освещения.

В качестве источников выравнивающего света используют со­фиты фотоустановок, удаляя их на максимально возможное рас­стояние от объекта и прикрывая лампы листами белой бумаги. Это позволяет получать более равномерную освещенность по поверх­ности слепка, не снижая светотеневого контраста рельефа. При необходимости отдельные участки слепка подсвечивают микроос­ветителями ОИ-19.

Фотографирование общего вида предметов из металла. Применение направленного освещения при съемке орудий взлома,


инструментов, замков и других металлических предметов приводит к появлению бликов. В местах возникновения они маскируют дета­ли, но одновременно являются важным композиционным элемен­том, подчеркивающим объемность объекта.

При съемке блики стараются ослабить различными способами, не исключая полностью. На плоских полированных или окрашенных поверхностях их ослабляют изменением направления светового потока, находя такое положение источника света, при котором они становятся слабее либо совсем исчезают. На цилиндрических по­верхностях блики устраняют, направляя свет вдоль оси предмета.

На сферических предметах изменение направления света при­водит только к' перемещению бликов с одних участков на другие. В таких случаях подбирают положение осветителей, при котором блики перемещаются на участки, не имеющие важных криминали­стических особенностей.

Накладные, навесные, врезные замки освещают несколькими источниками света, направляя с одной стороны предмета рисую­щий свет, а с противоположной — выравнивающий. Если замок имеет дужку или цилиндрические наплывы на корпусе, то рисую­щий и выравнивающий свет ориентируют перпендикулярно к дан­ным деталям. Наблюдая за изображением на матовом стекле визи­ра, подбирают такое положение осветителей, при котором рельеф замка передается наиболее отчетливо. Мелкие детали (номерные знаки, царапины и т. п.) выявляют моделирующим светом от мик­роосветителей ОИ-19, направляя световой поток под небольшими углами к данному участку.

Холодное оружие и инструменты типа отверток фотографируют при аналогичном освещении. При направленном освещении лезвие ножа и жало отвертки бликуют, тогда как рукоятки, изготовленные из древесины либо пластмассы, хорошо поглощают свет. Необхо­димый светотеневой баланс на изображении получают, подсвечи­вая рукоятку моделирующим светом. Его ориентацию определяет форма и фактура поверхности последней. Объемность рукояток подчеркивает освещение, направляемое перпендикулярно к их оси. Цилиндрические рукоятки освещают боковым светом, а рельеф поверхности плоских выявляют косонаправленным.

Перед съемкой замки, отвертки и ножи располагают на пред­метном стекле в горизонтальном положении. В горизонтальном по­ложении устанавливают и дужку замка, если она не зафиксирована, клинок ножа, жало отвертки. Масштабную линейку помешают в свободной части кадра симметрично краям объекта: на уровне


клинка или оси отвертки, при съемке навесных замков — в плоско­сти оси дужки, врезных и накладных — на уровне короба замка.

Фотографирование общего вида пуль и гильз. Пули обычно имеют цилиндрическую или шаровидную форму, а гильзы — ци­линдрическую, бутылочную или коническую. Иногда на исследование поступают деформированные пули. Их закрепляют на предметном стекле в горизонтальном положении, симметрично границам кадра. Для съемки выбирают положение, при котором расположенные на них следы обращены к объективу. Масштабную линейку устанав­ливают на уровне оси данных предметов.

В качестве источников света используют микроосветители ОИ-19. Свет одного из них направляют перпендикулярно оси объекта, под углом 30-45° к предметной плоскости. Свет от другого, противопо­ложного источника, имеет направление, близкое к лобовому. Ин­тенсивность бликов снижают применением рассеянного освещения. Форма пуль и гильз хорошо передается на светло-сером фоне.

Фотографирование общего вида документов. Общий вид документа получают, соблюдая правила репродукционной съемки. Однако на снимке должны быть отображены все значимые детали: текст, оттиск печати, защитная сетка или линовка, складки, разры­вы, пятна загрязнений и т. п. Соотношение плотностей почернения на снимке должно соответствовать интервалу яркостей объекта. Поэтому съемку проводят преимущественно на нормальные по контрасту фотоматериалы, чувствительные к той спектральной зо­не, излучения которой отражают красители деталей документа. До­кументы, выполненные черными и синими красителями, фотогра­фируют на несенсибилизированные фотопленки; желтыми и зелеными — на изоортохроматические; фиолетовыми и красными — на изопанхроматические.

Оптимальным является равномерное боковое освещение, рас­сеянное или направленное. Источники устанавливают с двух про­тивоположных сторон под углом 45-60°. Чтобы передать внешний вид измятых документов, свет одного из источников направляют под меньшим углом. К фону предъявляются те же требования: он должен подчеркивать форму объекта. Документы, представляющие собой белые листы бумаги, фотографируют на темном фоне, а вы­полненные на темной бумаге — на светлом. При съемке докумен­ты, как правило, располагают непосредственно на фоне, а мас­штабную линейку — в одной с ними плоскости.

Фотографирование общего вида предметов одежды. Об­щий вид предметов одежды или их частей фотографируют, если


они являются характерными элементами, по которым можно устано­вить личность, например, погибшего человека; если на них имеются следы повреждений (огнестрельных, колюще-режущими орудиями), следы транспортных средств при автодорожных происшествиях, либо элементами одежды оставлены следы при совершении пре­ступлений.

Перед съемкой предметы одежды размещают на вешалках, ма­некенах, чтобы они имели вид, как и на человеке в процессе носки. Складки измятой одежды, если они не связаны с событием престу­пления, предварительно распрямляют.

При съемке используют основной направленный и выравни­вающий свет, создавая на одежде требуемый баланс света и тени. Темные предметы одежды фотографируют на светлом фоне, а светлые — на темном. Сквозные отверстия выделяют, подклады-вая под ткань напротив отверстия листы бумаги или куски материи по тональности, противоположной предмету одежды. Расположе­ние повреждений можно указать стрелками из белой или черной бумаги. Фактуру материала ткани чаше всего выявляют косона-правленным светом, а характер переплетения ткани — комбиниро­ванным.

Общий вид предметов одежды чаще всего фотографируют ма­лоформатными камерами. Для съемки используют черно-белые фото- и кинопленки ФН-32, ФН-64, НК-1, НК-2 или цветные фото­пленки. Предметы одежды из цветной ткани на черно-белые фото­материалы фотографируют, применяя желтые или желто-зеленые светофильтры.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: