Регулирование платежного баланса

Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования, которое корректирует рыночное регулирование, обусловлено следующими причинами.

Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса меж­дународных расчетов влияет на динамику валютного курса, мигра­цию капиталов, состояние экономики. Например, покрывая дефицит текущих операций платежного баланса национальной валютой, США способствуют экспорту инфляции в другие страны, созданию избытка долларов в международном обороте, что подорвало Бреттонвудскую систему и отрицательно влияет на современную мировую валютную

систему.

Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 1930-х гг. стихий­ный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует крайне слабо. Поэтому выравнивание пла­тежного баланса требует целенаправленных государственных ме­роприятий.

В-третьих, в условиях глобализации повысилось значение платеж­ного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач политики государства наряду с обеспечением экономического роста, сдержива­нием инфляции и безработицы.

Материальной основой регулирования платежного баланса служат: 1) официальные золотовалютные резервы; 2) государственный бюд­жет; 3) непосредственное участие государства в МЭО как экспортера капиталов, кредитора, гаранта, заемщика; 4) регламентация внешне­экономических операций с помощью законодательных и нормативных актов.

Проблема выравнивания платежного баланса наиболее остро вста­ет перед странами, имеющими длительный и крупный дефицит. Стра­ны с активным балансом международных расчетов призывают их на­вести порядок: ограничить инфляцию, проводить дефляционную по­литику, стимулировать экспорт, сдерживать импорт товаров и т.д. Такие требования после второй мировой войны США предъявляли странам Западной Европы, имевшим хронический дефицит платежно­го баланса. В 1960-х, 1980-х и начале 2000-х гг. положение измени­лось: страны Западной Европы выступали с аналогичными призыва­ми к США. Страны с дефицитом платежного баланса обычно настаи­вают, чтобы их партнеры с активным балансом ослабили ограничения Импорта, расширили вывоз капитала.

Государственное регулирование платежного баланса – это совокупность экономических, валютных, финансовых, кредитных, мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. В зависимости от состояния платежного баланса и политики страны используется разнообразный арсенал методов его регулирования.

Странами с дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов' ограничения вывоза капиталов.

1. Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов, замораживание цен и заработной платы. В аспекте регулиро­вания платежного баланса дефляционная политика направлена на сни­жение цен и повышение конкурентоспособности товаров и услуг.

Ее инструментами служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки цент­рального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, уста­новление целевых ориентиров роста денежной массы и инфляции (таргетирование). В условиях экономического спада, при наличии боль­шой армии безработных и резервов неиспользованных производствен­ных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень трудящихся и обострением социальных конфликтов.

2. Девальвация. Роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствую­ щей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация сти­мулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Что касается сдерживающего влияния девальвации на импорт, то в условиях интернационализации процесса воспроиз­водства и развития международной специализации страна зачастую не может резко сократить ввоз товаров. К тому же не все страны про­водят успешную политику импортозамещения.

3. Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства отечественных товаров, инфляции и утрате конкурент­ных преимуществ на внешних рынках. Поэтому, хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицита платежного баланса. Для получения желаемого эффекта девальвация должна быть достаточной по размеру. Иначе она усиливает спекуляцию на валютных рынках, так как сохраняется воз­можность повторного пересмотра валютного курса.

4. Протекционистские меры. Валютные ограничения - блокиро­вание инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных опера­ций в уполномоченных банках - направлены на уменьшение дефици­та платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и сти­мулирования его притока, сдерживания импорта товаров. Несмотря на либерализацию текущих операций платежного баланса, примерно 90% стран с конвертируемой валютой применяли ограничения по меж­дународному движению капиталов (Япония до 1980 г., страны ЕС до 1992 г.). Развивающиеся страны продолжают частично использовать валютные ограничения.

5. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, от­мена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям Ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика, особенно учетная политика и таргетирование денежной мас­сы и инфляции.

6. Специальные меры государственного воздействия на платеж­ный баланс в ходе формирования его основных статей – торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала. Важным объек­том регулирования является торговый баланс.

Государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и сферу производства экспортных товаров. Стимулиро­вание экспорта периодически осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, из­менение валютного курса и т.д.). Для создания заинтересованности эк­спортеров в освоении внешних рынков государство предоставляет кредиты, страхует их от экономических и политических рисков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: