Фотографирование следов рук на непрозрачных предметах

Непрозрачные предметы со следами рук могут быть плоскими, цилиндрическими и сферическими; иметь светлые, темные, пест­рые, одноцветные и многоцветные поверхности, а фактуру гладкую с направленным или диффузным типом отражения, шероховатую и рельефную. На светлых поверхностях следы чаще окрашиваются темными порошками, а на темных — светлыми. Перечисленные свойства определяют особенности фотографирования следов. Съемка ведется непосредственно с объекта. И лишь когда следы расположены на недоступных для фотографирования участках, они копируются на дактилоскопическую пленку.

Следы рук, окрашенные в темные тона, на светлых поверхностях фотографируют на негативные фотоматериалы, мягкие или нормаль­ные по контрасту. При съемке используют лобовое или боковое рав­номерное освещение. Мешающую окраску фона или помех ослабля­ют, руководствуясь правилами цветоразличительной фотографии.

При съемке следов на изделиях из фарфора, покрытых тонкой прозрачной пленкой глазури, отражающей свет внешней и внутрен­ней поверхностями, применимо только вертикальное или близкое к нему освещение, обеспечивающее максимальную резкость изо­бражения. На выпуклых или вогнутых поверхностях оно нередко приводит к появлению бликов, В таких случаях свет направляют под меньшими углами и, несмотря на некоторое снижение резко­сти, на получаемых изображениях достигается удовлетворительная передача деталей на всех участках следа.

На темных поверхностях следы, окрашенные в светлые тона, фотографируют на бумагу. Зеркальность изображения устраняют оборачивающими камерами. На фотобумагу фотографируют и сле-


ды, откопированные на черную дактилоскопическую пленку, пред­варительно удалив с нее покровный слой- Тональность окраски следов не влияет на получаемые результаты. При фотосъемке ис­пользуют освещение, близкое к лобовому, а оборачивающую каме­ру не применяют. Темные следы на светлой дактилоскопической пленке фотографируют на негативные фотоматериалы. При съемке дактопленку располагают на светлом фоне, а зеркальность устра­няют либо применением оборачивающей камеры, либо печатая изображение следа через подложку негативэ.

Окрашенные в светлые тона следы на светлом пластике фото­графируют при косонаправленном освещении, создающем эффект темного поля. Свет, отраженный от фона, рассеивается в про­странстве, а изображение следа формируется лучами, отраженны­ми частичками, прилипшими к потожировому веществу. Съемку ве­дут на фотобумагу через оборачивающую камеру.

Выявление следов рук на предметах с «пестрыми» поверхно­стями основано на различиях в характере отражения света дета-пями следа и фона. Если поверхность отражает свет направленно, то следы фотографируют по методу светлого поля, применяя опа­ковое или одностороннее освещение, максимально приближенное к вертикальному. Объект наклоняют под небольшим углом к пред­метной плоскости, чтобы лучи света, отраженные от фона, попали в объектив. При таком положении объекта на светлом фоне полу­чают темное изображение папиллярных линий, которое регистри­руют на негативном фотоматериале (рис. 181).

Рис. 181. Схема фотографирования следов рук при светлопольном освещении


Свои особенности имеет съемка следов на поверхности зеркал из-за сдвоенности изображения и появления в поле зрения объек­тива посторонних отражений. Проще всего удалить зеркальный слой при предварительной подготовке объекта к съемке и сфото­графировать его в проходящем свете. Если это невозможно, то пространство над зеркалом рекомендуют экранировать с помощью диска, размеры которого обычно больше, чем у фотокамеры, а в центре имеется отверстие диаметром 10-15 мм, совпадающее с оптической осью объектива. При съемке светлых следов использу­ют диск черного цвета, а при фотографировании следов, обрабо­танных темными порошками, — белого. На фотографируемый уча­сток рекомендуют также накладывать маску из черной бумаги с отверстием в форме следа.

При фотографировании следов рук на поверхности зеркал в масштабах, необходимых для создания картотек или проведения сравнительного исследования (1:1, 3:1), данные рекомендации из­лишни. Все виды освещения от косонаправленного до лобового дают эффект темного поля, который позволяет получать высокий контраст изображения даже при съемке неокрашенных следов. По­тери в резкости, наблюдаемые из-за сдвоенности изображения, зависят от толщины зеркала, масштаба изображения и направле­ния светового потока к его поверхности. Снизить потери в резкости возможно за счет съемки с меньшими масштабами и применения лобового освещения.

Следы на предметах с многокрасочной поверхностью, например на рисунках книг, журналов, на открытках, росписях столовой посу­ды перед съемкой обрабатывают флюоресцирующими порошками. Освещая объект ультрафиолетовыми лучами, регистрируют вызы­ваемое ими свечение. Этот метод применим и для фотографиро­вания следов, образованных минеральными маслами. Следы на многокрасочных поверхностях, флюоресцирующих под воздействи­ем ультрафиолетовых лучей, фотографируют в отраженных ин­фракрасных лучах, предварительно обработав их порошками гра­фита, сажи, окиси меди, интенсивно поглощающими эти лучи.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: