Литературные термины

ЭПИТЕТ – (от греч. ерitheton – приложение) – вид тропа: образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью. Например: железная выдержка, серебряный голосок – здесь прилагательные являются именно эпитетами, так как употреблены в переносном значении и несут особую смысловую и экспрессивно-эмоциональную нагрузку, тогда как те же прилагательные, употребленные в прямом значении (железная кровать, серебряная монета), эпитетами не являются. Различают Э. "украшающий" – обозначающий постоянный признак (см. ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ) и Э. индивидуальный, авторский, важный для создания конкретного образа в данном тексте (например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Утес": "тучка золотая", "утес-великан", "стоит одиноко", "тихонько плачет"). Э. обычно выражен прилагательным, причастием, наречием или существительным в роли приложения.

МЕТАФОРА – (от греч. metaphoraперенос) – вид тропа: переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова "как", "как будто", "словно" отсутствуют, но подразумеваются. Разновидностями М. являются:


1. Олицетворение – уподобление живому существу:

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

А.С. Пушкин

2. Овеществление – уподобление предмету:

Гвозди б делать из этих людей:

Крепче б не было в мире гвоздей

Н.С. Тихонов

СРАВНЕНИЕ – вид тропа: уподобление соотносимых явлений (предметов, состояний), выраженное при помощи слов точно, будто, словно, как, что, как будто и др., при этом свойства или качества одного явления (предмета, состояния) переносятся на другое с целью его художественного описания:

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

А.С. Пушкин

И русых головок над речкой пустынной

Что белых грибов на полянке лесной!

Н.А. Некрасов

Кроме того, С. может быть выражено: существительным в творительном падеже: " Морозной пылью серебрится его бобровый воротник" (А.С. Пушкин); сравнительной степенью прилагательного или наречия: "Я - за ней. Она бежала легче серны молодой " (К.Н. Батюшков); фразеологизмом: "Похожи, как две капли воды "; наречием с приставкой по-: "Он крест кладет по-писаному, поклоны ведет по-ученому ". С., указывающие на несколько общих признаков в сопоставляемых предметах, называются развернутыми: "И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, // Как пир на празднике чужом" (М.Ю. Лермонтов). В отрицательных С. один предмет противопоставлен другому: " Не ветер бушует над бором, // Не с гор побежали ручьи - // Мороз-воевода дозором // Обходит владенья свои" (Н.А. Некрасов). С. может быть оформлено и как самостоятельное предложение, начинающееся союзом так:

Журчит во мраморе вода

И каплет хладными слезами,

Не умолкая никогда.

Так плачет мать во дни печали

О сыне, павшем на войне...

А.С. Пушкин

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – вид тропа: изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу. Например: "О чем ты воешь, ветр ночной? // О чем так сетуешь безумно?" (Ф.И. Тютчев); "Сквозь волнистые туманы // Пробирается луна" (А.С. Пушкин). Разновидность метафоры.

ОКСЮМОРОН (ОКСИМОРОН) – (от греч. oxymoronостроумно-глупое) – вид тропа: словосочетание, составленное из слов, противоположных по смыслу, основанное на парадоксе: "Смотри, ей весело грустить, // Такой нарядно обнаженной " (А. Ахматова); " Женщина, мужайся, ничего, // Это жизнь, бывало ведь и хуже..." (В. Вишневский). О. позволяет придать большую выразительность образу: горькая радость, сладкие слезы, "Живой труп" (Л.Н. Толстой), " Оптимистическая трагедия " (Вс. Вишневский).

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – (от греч. rhetor – оратор) – стилистическая фигура: вопросительное предложение, содержащее утверждение (или отрицание), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа:


Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?…

М.Ю. Лермонтов


Р. в. ставится не с целью получить ответ, а для того чтобы привлечь внимание читателя (слушателя) к тому или иному явлению. Р. в. используется в поэтической и ораторской речи, в публицистических и научных текстах, в художественной прозе, а также в разговорной речи.

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ – (от греч. rhetorоратор) – стилистическая фигура: восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания: "Тройка! Птица-тройка!" (Н.В. Гоголь).

Р. в. может сопутствовать гиперболизация, например: "Пышный! Ему нет равной реки в мире!" (о Днепре) (Н.В. Гоголь).

ГРАДАЦИЯ – (от лат. gradatioпостепенность) – стилистический прием: такое расположение слов (словосочетаний, частей сложного предложения), при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, что позволяет воссоздать события, действия, мысли и чувства в процессе, в развитии - от малого к большому (прямая Г.) или от большого к малому (обратная Г.). Благодаря Г. происходит нарастание интонации и усиливается эмоциональность речи:


Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня – не зная сами! –

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наше негулянье под луной,

За солнце не у нас над головами...

М. Цветаева

ИНВЕРСИЯ – (от лат. inversioперестановка) – стилистическая фигура: нарушение общепринятого в данном языке порядка слов. Перестановка слов или частей фразы придает речи особую выразительность.


Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа...

А.С. Пушкин


Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики...

М.Ю. Лермонтов

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – (от фр. parcelleчастица) – интонационно-стилистическая фигура: синтаксическое выделение отдельных частей или слов фразы (чаще всего однородных членов) в качестве самостоятельных предложений с целью усиления их смысловой весомости и эмоциональной нагрузки в тексте: "И пляшет тень его в окне // Вдоль насыпи. В ночи осенней. // Там. За Араксом. В той стране " (П. Антокольский). П. способна передать интонацию живой непринужденной речи: "Об детях забывал! обманывал жену! // Играл! проигрывал! в опеку взят указом! // Танцовщицу держал! и не одну!.. // Пил мертвую! не спал ночей по девяти! // Все отвергал: законы! совесть! веру!" (А.С. Грибоедов).

ПАРАЛЛЕЛИЗМ – (от греч. parallelos - идущий рядом) – 1. Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ:

В синем море волны плещут.

В синем небе звезды блещут

А.С. Пушкин


Желтый пар петербургской зимы,

Желтый снег, облипающий плиты...

И.Ф. Анненский


Может быть звуковым (аллитерация, рифма), синтаксическим (тождественное или сходное синтаксическое построение предложений), ритмическим (строфа и антистрофа в древнегреческой лирике), композиционным (параллельные сюжетные линии в повести или романе).

2. П. психологический – стилистический прием в произведениях устного народного творчества: аналогия, сближение явлений (например, явлений природы и человеческой жизни): " То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит. То мое сердечко стонет, как осенний лист дрожит " (русская народная песня).

АНАФОРА – (от греч. anaphoraвынесение вверх) – стилистическая фигура: единоначатие, повторение слова или группы слов в начале стихотворных строк или прозаических фраз; одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций (см. ПАРАЛЛЕЛИЗМ).


Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид.

А.С. Пушкин

КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ – те слова, которые являются близкими по значению только в данном контексте, вне контекста близость теряется. Например, из лирики С.А. Есенина: «несказанное, синее, нежное».

КОНТЕКСТНЫЕ АНТОНИМЫ – это те слова, которые являются антонимами лишь в данном контексте. Например: попасть в молочко, попасть в яблочко.

Аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ: трусость и беззащитность – Заяц; тупость – Осёл; хитрость - Лиса; деспотизм – Лев.

Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи. «Пусть сильнее грянет буря»; «Дремлет чуткий камыш, тишь, безлюдье вокруг...».

Анафора - единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или нескольких стихотворных строк: Как ни гнетёт рука судьбины, Как ни томит людей обман...;

Уже купил он сукна такого... Уже приобрёл он отличную пару.

Антитеза - противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающих эффект резкого контраста «Чёрное и белое», «Война и мир», «Преступление и наказание», пословицы - «Мал золотник, да дорог». Я вчера задыхался от счастья, а сегодня кричу от боли.

Антонимы - слова, имеющие противоположенные значения: «Коварство и любовь», «Белей лишь блеск, чернее тень».

Архаизм - устаревшее слово или оборот речи. Используется для воссоздания исторического колорита, речи героев, для придания произведению возвышенного характера: Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился...

Ассонанс - повторение одинаковых гласных звуков: Взложу на тетиву тугую, Послушный лук согну в дугу, А там пошлю наудалую. И горе нашему врагу.

Афоризм - обобщённая, глубокая мысль автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор. «У сильного всегда бессильный виноват»

Гипербола - образ выражения, содержащий непомерное преувеличение размера, силы, значение и т.д. какого - либо предмета, явления «В сто сорок солнц закат пылал».

Градация - расположение перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения (восходящая градация) или в порядке убывания значений (нисходящая градация). Но ты должен понять это одиночество, принять его, сдружиться с ним и духовно преодолеть...

…Он сам в своей камере ощущает,воспринимает,чувствует,жаждет и о чём мечтает.

Диалектизм -слово или оборот бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм). Петух – кочет, верх - овраг, курушка - наседка, рогач - ухват, корчик- ковшик, скородить - разравнивать граблями

Жаргонизмы - речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений. Различаются жаргонизмы: салонный, мещанский, воровской, студенческий, школьный, армейский, спортивный, и т.д. «Чуять» - из жаргона охотников, «амба»- из морского.

Звукопись -подбор звуков в стихотворной речи (реже прозаической), имеющий художественно - выразительное значение в соотнесении с содержанием текста. Дремлет чуткий камыш Тишь безлюдье вокруг.

Инверсия – обратный порядок слов нарушение общепринятой последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей новый, особый оттенок выразительности: он пришёл – пришёл он; Досадно было, боя ждали; И курганов зеленеет убегающая цепь

Ирония – скрытая насмешка, перенос значения по противоположности. Отличительный знак - двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположенный ему, подразумеваемый. «Отколе, умная, бредёшь ты, голова»?

Композиционный стык – это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его: Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.

Контекстные синонимы -слова или сочетание слов, которые приобретают близкое значение лишь в определённом контексте. «Ничегонеделание» - пассивный отдых, см. Синонимы контекстуальные.

Лексический повтор -намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.

Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака.

Литота - образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить.

«Мальчик с пальчик», «мужичок с ноготок», тише воды, ниже травы.

Метафора - перенесение значения по сходству. Это средство выразительности очень близко к сравнению. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов: сонное озеро города, взлетающий бубен метели, слов моих сухие листья, моих слов соловьи, вранья холодный дым, ручей улыбки, серебряная ложка луны.

Луковки церквей, золото волос, теплый прием, цепь гор, хвост поезда, пить чашу жизни.

Метафорический эпитет -соединяет в себе признаки метафоры (перенос значения с одного понятия на другое на основании сходства) и эпитета (образное, необычное, неожиданное определение, обычно выраженное прилагательным или наречием образа действия). Например:

«Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого... входят в человека, становясь мерилом прошлого»

Метонимия -употребление слова в переносном значении, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, как в метафоре (см.), с тем отличием от последней, что замещение это может производиться лишь словом, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т.д.) связи с предметом (явлением), который обозначается замещаемым словом. «Все флаги в гости будут к нам», где флаги замещают страны. Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке; Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева; Ч итая Белинского…

Многосоюзие -стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчёркивается роль каждого из них, создаётся единство перечисления, усиливается выразительность речи. «Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду»

Морфемный повтор -повторение окончаний, суффиксов, приставок, корней.

Неологизм - слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий (в науке, технике, культуре, в быту). Неологизм подчёркивает выразительность речи. Например, «бездарь» вместо «бездарность».

Оксюморон - необычное соединение слов, сочетание противоречащих друг другу слов, логически исключающих друг друга. «Мёртвые души», «невольник чести», «невозможное возможно», «живой труп», «горячий снег».

Олицетворение -перенос признака с живого предмета на неживой: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.«О ком ты воешь, ветер ночной, о чём сетуешь безумно?»

Оценочная лексика – прямая авторская оценка событий, явлений, предметов: Пушкин – это чудо.

Параллелизм - сравнение в форме сопоставления. Параллелизм бывает прямой: «Травой зарастают могилы - давностью зарастает боль» и отрицательный, в котором подчёркнуто совпадение основных признаков сопоставляемых явлений: То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит- То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит.

Парадокс -суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению («Трус умирает много раз, храбрец - только однажды»). Парадокс может быть средством разоблачительного, сатирического изображения действительности. Парадокс может ставить суждение на грань нелепости («Торопись медленно», «Чем хуже, тем лучше»), но это лишь придаёт парадоксу особую яркость.

Парцелляция - стилистический приём, расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Цель парцелляции - придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками: Губители карманов и сердец; Когда избавит нас творец От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок!

Период - лингвистический термин, означающий длинное сложное предложение, в первой части которого интонация идёт на повышение, а во второй - на понижение. Например, стихотворения А.С.Пушкина «Когда порой воспоминанье...», М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...».

Перифраз 1)Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова: Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора).

2)Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты: Царь зверей вместо «лев», Туманный Альбион вместо «Англия», Северная Пальмира вместо Санкт-Петербург.

Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

Присоединительные конструкции – построение текста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную, отделяется от нее длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство создания эмоционального пафоса текста: Белорусский вокзал в День Победы. И толпа встречающих. И слезы. И горечь утрат.

Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение - специальные приёмы, которые используются для усиления выразительности речи. Риторический вопрос может выражать вопросительное содержание, но задаётся не с целью дать или получит на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя. Риторическое восклицание усиливает в тексте выражение чувств, а риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения. Мечты, мечты! Где ваша сладость!

Знакомые тучи! Как вы живёте? Кому вы намерены нынче грозить?

Простят ли честные герои? Мы их завет не сберегли.

Синекдоха - один из тропов, разновидность метонимии, перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого. Пример: белеет парус (= лодка).Эй, борода!(ему в глаза первой бросилась борода человека )

Синонимы 1)Слова, различные по написанию, но близкие (или одинаковые) по значению: победить-одолеть (врага); бежать - мчаться; красивый - прелестный; бегемот - гиппопотам. 2)Контекстуальные синонимы — это слова или словосочетания, сближающиеся по значению в условиях одного контекста, эти слова носят индивидуальный, ситуативный характер: игла - Останкинская игла (башня); говор (ропот) волн; шум (шелест, шорох, шёпот) листвы.

Синтаксический параллелизм - повтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом фраз с оной и той же синтаксической структурой с однотипным порядком слов, однотипным сказуемым: Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской.

Алмаз шлифуется алмазом, Строка диктуется строкой.

Скрытый диалог -разговор автора с самим собой.

Сравнение -изобразительный приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. Чаще всего сравнение в речи оформляется в виде сравнительных оборотов. Состоит сравнительный оборот их слова или словосочетания с одним из сравнительных союзов (как, точно, словно, будто, как будто, что). Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.

Сравнительный оборот – см. сравнение

Тропы - поэтический оборот, употребление слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле. К тропам относятся: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония, литота, отчасти эпитет, аллегория, перифраз.

Умолчание -оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляет читателю (или слушателю) самому догадаться, что именно осталось невысказанным. Но слушай: если я должна Тебе ... кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена.

Фигура речи (фигура риторическая, фигура стилистическая) - оборот речи, синтаксические построения, используемые для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространённые фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эпифора.

Фразеологизм -лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. Различаются:

1.Фразеологические сокращения (идиомы) -фр. обороты с абсолютной семантической спаянностью частей, целостное значение которых не выводится из значений составляющих их слов (нередко устарелых, сохраняющих архаическую, грамматическую форму и неоправданную современными правилами синтаксическую связь). Бить баклуши, диву даваться, из рук вон, как пить дать, остаться с носом, точить балясы, собаку съесть, положа руку на сердце и т.д.

2.Фразеологические единства -фр. обороты, целостное значение которых (обычно образное) в той или иной степени мотивировано отдельными значениями составляющих их слов: вылететь в трубу, держать камень за пазухой, довести до белого каления, закинуть удочку, зарыть талант в землю, заткнуть за пояс, играть в прятки, красная смородина, ломиться в открытую дверь.

3.Фразеологические сочетания -фр. обороты, в состав которых входят слова со свободными и фразеологически связанным значением, причём целостное значение вытекает из значения отдельных слов: воздушный замок, восклицательный знак, задеть самолюбие, закадычный друг, заклятый враг, затронуть чувство чести, кромешный ад, насупить брови, одержать победу, потупить голову, расквасить нос, сгорать от стыда, скалить зубы, скоропостижная смерть, тоска берёт, трескучий мороз, утлый челн, щекотливый вопрос, щекотливое положение.

Экспрессия - выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими словообразовательными и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами, фигурами).

Экспрессивная лексика -слова выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д.: дурочка, сыночек, глупышка, копун, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач.

Эпитет – красочное, образное определение, подчёркивающее наиболее существенный, в данном контексте, признак предмета. Часто содержит в себе элемент сравнения и потому граничит с метафорой. Парус одинокий, весёлый ветер, мороз - воевода. болтушка сорока, роковые часы. жадно всматривается; слушает замерев, взоры полусонные, нежные, влюбленные.

Постоянный эпитет -эпитет, часто встречающийся в народном поэтическом творчестве, переходящий из одного произведения в другое: море синее, поле чистое, солнце красное, тучи чёрные, добрый молодец.

Эпифора - одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.: я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.

АБСОЛЮТИЗМ (абсолютная монархия) - форма феодального государства с неограничен-ной монархической властью, опирающейся на закон; с наивысшей степенью централиза-ции, развитым, полностью зависимым от монарха, бюрократическим аппаратом; высоким уровнем экономики; сильной армией и органами охраны порядка; ликвидацией пред-ставительных организаций; развитой дипломатией.

АВАНГАРДИЗМ - художественное направление XX в., выступающее за разрыв с принци-пами прошлого и поиск новых форм и средств выражения окружающего мира, что про-явилось в таких течениях, как кубизм, экспрессионизм, сюрреализм и др.

АВАНТЮРИЗМ - рискованная, сомнительная деятельность, рассчитанная на достижение легкого успеха без учета реальных возможностей.

АВТОНОМИЗАЦИЯ - идея, выдвинутая И.В.Сталиным в 1922 г., согласно которой все со-ветские республики не объединяются в новое государство, а входят в состав РСФСР на правах автономий, что нарушало их самостоятельность и равноправие. Идея отвергнута В.И.Лениным, выступившим за Союз равных республик, что стало основой создания СССР, где равенство на практике оказалось формальным.

АВТОНОМИЯ (гр. - самоуправление) - широкое внутреннее управление определенного региона государства, как его неотъемлемая часть, действующая в рамках Конституции.

АВТОРИТАРИЗМ (лат. - власть) - система политической власти, уничтожающая демократи-ческие принципы и устанавливающая всевластие отдельной (авторитарной) личности, подчиняющей себе все стороны жизни общества. Авторитаризм ведет к тоталитаризму, основан на утверждении террористического режима, всеохватывающей централизации, командно-волевых методах руководства и беспрекословном подчинении, достигаемых силой и идеологической обработкой общественного мнения в поддержку властных струк-тур.

АГРЕССИЯ (лат. - нападение) - военное нарушение суверенитета государства, его незави-симости и целости границ. Вооруженное вторжение в другое государство проводится для того, чтобы силой навязать ему свой диктат. Страна, подвергшаяся нападению, ведет справедливую борьбу. Предотвращение агрессии - обязанность всего мирового сооб-щества. Международное право предусматривает политическую ответственность за агрес-сию.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ЗДАНИЯ – здания, в которых размещаются органы власти.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ – относящийся к власти.

АДЪЮТАНТ – офицер, состоящий при военном начальнике для выполнения его поруче-ний.

АКАДЕМИЗМ - направление в изобразительном искусстве XVI-XIX вв., основанное на от-рыве от жизни, формальном использовании классических установок античности, идеали-зации образов, условности избираемых сюжетов.

АКМЕИЗМ (гр. - наивысший расцвет) - направление в русской поэзии нач. XX в. (Н. Гуми-лев, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.), выступавшее за поэтизацию чувств, познание "идеального", точность значения слова.

АКЦИЗ - вид косвенного налога, в основном на предметы массового потребления и на услуги. Включается в цену товаров и в тарифы на услуги. Важный источник государствен-ного бюджета.

АКЦИЯ - 1. Какое-либо предпринимаемое действие, направленное на достижение по-ставленной цели. 2. Ценная бумага, подтверждающая внесение определенных средств в акционерное общество, за что ее владелец получает часть прибыли в виде дивиденда (доход из прибыли).

АЛЬМАНАХ – литературно-публицистический сборник.

АЛЬТЕРНАТИВА (лат. - один из двух) - выбор единственного решения из двух или несколь-2

ких взаимоисключающих возможностей.

АМНИСТИЯ (гр. - прощение) - освобождение от наказания или его смягчение, даваемое высшей государственной властью; помилование.

АМПИР - стиль в архитектуре и декоративном искусстве в первой половине XIX в., завер-шивший развитие классицизма: монументальность форм, богатство убранства (архитекто-ры А. Захаров, А. Воронихин, К. Росси, скульпторы И. Мартос, Ф. Щедрин).

АНАРХИЗМ (гр. - безвластие) - политическое течение, выступающее за уничтожение госу-дарства, как принудительной формы власти, и замену его свободным, добровольным объединением граждан.

АНАФЕМА – церковное проклятие, отлучение от церкви.

АННЕКСИЯ (лат. - присоединение) - насильственный захват победителем части террито-рии побежденного государства.

АННУЛИРОВАТЬ – отменить, объявить недействительным.

АНТАГОНИЗМ (гр. - борьба) - форма общественных противоречий противоборствующих сил, отличающихся непримиримостью противоположных интересов, приводящих к поли-тическим конфликтам.

АНТАНТА (фр. - согласие) - военный блок Великобритании, Франции и России, оформив-шийся в 1907 г. и выступавший в I Мировой войне против Тройственного союза во главе с Германией.

АНТИСЕМИТИЗМ - одна из форм национализма, направленная против семитского народа - евреев.

АНТИХРИСТ – в христианстве – противник Христа, который должен явиться накануне «конца света» и будет побеждён Христом.

АНТОНОВЩИНА - название, данное в советское время восстанию крестьян Тамбовской и части Воронежской губерний, выступивших против политики "Военного коммунизма" (1920-1921 гг.) за свободу торговли и отмену продразверстки. Движение, названное по имени руководителя А. С. Антонова, подавлено регулярными силами Красной Армии во главе с М. Тухачевским. Руководители восстания расстреляны.

АПЕЛЛЯЦИЯ – обжалование решения суда в более высоком судебном органе с целью пе-ресмотра этого решения.

АПСИДА (гр. - свод) - выступ здания, полукруглый или прямоугольный, перекрытый полу-куполом - алтарный выступ.

АРЕНДА (лат. - отдавать взаймы) - наем на определенный срок за установленную сторо-нами плату имущества (земли, помещения, предприятия и т.д.) для самостоятельного ис-пользования.

АРИСТОКРАТИЯ (гр. - власть лучших) - 1. Форма государственного правления, при которой власть принадлежит родовой знати. 2. Наиболее привилегированные слои населения.

АРТЕЛЬ – объединение лиц некоторых профессий для совместной работы с участием в общих доходах и общей ответственностью.

АРХЕОЛОГИЯ (гр. - учение о древности) - наука, изучающая историю общества по матери-альным остаткам жизни и деятельности людей (вещественным памятникам).

АРХИТЕКТУРА (гр. - строительство) - искусство возводить здания (зодчество), входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека.

АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ – единое по замыслу сооружение, состоящее из нескольких зданий.

АСКЕТИЗМ – крайняя степень воздержания, отречения от жизненных благ.

АССАМБЛЕЯ (фр. - собрание) - вечера встреч, балы, проводимые с участием женщин в домах знати, введенные Петром I в 1718 г.

АССИГНАЦИИ - бумажные деньги, выпускавшиеся в России с 1769 г. при Екатерине II. Вы-3

теснены серебряной монетой и аннулированы в 1849 г.

АТАМАН - 1. Глава независимого от государственной власти отряда (разбойничьей шай-ки). 2. Высший начальник казачьего войска.

АТЕИЗМ – отрицание религии.

БАНКРОТСТВО - положение несостоятельности, когда нет средств погасить долговые обя-зательства.

БАРОККО (итал. - причудливый) - направление в искусстве конца XVI - сер. XVIII вв., свя-занное с дворянско-церковной культурой периода абсолютизма, стремящееся к отраже-нию величия, пышности, парадности.

БАРРИКАДНАЯ ТАКТИКА: в революции 1905-1907 гг. в России широко использовались баррикады - искусственные оборонительные сооружения, перекрывавшие улицы, дороги, мосты для того, чтобы остановить продвижение государственных войск. Укрывшиеся за баррикадами люди вели оборонительную тактику, сочетая ее с партизанскими действия-ми - выступлением небольших боевых групп против врага.

БАРЩИНА - форма феодальной земельной ренты (дохода, не связанного с предпринима-тельской деятельностью), бесплатный принудительный труд крепостного, работающего со своим инвентарем в хозяйстве феодала. На Руси появилась во времена Киевского госу-дарства, укрепилась во второй половине XVI в., широко использовалась до первой поло-вины XIX в. Барщинная система держалась на натуральном хозяйстве, прикреплении крестьян к земле, личной зависимости от феодала, дававшего своим крестьянам земель-ные наделы. Крепостные сами себя кормили, вносили оброк феодалу, платили налоги государству.

БАСКАК - представитель Ордынского хана в русских княжествах для контроля над мест-ными властями и сбором дани. Баскачество отменено при Иване I Калите в первой поло-вине XIV в.

БАСМА - ханский ярлык (пайцза), представлявший собой пластинку с надписью. Служил верительной грамотой, пропуском, знаком власти.

БАСМАЧЕСТВО - выступление антисоветских сил в Средней Азии за восстановление преж-них порядков. Басмачи (налетчики) совершали нападения, проводили тактику военного террора, поддерживались националистическими организациями, феодально-байскими элементами. Разгромлено в 30-е гг.

БАТРАК - наемный сельскохозяйственный работник, обычно из обедневших крестьян.

БЕЛАЯ ГВАРДИЯ - военные формирования антибольшевистских сил, выступивших после Октябрьской революции против Советской республики. Белый цвет считался символом "законного правопорядка". Состояла в основном из офицерства, возглавлялась Л. Г. Кор-ниловым, М. В. Алексеевым, А. В. Колчаком, А. И. Деникиным, П. Н. Врангелем и др. Во-енная сила Белого движения.

БЕЛЫЕ СЛОБОДЫ – название различных поселений (стрелецких, монастырских, ямских, иноземных, ремесленных), население которых временно освобождалось от государ-ственных повинностей.

БИОСФЕРА – область распространения жизни на Земле.

БИПОЛЯРНАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ – система, основанная на про-тивостоянии двух сверхдержав и созданных ими военно-политических блоков – НАТО и ОВД.

БИРЖА – учреждение для заключения финансовых и торговых сделок с капиталом и крупными партиями товаров.

БИРОНОВЩИНА - засилие немцев в сер. XVIII в. при Анне Ивановне и ее фаворите Э. Би-роне; реакционный режим разграбления богатств России, всеобщей подозрительности, шпионажа, жестокого преследования недовольных. 4

БИТВА - самое крупное явление войны, существенно влияющее на ее исход; подразделя-ется на бои, сражения, удары, операции.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ – оказание материальной помощи бедным из милости.

БЛИЦКРИГ (нем. - молниеносная война) - созданная в нач. XX в. тактика немецкого воен-ного командования, основанная на ведении скоротечной войны, приводящей к победе в самые сжатые сроки, пока противник не собрал силы. Потерпела крах в I и II мировых во-инах.

БЛОКАДА (англ. - преграда) - изоляция территории государства или его части для того, чтобы принудить к выполнению определенных требований.

БОБЫЛИ - 1. Бедное, иногда бездворовое феодально-зависимое население XV - нач. XVIII вв. в России, несло некоторые повинности. С введением подушной подати приравнены к крестьянам. 2. Обнищавшие, бездомные, одинокие люди.

БОЙКОТ (англ. - по имени управляющего Ч.Бойкота, к которому ирландские арендаторы в 1880 г. применили эту меру) - прекращение отношений с определенным лицом, органи-зацией, государством в знак протеста против чего-либо.

БОЛЬШЕВИЗМ - течение политической мысли и политическое движение во главе с В. И. Лениным. На II съезде РСДРП (1903) во время выборов руководящих органов, сторонники В. И. Ленина получили большинство и начали называться "большевиками". Их оппоненты во главе с Л. Мартовым по меньшинству голосов стали "меньшевиками". Большевизм, ис-ходя из марксистской теории, выступал за победу социалистической революции и захват власти, установление диктатуры пролетариата, строительство социализма и коммунизма.

БОНАПАРТИЗМ - форма военно-политической диктатуры, проводящей политику лавиро-вания между классами. Характеризуется стремлением установить контроль над государ-ственной машиной, опорой на армию, демагогическими обещаниями быстрого решения социально-классовых проблем. Название возникло в связи с курсом, который установил Наполеон Бонапарт во Франции в период неустойчивого равновесия сил, сочетая демаго-гию с наступлением на демократию, балансированием, заигрыванием с разными слоями населения.

БОЯРЕ - высшее сословие феодалов в Русском государстве в IX-XVII вв. Произошли от родоплеменной знати, старших дружинников, крупных землевладельцев Киевской Руси. Участвовали в управлении, занимали высшие чины, входили в состав аристократии.

БОЯРСКАЯ ДУМА - в Киевском государстве - совет при князе в составе старшей дружины и приближенных лиц. В период раздробленности - Совет знатных вассалов при князе. В конце XV - нач. XVIII вв. - постоянный сословно-представительный законосовещательный орган аристократии при князе (царе). Думные чины: думные бояре, окольничие (возглав-ляли приказы, полки), придворные, думные дворяне, думные дьяки.

БРАНДЕР – судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами, которое в ходе сражения поджигали и пускали по ветру.

БРОНЗОВЫЙ ВЕК - исторический период, сменивший энеолит (медный век). Характеризу-ется изготовлением и использованием бронзовых орудий и оружия (конец IV - начало первого тысячелетия до н.э.), появлением кочевого скотоводства, поливного земледелия, письменности, рабовладельческих государств. Сменился железным веком в 1-ом тысяче-летии до н.э.

БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА - разработанный в июле 1905 г. министром внутренних дел А. Г. Булыгиным, закон об учреждении Думы - высшего законосовещательного представитель-ного органа и положение о выборах в нее. Большинство населения (рабочие, военнослу-жащие, женщины и др.) не имело избирательных прав. Созыв Булыгинской думы сорван революционными событиями в октябре 1905 г.

БУНД (союз) - "Всеобщий еврейский союз в Литве, Польше, России" - национальная соци-5

ал-демократическая организация, основанная в 1897 г. состояла из полупролетарских слоев еврейских ремесленников Западных областей России. В 1898-1903 гг. и с 1906 г. ав-тономная организация в РСДРП, стояла на позициях меньшевизма, действовала до 1921 г.

БУРЖУАЗИЯ (капиталисты) - владельцы частной собственности на средства производства, использующие наемный труд. Буржуазия сыграла прогрессивную роль в борьбе с феода-лизмом, способствовала быстрому росту производительных сил, возглавила буржуазные революции и установила свое господство.

БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - общественный переворот, в результате которого укрепляется власть буржуазии и проводятся широкие демократические преоб-разования. В движении участвуют народные массы (крестьянство, городская беднота, пролетариат), выступающие самостоятельно и выдвигающие свои требования. Если в ранних буржуазных революциях гегемоном (руководителем) выступала буржуазия, то в буржуазно-демократических революциях буржуазия часто утрачивает революционную роль, которая переходит к пролетариату, как передовой части трудящихся, хотя победа революции укрепляет политические позиции буржуазии.

БУРЛАКИ - наемные работники в России XVI-XIX вв. в основном из оброчных крестьян, пе-редвигавшие речные суда волоком вручную с помощью бечевы и весел.

БУФЕРНОЕ ГОСУДАРСТВО – как правило, небольшое или зависимое государство, распо-ложенное между двумя или несколькими крупными странами и вынужденное маневри-ровать между ними.

БЫДЛО – в прямом значении – рабочий скот; в переносном – люди, бессловесно и покор-но выполняющие для кого-то тяжёлую работу.

БЫЛИНЫ (старины) - русские народные песни-сказания, складывавшиеся в IX-XIII вв., вос-певали богатырей и героев, отражали нравственные и социальные идеалы народа.

БЫТ – повседневная жизнь.

БЮДЖЕТ – роспись количества доходов и расходов государства, организации или отдель-ного человека.

БЮРОКРАТИЯ - власть чиновников, система управления, осуществляемая с помощью ап-парата власти, обладающего определенными функциями и привилегиями, стоящего над обществом. Отличается произволом, формализмом, взяточничеством, очковтиратель-ством. Слова: бюрократ, аппаратчик, чиновник стали нарицательными.

ВАЛЮТА – денежная единица какой-либо страны.

ВАЛЮТНЫЙ КОРИДОР – установленные государством пределы колебания рубля по от-ношению к доллару.

ВАНДАЛИЗМ (от имени вандалов - германских племен, известных своими огромными разрушениями памятников античной культуры в V в.) - бессмысленное уничтожение куль-турных и материальных ценностей, связанное с агрессией, местью, корыстью и другими причинами.

ВАССАЛ (лат. - слуга) - феодал, зависимый от более крупного феодала (сеньора), полу-чивший от него земельный участок и обязанный за это ему служить. Крупный феодал, в свою очередь, подчинялся феодалу, стоящему над ним (сюзерен). Складывалась так называемая феодальная лестница - вассалитет. На Руси великому князю подчинялись удельные князья, а им - бояре.

ВАУЧЕР – в 1992 – 1994 гг. ценная бумага целевого назначения, предназначенная для бес-платной передачи гражданам объектов государственной собственности.

ВЕЛИКАЯ РОССИЯ - официальное название со второй половины XVII в. Европейской части Российского государства, населенной в основном русскими. В царском титуле употребля-лось с XVI в. Как географическое понятие возникло после присоединения Левобережной Украины (Малой России). С XIX в. - Великороссия. 6

ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ ("Чтения месячные") - собрание патериков (жизнеописаний от-цов церкви), житий святых и других церковных источников, составленных под руковод-ством митрополита Макария в 30-40-х гг. XVI в. Состоят из 12 томов, имеют 27 тысяч стра-ниц рукописного текста, украшенных орнаментами.

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ - глава великого княжества на Руси в X-XV вв. и Русского государства XV - сер. XVI вв. В Российской империи - член императорской фамилии, к которому обраща-лись - "ваше императорское высочество". Наименование входило в полный титул импера-тора (например, "великий князь Финляндский").

ВЕЛИКОДЕРЖАВНЫЙ ШОВИНИЗМ - националистическая политика возвеличивания ос-новной нации и принижения всех остальных народов. По отношению к нерусским наро-дам ("инородцам" - 57% населения) царизм проводил политику умаления прав, нацио-нального гнета, русификации, погромов, травли народов, подавления нацменьшинств.

ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО 1697-1698 гг. России в Западную Европу во главе с Ф. Лефортом, Ф. Головиным, П. Вознициным при участии Петра I (под именем Петра Михайлова) для создания антитурецкого военного союза, обучения военному, морскому, инженерному делу, приглашения мастеров в Россию, знакомства с Европой, закупки необходимых това-ров. Подготовило условия для войны со Швецией за Прибалтику.

ВЕРВЬ - название общины в Древней Руси.

ВЕЧЕ - народное собрание на Руси в X-XIV вв., играло большую роль в городах второй по-ловины XI-XII вв. (в Новгороде, Пскове, Вятской земле сохранилось до конца XV - нач. XVI вв.). Решало основные вопросы управления, использовалось феодалами для ограничения власти князей.

ВИННАЯ МОНОПОЛИЯ – исключительное право государства на изготовление и продажу спиртных напитков.

ВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ – крестьяне, находившиеся во владении частных лиц и орга-низаций (например, церкви).

ВЛАДЫЧЕСТВО – господство.

ВЛАСТЬ - способность оказывать воздействие на кого-либо, используя волю, авторитет, силу, права (родительская власть). Политическое господство, система политических орга-нов, средство осуществления политики.

ВОЕВОДА - глава военного отряда, правитель провинции, города на Руси с X в.

ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ (вождество) - форма государственности на стадии разложения первобытнообщинного строя, когда возникает власть наследственного князя, ограничен-ная вече и имеющая большие остатки родовых отношений.

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (ВПК) – союз системы национального военного производства и политических сил, заинтересованных в его постоянном развитии.

ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ - социально-экономическая политика Советского государства в условиях гражданской войны 1918-1920 гг., отражавшая представления о возможностях социалистического строительства путем быстрого насильственного вытеснения капитали-стических элементов. По определению Ленина: "Решительная атака на капитал". Эта по-литика быстро обнаружила свою несостоятельность как курс строительства социализма, вызвала политический и экономический кризис конца 1920 - нач. 1921 гг. и заменена но-вой экономической политикой (НЭП).

ВОЙНА - вооруженное столкновение государств друг с другом, чтобы навязать свое гос-подство, разрешить территориальные притязания. Война - результат агрессии или проти-воборства внутренних сил (гражданская война).

ВОЛОСТЬ - в Древней Руси территория княжества, которой управлял волостель; полуса-мостоятельное владение - удел; сельская территория, подчиненная городу. С конца XIV в. - часть уезда, с 1861 г. - единица крестьянского управления, возглавляемая правлением, 7

куда входили волостной старшина, сельские старосты и другие лица, избиравшиеся во-лостным сходом.

ВОЛХВЫ - языческие проповедники, знахари. Считались чародеями. В X-XI вв. выступали против христианства.

ВОЛЬНОСЛУШАТЕЛЬ – человек, слушающий лекции в высшем учебном заведении без за-числения в студенты.

ВОЛЮНТАРИЗМ - деятельность, не считающаяся с объективными законами развития, навязывающая свою волю, игнорирующая реальные возможности, когда желаемое выда-ется за действительное.

ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС - термин, обозначавший возникшие в XVIII -нач. XX вв. междуна-родные противоречия, связанные с начавшимся распадом Османской империи, ростом национально-освободительного движения населявших ее народов и борьбой европей-ских стран за раздел владений империи. Русский царизм желал решить этот вопрос в сво-их интересах: господствовать на Черном море, в проливах Босфор и Дарданеллы и на Бал-канском полуострове.

ВОТЧИНА – наследственное земельное владение.

ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ - в России в 1861-1883 гг. бывшие крепостные, не пе-реведенные на выкуп, т.к. не оформили выкупную операцию после реформы 1861 г. Несли повинности (ограниченная барщина, издольщина, оброк) за пользование землей.

ВСЕРОССИЙСКИЙ РЫНОК – усиление хозяйственных связей и обмен товарами между раз-личными частями России, основанный на экономической специализации территорий.

ВЫВОЗ КРЕСТЬЯНСКИЙ - в XV-XVI вв. увод феодалом крестьян от прежнего владельца (по договоренности с ним или насильно). С введением заповедных лет вывоз запрещен, но нарушался. Соборное уложение 1649 г. установило бессрочный поиск по делам о кре-стьянском вывозе.

ВЫКУПНАЯ ОПЕРАЦИЯ - в России в 1861-1906 гг. выкуп крестьянами у помещиков зе-мельных наделов по реформе 1861 г. Правительство выплатило помещикам сумму выку-па, которую крестьяне должны были погасить за 49 лет по 6% ежегодно (выкупные плате-жи). Государство, давая крестьянам деньги под процент, выступало в роли ростовщика. Сумма исчислялась из величины оброка, который крестьяне платили помещикам до ре-формы. В результате революции 1905-1907 гг. взимание платежей прекратилось. Прави-тельство получило с крестьян более 1,6 млрд. руб., имея около 700 млн. руб. дохода. Кре-стьяне были ограблены государством и помещиками, обнищали и многие превратились в пролетариат.

ВЫХОД – регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды.

ГАПОНОВЩИНА - провокационная деятельность петербургской охранки по созданию ле-гальной рабочей организации под контролем полиции во главе со священником Г. А. Га-поном, чтобы отвлечь пролетариат от борьбы. В начале XX в. идею создания подобных организаций выдвинул начальник московской охранки С. В. Зубатов, что получило на-звание "полицейский социализм". Используя наивный монархизм народных масс, Гапон спровоцировал рабочих на составление петиции Николаю II и проведение шествия к Зим-нему дворцу 9 января 1905 г., завершившегося расстрелом, что стало поводом и началом революции 1905-1907 гг.

ГЕГЕМОНИЯ (гр. - господство) - главенствующее положение, использование политической силы для получения руководящей роли в движении, борьбе (гегемония пролетариата). В достижении гегемонии возникает соперничество различных сил друг с другом (два блока в I мировой войне; Россия и Япония в нач. XX в. на Дальнем Востоке).

ГЕНЕРАЛИССИМУС (лат. - самый главный) - высшее воинское звание, введенное в России Петром I. Этим чином были отмечены А. С. Шеин, А. Д. Меншиков, Антон Ульрих Браун-8

швейгский - отец Ивана VI, А. В. Суворов. В советское время им стал И.В.Сталин (26 июля 1945 г.).

ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОР - одна из высших государственных должностей в России, введенная Петром I в 1722 г. Следил за выполнением законов всеми лицами и учреждениями, воз-главлял Сенат. С 1802 г. одновременно стал министром юстиции.

ГЕНЕРАЛЬНОЕ РАЗМЕЖЕВАНИЕ - уточнение границ землевладения помещиков, общин государственных крестьян и других земельных собственников в России в 1766 - сер. XIX в.

ГЕТМАН – до середины XVII века так называли на Украине главу реестровых казаклв. По-сле вхождения Украины в состав России гетманом стали называть правителя Украины и главу украинского казачьего войска.

ГИМНАЗИЯ (гр.) - средняя общеобразовательная школа с гуманитарным уклоном. В Рос-сии впервые открыта в Петербурге в 1726 г. С 1804 г. мужские гимназии возникли в гу-бернских городах (срок обучения с 1871 г. - 8 лет). С 1862 г. появились женские гимназии с 7-летнем обучением, а 8-й класс - педагогический. Действовали военные гимназии.

ГЛАГОЛИЦА - одна из двух славянских азбук. От кириллицы отличалась формой букв. Со-здана славянскими проповедниками братьями Кириллом и Мефодием в IX в.

ГЛАСНОСТЬ - открытость, доступность информации для общественного ознакомления, обсуждения и контроля над деятельностью учреждений и должностных лиц. Связана со свободой печати, отменой цензуры, является проявлением свободы личности, правом высказывать свои мнения, убеждения. Большую роль играют средства массовой инфор-мации, призванные давать достоверные сведения о деятельности государственных орга-нов, общественных организаций, правдиво освещать происходящие события. Гласность - необходимый элемент демократии.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ - основные задачи, вставшие перед человечеством, от которых зависит дальнейший прогресс общества в целом: предотвращение термоядерной войны, обеспечение мира всем народам, преодоление разрыва в уровне социально-экономического развития между странами, оказание помощи при стихийных бедствиях, борьба с экологическим кризисом, развитие экономики, науки, культуры и пр. Решение глобальных проблем связано с развитием НТР, требует признания приоритета общечело-веческих ценностей, расширения международного сотрудничества.

ГОЛОВА - название военных и административных должностей в России XVI-XVII вв. (стре-лецкий голова и др.) и выборных городских и сословных должностей в XVIII - нач. XX вв. (городской голова и др.)

ГОЛЫТЬБА – городская и сельская беднота, не имевшая постоянного места жительства и нанимавшаяся на различные работы (их называли также «гулящими» людьми).

ГОРОДИЩЕ (археол.) - остатки древнего укрепленного поселения, города. Древнейшие - относятся к эпохе неолита, большинство - железного века.

ГОРОДНИЧИЙ - городовой приказчик в России XVI-XVII вв. В 1775-1862 гг. глава админи-стративно-полицейской власти уездного города.

ГОРОДСКАЯ ДУМА - орган городского самоуправления в 1785-1917 гг. Занималась вопро-сами благоустройства, здравоохранения, просвещения и прочими хозяйственными дела-ми. Исполнительный орган - управа. Возглавлялась городской головой. По городской ре-форме 1870 г. введена бессословная дума на 4 года, которая избиралась на основе иму-щественного ценза.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА - законосовещательный представительный орган России (1906-1917 гг.), учрежденный манифестом 17 октября 1905 г. Законопроекты, рассмотренные Думой, обсуждались Государственным Советом и утверждались царем. Действовало 4 Думы: 1) 27 апреля - 8 июля 1906 г., 2) 20 февраля - 3 июня 1907 г., 3) 1 ноября 1907 - 9 июля 1912 г., 4) 15 ноября 1912 - 27 февраля 1917 г. 9

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ - сословие в России XVIII - первой половины XIX в., обра-зованное из бывших черносошных (лично свободные общинники) крестьян, половников (феодально-зависимые крестьяне, платившие феодалу половину урожая), однодворцев и др. Жили на казенных землях, несли повинности государству, были лично свободны. С 1842 г. управлялись министерством государственных имуществ. В сер. XIX в. их насчиты-валось примерно 45% всех крестьян. В 1866 г. подчинены общей системе сельского управления. В 1886 г. получили право полной собственности на землю за выкуп.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ - высший совещательный орган Российской империи в 1810-1917 гг. Рассматривал законопроекты до их утверждения императором. Состав назначался верховной властью. После создания Государственной Думы (1906) играл роль верхней па-латы парламента и частично избирался, обсуждал принятые Думой законопроекты до утверждения царем.

ГОСУДАРСТВО - основная политическая система общества, устанавливающая власть, по-рядок, контроль, взаимоотношения граждан, социальных групп и слоев на определенной территории, осуществляющая внутреннюю и внешнюю политику в пользу властвующих структур. Имеет аппарат управления, органы защиты и правопорядка, разработанные юридические и моральные нормы, регулирующие жизнь общества.

ГОЭЛРО (Государственная электрификация России) - первый единый перспективный план восстановления и развития хозяйства Советского государства на 10-15 лет, принят в 1920 г. Предусматривал коренную реконструкцию хозяйства на основе электрификации. Выпол-нен в основном к 1931 г.

ГРАВЮРА – печатный оттиск рельефного рисунка на бумаге.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА - наиболее острая форма социальной борьбы населения внутри государства (война граждан) за власть и решение основных жизненных проблем противо-борствующих сторон (например, гражданская война в нач. XVII в., связанная с походом Лжедмитрия на Москву и с последующими за этим событиями; в 1918 1922 гг. произошло столкновение антибольшевистских сил с режимом Советской власти).

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА – права, определяющие возможность участия гражданина государ-ства в политической, общественной и культурной жизни страны.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – общество, где власть государства поставлена под контроль общества и осуществляется строго на основе законов.

ГРАМОТА - письменный документ в России в X - нач. XX вв. Свидетельство о даваемых правах, наградах, совершении сделок, установлении каких-либо отношений (Данная, Жа-лованная, Купчая, Уставная грамоты и др.).

ГРИВНА - весовая, денежно-весовая, денежно-счетная единица Древней Руси. Название происходит от гривны - украшения из золота или серебра в виде обруча, которое носили на шее (на "загривке"). Гривной называли определенный вес (гривна серебра - денежно-весовая единица). Гривна, состоящая из определенного количества серебряных монет, стала гривна-кун. Гривна серебра (весовая) и гривна кун (счетная) использовались как платежно-денежные понятия. В XII в. в Новгороде гривна серебра (204 г) равнялась 4 гривнам кун (1 гривна кун 51 г). В XIII в. новгородская гривна именовалась рублем. Гривна с 1701 г. называлась гривенником - в 10 коп. Чеканилась с 1701 по 1930 г. обычно из сере-бра, с 1931 г. - из медно-никелевого сплава.

ГРИДИ - в Древней Руси княжеские дружинники, телохранители князя (IX-ХИ вв.), жили в дворцовых помещениях - гридницах.

ГУБА - территориальный округ в России XVI-XVII вв. во главе с губным старостой. Пример-но совпадала с волостью, а с сер. XVI в. - с уездом.

ГУБНАЯ РЕФОРМА - проведена в 30-50-е гг. XVI в. по изъятию из суда наместников дел о разбойниках и передаче их губным учреждениям - органам местного управления в губе. 10

Ведали сначала сыском и судом по уголовным делам, затем вопросами текущего управ-ления.

ГУЛАГ (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключений) - образован в 1934 г. в ведении НКВД (Народного комиссариата внутренних дел). Ему переданы все исправительно-трудовые учреждения наркомата юстиции. Суще-ствовал до 1956 г. Термин "ГУЛАГ" используется как система всех лагерей и тюрем, где содержались жертвы массовых репрессий и произвола.

ГУЛЯЩИЕ ЛЮДИ - в России XVI - нач. XVIII в. общее название вольноотпущенных холопов, беглых крестьян и посадских людей, других лиц без определенных занятий и местожи-тельства. Не несли повинностей, жили работой по найму и грабежом.

ГУМАНИЗМ (лат. - человеческий) - направление, берущее за основу реализацию челове-ческих интересов и ценностей, развитие светского вольномыслия в противовес духовному господству церкви, признание права человека на свободное проявление своих способно-стей, утверждение блага людей, как высшей оценки отношений в обществе.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ – науки, имеющие отношение к изучению человеческого обще-ства (история, филология, экономические науки и т. д.)

ГУМАННОСТЬ - любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение к окружающему миру.

ДАНЬ - натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси из-вестна с IX в. В XI-XV вв. - налог и феодальная рента. В XIII-XV вв. - дань ("выход") собира-лась с русских земель в пользу Золотой Орды.

ДАТОЧНЫЕ ЛЮДИ - в России XV-XVII вв. лица из тяглового населения, отданные на по-жизненную военную службу. С сер. XVII в. были в составе полков военного строя. Замене-ны рекрутами.

ДАШНАКИ - участники армянской партии "Дашнакцутюн" ("Союз"), основанной в 1890 г. Выступали за автономию Зап. Армении в составе Турции. В мае 1918 - ноябре 1920 гг. пар-тия возглавила Армянскую республику, стала во главе антибольшевистских сил в феврале 1921 г. Движение дашнаков разгромлено.

ДВАДЦАТИПЯТИТЫСЯЧНИКИ - в СССР рабочие из числа членов партии и комсомольцев, отправленные по решению Ноябрьского (1929) Пленума ВКП(б) в деревню в нач. 1930 г. для проведения коллективизации и раскулачивания. Всего выехало более 27 тысяч чело-век.

ДВОЕВЛАСТИЕ - своеобразное переплетение двух властей в России после февральской революции (2 марта - 4 июля 1917). Период борьбы двух диктатур за единовластие. Вре-менное правительство осуществляло диктатуру буржуазии и поддерживающей ее части помещиков, добивалось парламентарной монархии. Советы рабочих и солдатских депута-тов проводили революционно-демократическую диктатуру пролетариата и крестьянства и боролись за установление республики. Закончилось расстрелом рабочей демонстрации в Петрограде 4 июля 1917 г. силами Временного правительства при согласии с руковод-ством меньшевистско-эсеровских Советов.

ДВОР - крестьянское хозяйство, как единица учета, обложения повинностями и пр. На Ру-си всякое казенное или общественное здание (Гостиный, Монетный двор). В XVI-XVIII вв. название ряда приказов (Польский двор). Царский (императорский) двор - вначале цар-ская резиденция (княжий двор, государев двор). В XVIII - нач. XX вв. - царская семья и придворные.

ДВОРЕЦКИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow