Фотографирование следов давления

Следы давления имеют сложный рельеф. Его элементы состоят из большого числа деталей, расположенных самым различным об­разом: на разной высоте, хаотично или в определенном направле­нии. Для выявления всех особенностей следа используют основной направленный и выравнивающий свет. Направление световых по­токов подбирают таким образом, чтобы передать на снимке рельеф поверхности дна следа, его форму и объем (рис. 182).

Рис. 182. Схема освещения глубокого следа с наклонной поверхностью:

1 — направление рисующего света (а) для выявления рельефа;

2— направление рисующего (а) и выравнивающего (б) света

для выявления формы и объема

Положение источника основного направленного света относи­тельно объекта зависит от формы следа и расположения деталей, а угол к поверхности предмета — от глубины следа и высоты дета­лей. Чем глубже след, тем под большим углом направляют свет. Однако с увеличением угла снижается светотеневой контраст де­талей рельефа. Поэтому освещение под большими углами исполь­зуют довольно редко.


Рельеф дна следа с пологой поверхностью выявляют рисующим светом, направляемым под небольшим углом к этой поверхности (см. рис. 182, 1). При хаотичном расположении деталей важен только угол, под которым свет падает на эту поверхность: с уменьшением элементов рельефа уменьшают и угол направления света.

Форму и объем следа выявляют, устанавливая рисующий свет под небольшим углом к одной из его боковых сторон следа, под­черкивая за счет светотени и его контуры, и детали рельефа (см. рис. 182, 2). Если детали рельефа выражены в виде протяжен­ных выбоин, трасс, то световой поток направляют с той стороны следа, с которой он составляет достаточный для их выявления угол (близкий к 90°). При наличии деталей с различной ориентацией свет устанавливают либо под углом к ним, либо под углом к их боль­шинству, подчеркивая за счет светотени и контуры следа, и отдель­ные детали. Для съемки неглубоких следов достаточно одного источ­ника. При съемке более глубоких — тени от одностороннего рисующего света ослабляют выравнивающим. Источник последне­го устанавливают со стороны, противоположной теням. Необходи­мый светотеневой баланс, создающий эффект объемности следа, подбирают изменением накала на лампах микроосветителей, уда­лением источника света от объекта, расфокусируя световой пучок.

При фотографировании следов с более сложным рельефом светотеневой контраст деталей оценивают по изображению на стекле визира фотокамеры при выбранном увеличении. Переме­щая микроосветитель вокруг объекта или поворачивая сам след и наблюдая за изменением светотеневого рисунка, находят то на­правление светового потока, которое обеспечивает выявление максимального числа значимых деталей.


Рис. 183. Схема освещения следа давления, состоящего из двух частей

Следы от орудий взлома, имеющих две рабочие части (гвоздоде­ры, ножницы и т. п.), представляют собой углубления, расположенные на некотором расстоянии и под углом друг к другу (рис. 183).


Положение источника основного направленного света относи­тельно объекта зависит от формы следа и расположения деталей, а угол к поверхности предмета — от глубины следа и высоты дета­лей. Чем глубже след, тем под большим углом направляют свет. Однако с увеличением угла снижается светотеневой контраст де­талей рельефа. Поэтому освещение под большими углами исполь­зуют довольно редко.

При их фотографировании необходимы два источника света, каждый из которых предназначен для выявления особенностей рельефа одной из половин. Световые потоки направляют под не­большими углами к их оси.

Объемность изображения на плоском снимке задает распреде­ление светотени. Наиболее привычно для человека освещение, идущее сверху и справа, когда тени расположены слева от объек­та. Иное сочетание светотени на изображении приводит к появле­нию оптических иллюзий, ложному представлению о характере рельефа: вдавленный след кажется выпуклым и наоборот.

В процессе съемки не всегда возможно установить необходимое направление светового потока. Ложного же представления о харак­тере рельефа можно избежать в процессе оформления фототаб­лиц. Оптимального представления о характере рельефа добивают­ся, поворачивая фотоснимок с изображением следа на угол, равный 1809.

С увеличением масштаба съемки глубина резкости быстро уменьшается. Чтобы обеспечить резкость деталей рельефа по всей глубине объемного следа, плоскость фокусирования выбира­ют на 1/3 расстояния от поверхности преграды до его дна, а съемку производят при значениях диафрагм 8-11. Диафрагмирование объ­ектива до значений 16-22 при больших увеличениях снижает раз­решение деталей вследствие дифракционных явлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: