Штатное расписание

специальной (коррекциейно») школы VIII вида с дошкольным отделением на 435 воспитанников

п/п Наименование должности Количест­во ставок
     
  Директор  
  Заместитель директора по учебной работе 2,5
  Заместитель директора по воспитательной работе и дополнительному образованию  
  Заместитель директора по административно-хозяйственной части  
  Заместитель директора по организации питания  
6 Главный бухгалтер  
  Бухгалтер  
  Педагог-психолог I
  Социальный педагог  
  У ■; ител ь - л о гопе д  
  Заведующий библиотекой  
  Библиотекарь  
  Секретарь-машинистка  
  Педагог дополнительного образования 1,5

     
  Рабочий по обслуживанию здания  
  Старшая медицинская сестра  
  Медицинская сестра  
IS Уборщица  
  Гардеробщица  
  Дворник  
  Сторож 2,3
  Водитель автобуса  
  Шеф-повар  
  Повар  
  Посудомойщик  
  Кухонный рабочий  
  Водитель  
  Грузчик  
Дошкольное отделение
  Заместитель директора по дошкольному отделению  
  Заведующий хозяйством 0,5
  У ч ите Л ь-де фе ктол ог  
  Музыкальный руководитель 0,75
  Повар  
  Младший воспитатель  
  Младший во с питатель для ночных дежурств 2,6
  Машинист по стирке белья 0,75



11-ли



Штатное расписание

специальной (коррекиионной) школы-интерната VIII вида на 130 воспитанников

К? П/П Наименование должности Количест­во ставок
     
  Директор  
  Заместитель директора по учебнойработе  
  Заместитель директора по воспитательной работе  
  Заместитель директора по административно-хозяйственной части  
  Главный бухгалтер  
  Бухгалтер  
  Педагог-органи затор  
  Врач  
  Медицинская сестра  
  Заведующий библиотекой  
  Заведующий складом  
  ■Сасгелянша  
  Помощник воспитателя  
  ±1еф-повар  
  Товар 2,5
  Подсобный рабочий кухни  
  Уборщица служебных помещений  
  Водите л ырузовой автомашины  
Конюх  
  (одитель автобуса  
  Дворник  
  Машинист по стирке белья  
  Секретарь-машинистка  
  Рабочий по обслуживанию здания  
  1стопннк  

Окончание таблицы

     
  Сторож 2,3
  Социальный педагог !
  Педагог-психолог  
  Педагог дополнительного образования 0,5
  Инструктор по труду 0,5

В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах и школах-интернатах количество ставок воспитателей устанашшвается ис­ходя из количества групп. Наполняемость групп определяется постанов­лением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 212 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специ­альном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающих­ся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Количество ставок учителей в специальном (коррекционном) обра­зовательном учреждении устанавливается исходя из количества классов и количества часов, предусмотренных учебным планом.

В настоящее время в Министерстве создана рабочая группа по подго­товке примерных штатов образовательных учреждений различных типов и видов. Надеемся, что до завершения подготовки методических реко­мендаций в помощь руководителям образовательных учреждений по фор­мированию штатных расписаний направляемые материалы могут быть использованы в работе специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Письмо Министерства образования Российской Федерации

от 24.04.2000 № 27/640-2

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

В связи с поступающими в Министерство запросами из субъектов Российской Федерации о наполняемости классов, групп (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня в специальных (коррекционных) образовательных уч­реждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в разви­тии Министерство разъясняет следующее.

В пункте 3 Изменений и дополнений, которые вносятся в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учрежде-


нии для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, ут­вержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 212, установлена предельная наполняемость классов, групп, групп продленного дня в специальных (коррекционных) обра­зовательных учреждениях, которую следует рассматривать как максималь­ную. Увеличение ее повлечет за собой ухудшение качества образователь­ного процесса и, соответственно, нарушение прав детей с отклонения­ми в развитии на получение образования. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов, групп и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, так как это не приведет к ухудшению качества образовательного процесса.

Е. Е. Чеиурных

Заместитель министра

Письмо Министерства образования Российской Федерации

от 19.04.2000 № 27/938-6

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

О проведении итоговой аттестации за 1999/2000 учебный

год выпускников специальных (коррекционных)

образовательных учреждений I- VII вида

Министерство рекомендует провести итоговую аттестацию за 1999/ 2000 учебный год выпускников специальных (коррекционных) образо­вательных учреждений I— VII вида и специальных (коррекционных) клас­сов при образовательных учреждениях за основную школу по математи­ке и русскому языку (диктант или изложение по решению педагогичес­кого совета образовательного учреждения) письменно и одному из выб­ранных обучающимися предметов устно.

Тексты письменных экзаменационных работ, вопросы и задания би­летов к устному экзамену составляются методическими объединениями учителей образовательных учреждений и утверждаются методическим советом органа управления образования, являющегося учредителем дан­ного учреждения.

За среднюю (полную) школу обязательными являются экзамены по русскому языку (изложение) и математике (алгебра и начала ана­лиза) письменно. Кроме того, сдаются устные экзамены по трем лю­бым учебным предметам (по выбору обучающихся). Тексты письмен­ных экзаменационных работ и вопросы к устным экзаменам составля­ются органами управления образованием субъектов Российской Фе­дерации с обязательным привлечением специалистов коррекиионной педагогики.

Е. Е. Чепуриых

Заместитель министра


Приказ Минобразования России

от 06.04.99 № 881

О создании Научно-методического совета по специальному образованию Минобразования России

В целях совершенствования системы специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

Приказываю:

1. Создать Научно-методический совет по специальному образованию
Минобразования России.

2. Утвердить:

2.1. Положение о Научно-методическом совете по специальному об­
разованию Минобразования России (приложение 1).

2.2. Состаа Научно-методического совета го специальному образова­
нию Минобразования России (приложение 2).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на замес­
тителя министра Е. Е. Чепурных.

Первый заместитель министра А. Ф. Киселев

Письмо Министерства образования Российской Федерации

от 28.06.2000 № 27/1012-6

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

Об итогах Всероссийской конференции

«Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение:

опыт, проблемы, пути решения»

г. Москва, 15-16 февраля 2000 г.

В работе конференции приняли участие 196 человек— представители органов управления образованием, педагогических вузов, институтов повышения квалификации, дошкольных, специальных (коррекционных), общеобразовательных и профессиональных учреждений, диагностичес­ких и реабилитационных центров, Института коррекиионной педагоги­ки Российской академии образования, ведущих педагогических изда­тельств и средств массовой информации из 33 субъектов Российской Федерации. С докладами и сообщениями на пленарном заседании и двух секциях «Организационно-управленческие аспекты компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения» и «Психолого-методические ас­пекты компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения» вы­ступили 42 человека. Кроме того, был организован «круглый стол» по обсуждению актуальных проблем обучения и воспитания детей с задерж-





 

кой психического развития и группы риска. По итогам конференции была принята резолюция.

Министерство образования рекомендует органам управления образо­ванием субъектов Российской Федерации обеспечить реализацию пунк­тов 1—10 указанной резолюции.

Резолюция Всероссийской конференции

Общественный и экономический кризис, который переживает стра­на, сопровождается резким снижением показателей здоровья и социаль­ной защищенности детей. В столь сложных условиях особого внимания требуют дети и подростки с нарушениями психического развития, дети из неблагополучных семей и семей эмигрантов, беженцев, яиц, не име­ющих определенного места жительства и работы.

Дети с ослабленным соматическим и психоневрологическим здоро­вьем, из неблагополучной социальной и микросоциальной среды, недо­статочно подготовленные к обучению в школе, н первую очередь испы­тывают трудности в освоении учебного материала, в адаптации к школе и нередко в подростковом возрасте пополняют группу риска.

Не все школы оказались готовы к работе с данными категориями детей, и поэтому в отдельных регионах страны возрастает количество неуспевающих и второгодников, начиная с первых классов; увеличива­ется «отсев» из школы, растет уровень психологического неблагополу­чия подростков.

На основе положений Конвенции ООН «О правах ребенка», Закона Российской Федерации «Об образовании», Федеральной программы раз­вития образования, Типового положения о специальном (коррекцион-ном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Примерного положения о классе (классах) компенсирующего обучения, Министерством образования Российской Федерации опрелелены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии и трудностями в обучении.

Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем кор-рекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые на­целены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с трудностями обучения, обусловленными задержкой психичес­кого развития, и детей группы риска. В этих условиях требуются повы­шенное внимание к вопросам охраны здоровья обучающихся, личност-но-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе, актив­ная дифференцированная помощь спеииал истов (психологов, логопе­дов, дефектологов, медиков), их комплексное психолого-педагогичес­кое и медико-социальное изучение и сопровождение развития ребенка.

Участники конференции отмечают, что социальная и педагогическая значимость данной проблемы привлекла широкий круг научных иссле­дователей и практических работников (методистов, психологов, педаго­гов, дефектологов). Создаются новые адаптированные и модифицируют­ся действующие программы дошкольного, начального общего и основ­ного общего образования. Издаются специально разработанные пособия и рабочие тетради по подготовке к школе и для учащихся I—II классов коррекиионно-развиваюшего обучения (авторы С. Г. Шевченко, Р.Д.Три-гер, Г.М.Капустина и др.).


Использование современных организационных форм, методов, тех­нологий коррекиионно-развииающего образования обеспечивает за­метную положительную динамику в развитии детей, успешности их обучения и адаптации к школе. Решающую роль здесь имеет смещение акцента на более раннюю диагностику и коррекцию, а также профи­лактику возникновения школьных проблем еще в дошкольных учреж­дениях.

Улучшился информационный обмен опытом по проблемам коррек-ционно-развивающего образования (открыта постоянно действующая рубрика -аКоррекционно-развивающсе обучение» в еженедельном при­ложении «Начальная школа» к газете «Первое сентября», подключились другие приложения этой газеты («Психолог», «Математика» и др.).

На основе региональных программ развития образования разрабаты­ваются новые концепции образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и в условиях общеобразовательных учреж­дений; а также внедряются вариативные модели и технологии обучения детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психичес­кого развития, и детей группы риска.

Однако, наряду с положительными тенденциями, в коррекционно-развиваюшем и компенсирующем обучении остаются актуальными на­учные и практические проблемы, обозначенные на 2-й Всероссийской конференции 16 — 18 апреля 1997 г.

Для их решения необходимы специально разработанные федераль­ные и региональные комплексные программы, соответствующая мате­риально-техническая база, создание развивающей среды, что, в свою очередь, требует иных учебных пособий, квалифицированных специа­листов в области специальной педагогики и психологии, социальной реабилитации, учителей нового типа для работы в классах коррекпион-но-развивающего и компенсирующего обучения.

С учетом состоявшегося обсуждения участники конференции счита­ют, что основными задачами на федеральном уровне являются:

1. Дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы ком­пенсирующего и коррекционно-развивающего образования (Управле­ние специального образования Минобразования России), для чего не­обходимо:

— пересмотреть Примерное положение о классах компенсирующего
обучения с учетом современных требований и региональных положений
о классах коррекиионно-развивающего обучения;

— создать и утвердить специальный государственный образователь­
ный стандарт для детей с задержкой психического развития с учетом
перехода общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения;

— разработать и обсудить варианты учебного плана основного общего
образования для специальных (коррекционных) учреждений VII вида и
классов для детей с задержкой психического развития с учетом перехода
общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения;

— рекомендовать включение в штатное расписание общеобразова­
тельного учреждения ставок учителя-дефектолога из расчета 1 ставка на
4—5 классов 1 ступени начального общего образования и 5—8 классов II
ступени основного общего образования;

— составить примерный перечень должностных обязанностей учите­
ля-дефектолога общеобразовательного учреждения.


J


2. Научная разработка и реализация различных вариативных подходов
к компенсирующему и коррекционно-развивагошему образованию, из­
мерителей успешности обучения детей (ИКП РАО, ИПКиПРНО МО).

3. Разработка развивающих, коррекционно-развивающих и компен­
сирующих программ обучения как в дошкольном, начальном общем,
основном общем, так и в начальном профессиональном и среднем про­
фессиональном образовании (ИКП РАО, ИПКиПРНО МО).

4. Разработка программно-методического обеспечения обучения де­
тей и подростков с задержкой психического развития, с трудностями в
обучении и группы риска на ступени основного общего образования (ИКП
РАО, ИПКиПРНО МО).

5. Разработка учебных планов н технологий допрофессионального и
начального профессионального образования детей е трудностями в обу­
чении, детей группы риска (Управление специального образования
Минобразования России, ИКП РАО, ИПКиПРНО МО).

На региональном уровне:

1. Разработка модели комплектования классов компенсирующего обу­
чения и классов коррекционно-развивающего обучения (в т.ч. психоло­
го-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений
и межшкольными психолого-медико-педагогическими консилиумами,
создаваемыми при строгом соответствии требованиям утвержденного
приказом Минобразования России Положения о ПМПК)'.

2. Объединение усилий и создание условий для согласованности дей­
ствий различных ведомств, структур и организаций субъекта Федера­
ции, решающих проблемы компенсирующего и коррекционно-развива-
ющего образования (органов управления образованием, образователь­
ных учреждений, ПМПК, ПМС-центров, центров реабилитации и со­
циальной помощи, учебно-методических центров, институтов повыше­
ния квалификации работников образования, факультетов специальной
педагогики и психологии педагогических вузов).

3. Проектирование развивающей среды с учетом специфики школы,
района, города и региона в целом.

4. Мониторинг образовательной ситуации в субъекте Федерации и
анализ эффективности деятельности новых моделей компенсирующего
и ко рр е к цион но-развивающего образования.

5. Мониторинг системы лечебно-оздоровительной и проф ^тактичес­
кой работы в условиях образовательных учреждений.

6. Консолидация сил специалистов в сфере разливающего, коррекци-
он но -развивающего и компенсирующего обучения и реабилитации де­
тей и подростков.

7. Формирование единого информационного поля сторонников раз-
виваюшего, компенсирующего, коррекционно-развивающет образова­
ния и реабилитационной педагогики в регионе (посредством «круглых
столов», научно-практических конференций, дополнительного образо­
вания обучающихся, работы с их семьями, со студентами-вол он те рам и,
через средства массовой информации и др.).

8. Разработка оптимальных технологий подготовки, переподготовки и
повышения квалификации специалистов компенсирующего и коррек-


ционно-развивающего образования в парадигме личностно-профессио­нального роста. Включение системы дополнительного профессиональ­ного образования в подготовку кадров для специального, коррекцион-но-развивающего и компенсирующего образования. Организация спе­циализации студентов факультетов специальной педагогики и психоло­гии педагогических вузов по проблемам компенсирующего и коррекци-он но-развивающего обучения.

9. Разработка оптимальных технологий подготовки, переподготовки и
повышения квалификации специалистов ПМПК, ПМС-центров, цент­
ров реабилитации и социальной помощи, учебно-методических центров
в парадигме личностно-профессионального роста.

10. Организация непрерывного профессионального образования пе­
дагогов, психологов, логопедов, специальных педагогов, медицинских
работников и методистов (через систему повышения квалификации,
постоянно действующие семинары, «школы мастерства», консультации
и т.п.).

Министерство образования Российской Федерации при организации классов компенсирующего обучения и классов коррекционно-развива­ющего обучения рекомендует использовать Концепцию коррекционно-развиваюшего обучения и Типовое положение о классах коррекционно-развиваюшего обучения г. Москвы, разработанные Московским комите­том образования совместно с Институтом коррекционной педагогики РАО*.

Классы коррекционно-развивающего обучения являются новой фор­мой дифференциации образования, позволяющей решать задачи свое­временной активной помощи детям с трудностями в обучении и адапта­ции к школе.

Классы коррекционно-развивающего обучения сохраняют непрерыв­ность реабилитационного пространства на основе интеграции дошколь­ных, школьных, внешкольных учреждений, УПК, ПТУ.

Классы коррекционно-развивающего обучения могут быть организо­ваны во всех видах общеобразовательных учреждений, располагающих специально подготовленными для данной работы кадрами, необходи­мым научно-методическим обеспечением, соответствующей материаль­ной базой для организации учебного процесса и лечебно-профилакти­ческой помоши данной категории детей и подростков.

Классы коррекционно-развивающего обучения открываются прика­зом директора школы на основании заключения на каждого ребенка пси­холого-медико-педагогического консилиума школы, психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) муниципалитета, округа о не­обходимости данного типа обучения.

Дети, поступающие в школу из коррекционно-развивающих групп для детей с ЗПР дошкольных учреждений, зачисляются в классы кор-рекционно-развиваюшего обучения без дополнительного обследования на основании ранее существующего медико-педагогического заклю­чения.

Зачисление в указанные классы производится только с согласия ро­дителей (лиц, их заменяющих) на основании заявления.



В необходимых случаях.


* См. приложение.






Коррекционно-развивающий процесс регламентируется Типовым базисным учебным планом образовательного учреждения с классами коррекционно-развивающего обучения, утвержденными для них програм­мами Министерством образования Российской Федерации (Программы специальных (коррекшгонных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе: начальные классы. — М.: Просвещение. — 1996 г.), на основной ступени —программами для общеобразовательных школ, адаптирован­ными к особенностям психофизического развития ребенка и согласо­ванными с методическими службами.

Анализ эффективности работы и перспектив развития классов КРО и общеобразовательных школах г. Москвы в 1995 — 2000 гг. показывает, что Концепция коррекционно-развивающего обучения и Положение о классах коррекшюнно-развивающего обучения, разработанные Московским комитетом образования и Институтом коррекционной педагогики РАО, позволяют сохранить непрерывность образовательного и реабилитаци­онного пространства благодаря направленности на раннюю диагности­ку, коррекцию и комплексный подход, путем организации взаимодей­ствия образовательных учреждений и Центров психолого-педагогичес­кой поддержки, обеспечивающих диагностику и консультирование ро­дителей и педагогов.

Е.Е. Чепурных

Заместитель министра

Приложение

Типовое положение

о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Классы коррекционно-развивающего обучения создаются в общеобра­
зовательных учреждениях в соответствии с концепцией коррекционно-развива­
ющего обучения, утвержденной коллегией Министерства образования РФ, ру­
ководствуются в своей деятельности Законом Российской Федерации «Об об­
разовании» и настоящим Типовым положением.

1.2. Классы коррекционно-развивающего обучения являются новой формой
дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной
активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.

1.3. Классы коррекционно-развивающего обучения сохраняют непрерывность
реабилитационного пространства на основе интеграции дошкольных, школьных,
внешкольных учреждений, УПК, ПТУ.

1.4. Деятельность классов коррекционно-развивающего обучения строится в
соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обес­
печивает адаптивность и вариативность системы образования.

1.5. Цель организации указанных классов — создание в общеобразователь­
ных учреждениях целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагоги­
ческие условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возраст­
ными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматичес­
кого и нервно-психического здоровья. В данной системе строго определяются и


логически взаимодействуют диагностике-консультативное, коррекционно-развива-ющее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности.

Система работы в классах коррекционно-рээвивающего обучения направ­лена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробе­лов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмо­ционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной де­ятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию позна­вательной деятельности.

Целенаправленная работа по формированию общих способностей к учению, коррекции индивидуальных недостатков развития, а также лечебно-профилак­тическая работа должна обеспечить выполнение детьми с трудностями в обу­чении Федерального образовательного стандарта требований к знаниям и уме­ниям обучающихся.

Важнейшей задачей является охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей указанной категории, а также их социально-трудо­вая адаптация.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮШЕГО ОБУЧЕНИЯ

11.1. Классы коррекционно-развивающего обучения могут быть организова­
ны во всех видах общеобразовательных учреждений, располагающих специально
подготовленными для данной работы кадрами, необходимым научно-методи­
ческим обеспечением, соответствующей материальной базой для организации
учебного процесса и лечебно-профилактической помощи данной категории де­
тей и подростков.

11.2. Классы коррекционно-развивающего обучения открываются приказом
директора школы на основании заключения на каждого ребенка психолого-меди­
ко-педагогического консилиума школы, психолого-медико-педагогической консуль­
тации (ПМПК) муниципалитета, округа о необходимости данного типа обучения.

Дети, поступающие в школу из коррекционно-развивэющих групп дошколь­ных учреждений, зачисляются в классы коррекционно-развивающего обучения без дополнительного обследования на основании ранее существующего меди­ко-педагогического заключения.

Зачисление в указанные классы производится только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) на основании заявления.

11.3. Классы коррекционно-развивающего обучения открываются преимуще­
ственно на ступени начального общего образования в начале первого или второ­
го года обучения и функционируют до IX класса включительно. На ступени основ­
ного общего образования классы коррекционно-развивающего обучения могут
быть открыты в дневных школах не позднее V-VI, а в вечерних — VII классов.

11.4. Обучение в коррекционно-развивающих классах первой ступени про­
должается 3-5 лет, в зависимости от потенциальных возможностей развития и
успешности обучения ребенка. Продление сроков обучения возможно только по
заключению психолого-медико-педагогической консультации или медико-педа­
гогической комиссии индивидуально на каждого обучающегося.

Н.5. В классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, испы­тывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально волевой сферы по типу психофизического


инфантилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка).

Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как не­достатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (т.е. сла­бостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов— восприятия, памяти, мыш­ления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недоста­точной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой ра­ботоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружа­ющем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-по­знавательной деятельности.

Приему в указанные классы не подлежат дети, имеющие выраженные от­клонения в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма).

11.6. При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной
программы по решению психопого-медико-педагогического консилиума обуча­
ющиеся коррекционно-развивающих классов могут быть переведены в обыч­
ные классы с согласия самих обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих).

11.7. Обучающиеся, проявляющие особые склонности и способности к от­
дельным учебным дисциплинам, могут посещать уроки в общеобразователь­
ном классе, а также факультативные занятия.

11.8. Наполняемость классов коррекционно-развивающего обучения 9-12
человек.

Н.Э. Распорядок дня для обучающихся в указанных классах устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся. Целесообразна работа этих классов в первую смену по режиму продленного дня с организацией дневного сна (до III класса включительно), трехразового литания, необходимых оздоровительных мероприятий.

Детям И подросткам со сниженной работоспособностью при наличии выра­женных невротических расстройств, аффективном поведении организуется ин­дивидуальный щадящий режим (снижение объема заданий, дополнительный день отдыха в течение недели) и обязательная лечебная психотерапевтическая помощь (специалисты могут привлекаться по договору).

Для обучающихся в коррекционно-развивающих классах I ступени вводится дополнительное каникулярное время в феврале месяце продолжительностью в 7 календарных дней,

11.10. Для организации и проведения специалистами различных профилей
комплексного изучения детей, испытывающих трудности в обучении и адапта­
ции к школьной жизни, в общеобразовательном учреждении приказом директо­
ра может создаваться психолого-медико-педагогический консилиум. В его со­
став входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, опытные
учителя, работающие с этой категорией детей, детский психиатр, дефектолог,
учитель-логопед, психолог. Специалисты, не работающие в данном учрежде­
нии, привлекаются для работы в консилиуме по договору,

11.11. В задачи консилиума входят:

• изучение личности ребенка, выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоцио­нально-личностной зрелости, уровня развития речи;


• выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций
учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в про­
цессе обучения и воспитания;

• выбор оптимальной для развития ученика учебной программы и типа шко­
лы при отсутствии положительной динамики в обучении (в течение одного года
пребывания ученика в указанном классе);

• определение путей интеграции детей в соответствующие классы, работа­
ющие по основным образовательным программам, при положительной дина­
мике и компенсации недостатков развития;

• профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок,
эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий;

• подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья обу­
чаемого для представления в психолого-медико-педагогическую консультацию.

11.12. При отсутствии в школах указанного консилиума его функции могут выполнять психологические службы округа (муниципалитета), реабилитацион­ные центры (компенсцентры) для детей и подростков, психопого-медико-педа-гогическиеконсультации.

111. ОРГАНИЗАЦИЯ КО РРЕКЦ И ОН НО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

111.1. Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентиру­
ется Типовым базисным планом образовательного учреждения с классами кор-
рекционно-раэвивающего обучения, утвержденными для них программами Ми­
нистерства образования Российской Федерации, программами для массовых
классов, адаптированными к особенностям психофизического развития ребен­
ка и согласованными с методическими службами.

Обучение организуется как по специальным учебникам для этих классов, так и учебникам массовых классов в зависимости от уровня развития обучаю­щихся. Решение по этому вопросу принимает учитель,

111.2. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется
учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в
соответствии с государственным образовательным стандартом,

111.3. Основными задачи коррекционно-развивающего обучения являются:

• активизация познавательной деятельности учащихся;

• повышение уровня их умственного развития;

• нормализация учебной деятельности;

• коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

• социально-трудовая адаптация.

111.4. Для учащихся, не усваивающих учебную программу на уроке, организу­
ются индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые имеют как
общеразвивающуЮ, так и предметную направленность. Для их проведения ис­
пользуются часы школьного компонента, а также консультативные часы групп
продленного дня. Продолжительность таких занятий не превышает 30 мин, на­
полняемость групп не превосходит 4—5 человек.

111.5. Для оказания логопедической помощи в штаты образовательного уч­
реждения с классами коррекционно-развивающего обучения вводится должность
логопеда из расчета на группу с наполняемостью не менее 15-20 человек с на­
рушениями речи.

111.6. Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопеди­
ческую помощь на специально организуемых логопедических занятиях


индивидуально и группами из 4-6 человек, а также в подгруппах из 2-3 че­ловек.

111.7. При проведении уроков трудового и профессионального обучения класс делится на 2 группы, начиная с V класса.

Ш.8. Содержание трудового и профессионального обучения определяется исходи из региональных, местных условий, состояния здоровья обучающихся и осуществляется на основе вариативных профилей труда, включая в себя подго­товку для индивидуально-трудовой деятельности.

III.9. Вопрос о формах итоговой аттестации, ее организации решается Де­партаментом образования.

ШЛО. Выпускники девятого класса, успешно освоившие курс основной шко­лы, получают документ установленного образца.

IV. КАДРОВОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

IV,!. В классах коррекционно-развивающего обучения работают учителя, вос­питатели и специалисты, имеющие опыт работы в образовательном учрежде­нии и прошедшие специальную подготовку.

IV.2. Для организации самоподготовки обучающихся в режиме продленного дня одновременно с воспитателями привлекаются учителя-предметники. Целе­сообразность такой работы, ее форма и продолжительность определяются пси­холого-медико-педагогическим консилиумом.

IV.3. В необходимом случае для работы с обучающимися классов коррекци­онно-развивающего обучения привлекаются специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении, по договору (врач-психоневролог и дру­гие специалисты).

IV.4. При наличии в школе более трех классов такого типа может рассматри­ваться вопрос о введении в штатное расписание образовательных учреждений дополнительно ставки специалистов: педагога-психолога, социального педаго­га, дефектопога и др.

IV.5. Классным руководителям классов коррекционно-развивающего обуче­ния производится доплата за классное руководство в полном обьеме.

IV.6. Педагогическим работникам, специалистам классов коррекционно-раз­вивающего обучения устанавливается надбавка в 20% к ставкам заработной платы и должностным окладам. Руководителям школ при наличии более 3-х классов, создавшим необходимые условия для их функционирования, может быть установлен 15-процентный размер надбавки.

IV.7. Для работы данных классов оборудуются помещения, приспособлен­ные для занятий, отдыха, дневного сна, физкультурно-оздоровительной и ле­чебно-профилактической работы.

Рекомендации по отбору детей в классы коррекционно- развивающего обучения

В классы коррекиионно-развивающего обучения принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких ос­таточных нарушений функций головного мозга, функциональная незре­лость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослаб-


ленность, цсребрастенические состояния, а также педагогическая запу­щенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшеству­ющего развития ребенка).

Основным медицинским показанием к отбору детей в классы коррек­иионно-развивающего обучения является диагноз задержки психического развития конституционального, соматогенного, психогенного или цереб­рально-органического происхождения, включающий как различные ва­рианты синдрома психического инфантилизма (гармонический, дисгар­монический, органический), так и нейродинамические и энцефалопати-ческие расстройства, недостаточность отдельных корковых функций.

Приему в указанные классы подлежат дети с нарушением работоспо­собности, повышенной истощаемостью по типу стойкого астенического синдрома как в рамках соматогенной задержки психического развития, так и вследствие:

астенических состояний при хронических заболеваниях внутренних органов, аллергических заболеваниях, склонности к частым респира­торным заболеваниям, хронических тонзиллитах и других заболеваниях;

астено-невротических состояний соматогенной и церебрально-орга­нической природы (нарушения сна, аппетита, вегетососудистая дисто-ния), синдрома истинной невропатии;

невротических и неврозоподобных состояний (страхи, тики, легкое заикание, не требующие обучения в речевой школе, ночной энурез);

церебрастенических состояний (компенсированная и суб ком пеней ро-еанная гидроцефалия, иеребро-эндокринные состояния, посттравмати­ческая церебрастения) без грубых нарушений интеллектуального развития.

Показанием для обучения в данных классах являются нарушения учеб­ной деятельности (негрубыс расстройства школьного поведения, учеб­ной мотивации и др.) в рамках задержки психического развития психо­генного происхождения, а также при:

патологическом формировании личности по типу аффективной воз­будимости, психастении, неустойчивости, истероидности, дисгармони­ческого инфантилизма;

педагогической запущенности детей, обусловленной воспитанием в неблагоприятной микросоциальной среде;

некоторых психических заболеваниях в стадии ремиссии (шизофре­ния, эпилепсия) без явлений деменции и выраженных расстройств по­ведения.

В классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, страдающие негрубой церебральной патологией в виде задержки психи­ческого развития церебрально-органического генеза, а также остаточ­ных явлений рез и дуально-орган и чес ко го поражения головного мозга в рамках ММД, ведущих к стойким трудностям в усвоении учебного мате­риала; легкими проявлениями речевых и двигательных нарушений це-ребрально-органической природы, не требующих обучения а специ­альных учреждениях; проявлениями гипердинамического синдрома.

Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, само­контроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-по-знавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психичес­ких процессов — восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостат-


ками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособно­стью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, информированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Не подлежат приему в указанные классы дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (умственная отсталость, эпилептическая или ши­зофреническая деменцня, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двига­тельной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детс­кого аутизма). Дети, страдающие различными видами слабоумия, значи­тельным снижением зрения, слуха, выраженными нарушениями речи, двигательной сферы, выраженными проявлениями синдрома раннего дет­ского аутизма, могут быть направлены в специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера. Нежелательно направление в данные классы детей с выраженными психопатоподобны­ми расстройствами (стойкой выраженной аффективной возбудимостью, значительной расторможен ностью и агрессивностью, нарушением влече­ний), судорожными пароксизмами, дневными энурезом и энкопрезом. В этих случаях показано обучение ребенка на дому при динамическом наблю­дении психоневрологом, обеспечивающим медикаментозную коррекцию.

Учебный план

для классов коррекций и но-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы 1997/98 уч. год

Компоненты БУП Количество часов в неделю, по классам
I II III IV V VI VII VIII IX
Базовый компонент                  
Школьный компонент           5      
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося                  
Итого часов к финансированию                  

Учебный план для классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательных учреждений построен с учетом программных, ме­тодических и дидактических разработок Института коррекционной пе­дагогики для фронтальной работы учащихся этих классов, а также с уче­том необходимости осуществления допрофесеиональной подготовки де­тей, имеющих трудности в обучении, что отражено в региональном «По­ложении о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобра­зовательных учреждениях г. Москвы». Часы базового компонента в па­раллели VII—V1I1 классов превышают на 1 час объем максимальной обя­зательной учебной нагрузки. Перегрузки учащихся VTI—VIII классов можно избежать, либо интегрируя отдельные предметы, либо перенеся 1 час допрофесеиональной подготовки на вторую половину дня, с учетом воз­можностей учреждения.

По данному плану могут обучаться дети как седьмого, так и восьмого года жизни, обнаружившие на момент приема в школу недостаточную


функциональную готовность к обучению или испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации.

В нем учитываются специфические трудности детей в обучении рус­скому языку, в связи с чем предусмотрено в базовом компоненте уве­личение числа часов на русский язык и литературу с V по VII класс по сравнению с региональным базисным планом. В начальных классах введен специально разработанный интегрированный курс «Ознаком­ление с окружающим миром и развитие речи», позволяющий на дос­тупном ребенку материале вести работу по обогащению знаниями и представлениями об окружающей действительности, по обогащению словарного запаса, развитию монологической речи. Содержание обу­чения по данному курсу включает работу по коррекции зрительного восприятия, памяти, мыслительных процессов учащихся, формиро­ванию обшеинтеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобще­ния, группировки, классификации). Одновременно предполагается, что развитием культуры речи учителя будут заниматься на каждом уроке.

При изучении математики в начальной школе может быть использо­ван как традиционный курс, так и курс «Математика и конструирова­ние», если в школе есть для этого необходимые условия (учебники, ме­тодические пособия и подготовленные учителя).

Учитывая, что основной целью обучения является активизация по­знавательной деятельности, коррекция эмоционально-личностной сфе­ры, пристальное внимание должно быть уделено изобразительному ис­кусству, музыке, ритмике. Школа, исходя из своих возможностей, сама решает вопрос о распределении часов на указанные дисциплины. При этом нужно в обязательном порядке сохранить их перечень.

Предлагаемый учебный план предусматривает от 3 до 5 часов школь­ного компонента, который в этих классах должен использоваться на груп­повые (не более 3 человек) и индивидуальные занятия (не более 30 ми­нут). Не допускается введение школьного компонента на проведение новых курсов для всего класса и перераспределение этих часов между паралле­лями.

Данный план является типовым, поэтому школа может выбрать и один из четырех вариантов базисного плана первой ступени.

Базисный учебный план с классами коррекционно-развивающего обучения предусматривает использование программно-методических материалов, разработанных Институтом коррекционной педагогики РАО, и направлен на активное обновление содержания образования, повы­шение его уровня, создания стандарта требований к знаниям учащихся, выделение обязательного базового и вариативного школьного компо­нентов.

Выбор варианта учебного плана зависит от специфики комплектова­ния класса,

1-й вариант' предназначен для комплектования детьми, присту­пившими к обучению в 7-летнем возрасте в условиях массовой школы,

1 Приведен в соотвегстпии с Базисным учебным планом обшеобразователь­ных учреждений РФ, утвержден МО РФ (см.; Программы специальных (коррек-ционных) образовательных учреждений и классов коррекц и о и но-развивающего обучения. — М.: Просвещение. — 1996).






не усвоившими знания и умении в объеме требований программы I класса, хотя им оказывалась необходимая помощь специалистами школы, и пе­реведенными в связи с этим в систему коррекционно-развивающего обучения во II класс.

Этот вариант комплектования в настоящее время шире других рас­пространен в стране, благодаря его демократическим и гуманистичес­ким исходным позициям.

Отставание в формировании школьно-значимых навыков и умений наиболее ярко проявляется у детей на этапе систематического их обуче­ния, легче и правильнее диагностируется. Отставание в развитии детей становится понятным и учителям, и родителям, что побуждает их ока­зывать детям необходимую помощь.

Учебный план 1-го варианта обучения рассчитан на три учебных года (2, 3, 4). Школьный компонент составляет 3—4 часа в неделю во втором, третьем и четвертом классах.

Примерный учебный план классов коррекционно-развивающего обучения (1-й вариант)1

Учебные предметы Количество уроков в неделю, по классам
II III IV
Русский язык как государственный2      
Литература      
Окружающий мир (ознакомление с окружающим миром и развитие речи)3   V
Прир од о веде н ие    
Введение в историю  
Изобразительное искусство      
Музыка      
Физкультура      
Математика (математика и конструирование)      
Технология (трудовое обучение)      
Обязательные занятия по выбору, факультативные, групповые и индивидуальные занятия обшеразвива-ющей и предметной направленности, из НИХритмика      
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося      

1 Учебный план рассчитан на 6-дневную учебную неделю или на 5-дневную с 6-м развивающим днем.

! На русский язык и литературу отводится 8 часов.

J Предмет "Окружающий мир» проводится во II классе по 2 часа п неделю, 1 час дополнительно берется на развитие речи из 9 часов русского языка, отведен­ных Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ (только во II классе).

' Окружающий мир в III классе (1 час) вводится за счет одного часа «Введе­ние в историю*.


2-й вариант предназначен для комплектования детьми, присту­пившими к обучению в массовой школе в 6-летнем возрасте и не усво­ившими программу, а также для 7-летних детей, ранее не обучавшихся, но обнаруживших низкий уровень готовности к школьному обучению.

Преимуществом этого варианта комплектования является то, что дети оказываются диагностированы в более раннем, по сравнению с первым вариантом, возрасте и направлены своевременно в систему кор-ре к ц ион но-развивающего обучения. Адекватные их особенностям усло­вия обучения позволяют избегать (или свести к минимуму) негативное воздействие на формирование личности ребенка стойких неуспехов в учении.

Примерный учебный план классов коррекцио и но -развивающего обучения

(2-й вариант)

Учебные предметы Количество уроков в неделю, по классам
I II III IV
Предельно допустимая нагрузка школьника        
Базовый компонент учебного плана        
Русский язык как государственный        
Язык и литература, родной язык (письмо и чтение)        
Ознакомление с окружаюиотм миром и развитие речи        
Изобразительное искусство   I    
Музыка и пение        
Музыка и движение (ритмика)        
Физкультура 2      
Математика (математика и конструирование)        
Технология (ручной Труд, конструирование, моделирование, лепка, народные промыслы и др.)        
Всего        
Школьный компонент: коррекци он но-развивающие групповые и индивидуальные занятия общей и предметной направленности        
Максимальная нагрузка учагцихся        

3-й вариант предназначен для детей 6,5 лет, у которых обнару­живается неготовность к школьному обучению. В школе или в детском саду могут открываться «диагностические* коррекционно-развивающие классы (I и II), основной задачей которых является повышение уровня общего развития детей, подготовка к усвоению базисных учебных дис­циплин (родного языка, математики, ознакомления с окружающим


миром и развитие речи), коррекция индивидуальных недостатков пси­хофизического развития.

После Одпого-двух лет обучения дети могут перейти на традицион­ную систему обучения при успешном освоении программы — тем самым сохраняется обучение в нормативные сроки («год в год»).

При отсутствии положительной динамики дети продолжают обуче­ние по первому (или второму) варианту комплектования.

Примерный учебный план классов ко ррекци он и о-развивающего обучения (3-й вариант)

Учебные предметы Количество уроков в неделю, по классам
  II
Русскийязык как государственный    
Литература    
Окружающий мир (ознакомление с окружающимми­ром и развитие речи) V 21
Природоведение
Изобразительное искусство    
Музыка    
Физкультура    
Природоведение
Изобразительное искусство    
Музыка    
Физкультура    
Математика (математика и конструирование)    
Технология (трудовое обучение, лепка, конструирова­ние, моделирование, народные промыслы и др.)    
Обязательные занятия по выбору, факультативные, групповые и индивидуальныезанятия общеразвивающей и предметной направленности, из них ритмика'    
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося    

1 Предмет «Окружающий мир» проводится во 11 классе по 2 часа в неделю,
I час дополнительно берется на развитие речи из 9 часов русского языка, отведен­
ных Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ (только
во II классе).

2 Ритмика проводится за счет использования часов вариативной части Базис­
ного плана.


4-й вариант предназначен для детей, посещающих комплекс «Дет­ский сад-школа*. Обучение и воспитание детей по этому варианту рас­считано на 10—12 лет и состоит из трех ступеней.

0 — коррекционно-развивающие группы для детей с ЗПР в детском
саду массового типа для детей 5—6 лет с наполняемостью до!0 человек;
группы кратковременного пребывания;

1 — начальная школа, обеспечивающая полноценное усвоение ос­
новных базисных предметов и коррекцию индивидуальных недостат­
ков психофизического развития учашихся младшего школьного воз­
раста;

II — основная школа включает V—IX классы.

Воспитание и обучение детей на нулевой ступени призвано обеспе­чить (главную адаптацию детей к обучению в школе, повысить уровень их общего развития, необходимого для полноценной учебной деятель­ности в начальной школе, реализовать преемственность дошкольного и школьного обучения.

Отбор предметов и включение их в образовательные области Базис­ного учебного плана осуществлен с учетом возможностей коррекции тех или иных познавательных процессов, не формирующихся у детей к на­чалу школьного обучения в традиционных условиях воспитания в до­школьных учреждениях массового типа.

Первые два года, направленные на развитие 5—6-летнего ребенка и коррекцию его индивидуальных негативных особенностей, он находится в условиях детского сада. Если в первый и второй годы коррекционно-развивающие занятия проводит в первую половину дня педагог-дефек-толог (а все другие — воспитатель во второй половине дня), то на третий год (I класс начальной ступени школы) учебный процесс организует учитель массовой школы. Это позволяет осуществлять преемственность между педагогом-дефектологом и учителем начальных классов, который затем на следующий год со своим классом переходит в школу, составля­ющую единый комплекс с детским садом.

План рассчитан на пятидневную учебную неделю с развивающим днем (продолжительность занятий — 25 минут, урока — 40 минут).

Важной особенностью учебного плана в V—IX классах является выде­ление 4—5 часов на коррекционную индивидуальную и групповую рабо­ту с учащимися, допускается наполняемость групп до 5 — 6 человек на занятие длительностью 30 — 35 минут.

Важное значение для социальной адаптации, нормализации учебной деятельности учащихся имеют уроки технологии, которые не могут в начальной школе заменяться другими дисциплинами. В старших классах предусматриваются по 4 — 5 часов для организации углубленной профес­сиональной подготовки школьников.

Примерный вариант учебного плана трудового обучения предназна­чен для изучения программы трудового обучения в V —IX классах КРО, которая представляет собой часть содержания образовательной области «Технология», включенной в базисный учебный план общеобразователь­ных учебных учреждений России.

Основной целью трудового обучения является формирование лично­сти, ориентированной на труд в новых экономических условиях; изуче­ние общих осноа технологической деятельности и направлений ее со­вершенствования.


Тематический план трудового обучения в V—IX классах КРО

№ п/п Разделы (р) и темы (т) Количество часов
Укл. VI кл. VII кл. VIII кл. IX кл.
Р т Р т Р   Р т Р т
                       
  Введение.Организация рабочего места и техника безопасности 2                  
  Основы материаловедения                  
2.1 Машиностроительные материалы                  
2.2 Строение и свойства древесины               -   -
  Основы технологии ручной обра­ботки древесины                
3,1 Изготовление изделий из древе­сины (пиломатериалов)                  
3,2 Изготовление изделий из древе­сины (фанера или ДСП)             -
  Основы технологии механической обработки древесины              
4.1 Работа на токарном станке по де­реву

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow