специальной (коррекциейно») школы VIII вида с дошкольным отделением на 435 воспитанников
п/п | Наименование должности | Количество ставок |
Директор | ||
Заместитель директора по учебной работе | 2,5 | |
Заместитель директора по воспитательной работе и дополнительному образованию | ||
Заместитель директора по административно-хозяйственной части | ||
Заместитель директора по организации питания | ||
6 | Главный бухгалтер | |
Бухгалтер | ||
Педагог-психолог | I | |
Социальный педагог | ||
У ■; ител ь - л о гопе д | ||
Заведующий библиотекой | ||
Библиотекарь | ||
Секретарь-машинистка | ||
Педагог дополнительного образования | 1,5 |
Рабочий по обслуживанию здания | ||
Старшая медицинская сестра | ||
Медицинская сестра | ||
IS | Уборщица | |
Гардеробщица | ||
Дворник | ||
Сторож | 2,3 | |
Водитель автобуса | ||
Шеф-повар | ||
Повар | ||
Посудомойщик | ||
Кухонный рабочий | ||
Водитель | ||
Грузчик | ||
Дошкольное отделение | ||
Заместитель директора по дошкольному отделению | ||
Заведующий хозяйством | 0,5 | |
У ч ите Л ь-де фе ктол ог | ||
Музыкальный руководитель | 0,75 | |
Повар | ||
Младший воспитатель | ||
Младший во с питатель для ночных дежурств | 2,6 | |
Машинист по стирке белья | 0,75 |
11-ли
Штатное расписание
специальной (коррекиионной) школы-интерната VIII вида на 130 воспитанников
К? П/П | Наименование должности | Количество ставок |
Директор | ||
Заместитель директора по учебнойработе | ||
Заместитель директора по воспитательной работе | ||
Заместитель директора по административно-хозяйственной части | ||
Главный бухгалтер | ||
Бухгалтер | ||
Педагог-органи затор | ||
Врач | ||
Медицинская сестра | ||
Заведующий библиотекой | ||
Заведующий складом | ||
■Сасгелянша | ||
Помощник воспитателя | ||
±1еф-повар | ||
Товар | 2,5 | |
Подсобный рабочий кухни | ||
Уборщица служебных помещений | ||
Водите л ырузовой автомашины | ||
1У | Конюх | |
(одитель автобуса | ||
Дворник | ||
Машинист по стирке белья | ||
Секретарь-машинистка | ||
Рабочий по обслуживанию здания | ||
1стопннк |
Окончание таблицы
Сторож | 2,3 | |
Социальный педагог | ! | |
Педагог-психолог | ||
Педагог дополнительного образования | 0,5 | |
Инструктор по труду | 0,5 |
В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах и школах-интернатах количество ставок воспитателей устанашшвается исходя из количества групп. Наполняемость групп определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 212 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Количество ставок учителей в специальном (коррекционном) образовательном учреждении устанавливается исходя из количества классов и количества часов, предусмотренных учебным планом.
В настоящее время в Министерстве создана рабочая группа по подготовке примерных штатов образовательных учреждений различных типов и видов. Надеемся, что до завершения подготовки методических рекомендаций в помощь руководителям образовательных учреждений по формированию штатных расписаний направляемые материалы могут быть использованы в работе специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Письмо Министерства образования Российской Федерации
от 24.04.2000 № 27/640-2
Органы управления образованием субъектов Российской Федерации
В связи с поступающими в Министерство запросами из субъектов Российской Федерации о наполняемости классов, групп (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии Министерство разъясняет следующее.
В пункте 3 Изменений и дополнений, которые вносятся в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учрежде-
нии для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 212, установлена предельная наполняемость классов, групп, групп продленного дня в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, которую следует рассматривать как максимальную. Увеличение ее повлечет за собой ухудшение качества образовательного процесса и, соответственно, нарушение прав детей с отклонениями в развитии на получение образования. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов, групп и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, так как это не приведет к ухудшению качества образовательного процесса.
Е. Е. Чеиурных |
Заместитель министра
Письмо Министерства образования Российской Федерации
от 19.04.2000 № 27/938-6
Органы управления образованием субъектов Российской Федерации
О проведении итоговой аттестации за 1999/2000 учебный
год выпускников специальных (коррекционных)
образовательных учреждений I- VII вида
Министерство рекомендует провести итоговую аттестацию за 1999/ 2000 учебный год выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений I— VII вида и специальных (коррекционных) классов при образовательных учреждениях за основную школу по математике и русскому языку (диктант или изложение по решению педагогического совета образовательного учреждения) письменно и одному из выбранных обучающимися предметов устно.
Тексты письменных экзаменационных работ, вопросы и задания билетов к устному экзамену составляются методическими объединениями учителей образовательных учреждений и утверждаются методическим советом органа управления образования, являющегося учредителем данного учреждения.
За среднюю (полную) школу обязательными являются экзамены по русскому языку (изложение) и математике (алгебра и начала анализа) письменно. Кроме того, сдаются устные экзамены по трем любым учебным предметам (по выбору обучающихся). Тексты письменных экзаменационных работ и вопросы к устным экзаменам составляются органами управления образованием субъектов Российской Федерации с обязательным привлечением специалистов коррекиионной педагогики.
Е. Е. Чепуриых |
Заместитель министра
Приказ Минобразования России
от 06.04.99 № 881
О создании Научно-методического совета по специальному образованию Минобразования России
В целях совершенствования системы специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Приказываю:
1. Создать Научно-методический совет по специальному образованию
Минобразования России.
2. Утвердить:
2.1. Положение о Научно-методическом совете по специальному об
разованию Минобразования России (приложение 1).
2.2. Состаа Научно-методического совета го специальному образова
нию Минобразования России (приложение 2).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на замес
тителя министра Е. Е. Чепурных.
Первый заместитель министра А. Ф. Киселев
Письмо Министерства образования Российской Федерации
от 28.06.2000 № 27/1012-6
Органы управления образованием субъектов Российской Федерации
Об итогах Всероссийской конференции
«Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение:
опыт, проблемы, пути решения»
г. Москва, 15-16 февраля 2000 г.
В работе конференции приняли участие 196 человек— представители органов управления образованием, педагогических вузов, институтов повышения квалификации, дошкольных, специальных (коррекционных), общеобразовательных и профессиональных учреждений, диагностических и реабилитационных центров, Института коррекиионной педагогики Российской академии образования, ведущих педагогических издательств и средств массовой информации из 33 субъектов Российской Федерации. С докладами и сообщениями на пленарном заседании и двух секциях «Организационно-управленческие аспекты компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения» и «Психолого-методические аспекты компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения» выступили 42 человека. Кроме того, был организован «круглый стол» по обсуждению актуальных проблем обучения и воспитания детей с задерж-
кой психического развития и группы риска. По итогам конференции была принята резолюция.
Министерство образования рекомендует органам управления образованием субъектов Российской Федерации обеспечить реализацию пунктов 1—10 указанной резолюции.
Резолюция Всероссийской конференции
Общественный и экономический кризис, который переживает страна, сопровождается резким снижением показателей здоровья и социальной защищенности детей. В столь сложных условиях особого внимания требуют дети и подростки с нарушениями психического развития, дети из неблагополучных семей и семей эмигрантов, беженцев, яиц, не имеющих определенного места жительства и работы.
Дети с ослабленным соматическим и психоневрологическим здоровьем, из неблагополучной социальной и микросоциальной среды, недостаточно подготовленные к обучению в школе, н первую очередь испытывают трудности в освоении учебного материала, в адаптации к школе и нередко в подростковом возрасте пополняют группу риска.
Не все школы оказались готовы к работе с данными категориями детей, и поэтому в отдельных регионах страны возрастает количество неуспевающих и второгодников, начиная с первых классов; увеличивается «отсев» из школы, растет уровень психологического неблагополучия подростков.
На основе положений Конвенции ООН «О правах ребенка», Закона Российской Федерации «Об образовании», Федеральной программы развития образования, Типового положения о специальном (коррекцион-ном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Примерного положения о классе (классах) компенсирующего обучения, Министерством образования Российской Федерации опрелелены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии и трудностями в обучении.
Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем кор-рекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с трудностями обучения, обусловленными задержкой психического развития, и детей группы риска. В этих условиях требуются повышенное внимание к вопросам охраны здоровья обучающихся, личност-но-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе, активная дифференцированная помощь спеииал истов (психологов, логопедов, дефектологов, медиков), их комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное изучение и сопровождение развития ребенка.
Участники конференции отмечают, что социальная и педагогическая значимость данной проблемы привлекла широкий круг научных исследователей и практических работников (методистов, психологов, педагогов, дефектологов). Создаются новые адаптированные и модифицируются действующие программы дошкольного, начального общего и основного общего образования. Издаются специально разработанные пособия и рабочие тетради по подготовке к школе и для учащихся I—II классов коррекиионно-развиваюшего обучения (авторы С. Г. Шевченко, Р.Д.Три-гер, Г.М.Капустина и др.).
Использование современных организационных форм, методов, технологий коррекиионно-развииающего образования обеспечивает заметную положительную динамику в развитии детей, успешности их обучения и адаптации к школе. Решающую роль здесь имеет смещение акцента на более раннюю диагностику и коррекцию, а также профилактику возникновения школьных проблем еще в дошкольных учреждениях.
Улучшился информационный обмен опытом по проблемам коррек-ционно-развивающего образования (открыта постоянно действующая рубрика -аКоррекционно-развивающсе обучение» в еженедельном приложении «Начальная школа» к газете «Первое сентября», подключились другие приложения этой газеты («Психолог», «Математика» и др.).
На основе региональных программ развития образования разрабатываются новые концепции образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и в условиях общеобразовательных учреждений; а также внедряются вариативные модели и технологии обучения детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития, и детей группы риска.
Однако, наряду с положительными тенденциями, в коррекционно-развиваюшем и компенсирующем обучении остаются актуальными научные и практические проблемы, обозначенные на 2-й Всероссийской конференции 16 — 18 апреля 1997 г.
Для их решения необходимы специально разработанные федеральные и региональные комплексные программы, соответствующая материально-техническая база, создание развивающей среды, что, в свою очередь, требует иных учебных пособий, квалифицированных специалистов в области специальной педагогики и психологии, социальной реабилитации, учителей нового типа для работы в классах коррекпион-но-развивающего и компенсирующего обучения.
С учетом состоявшегося обсуждения участники конференции считают, что основными задачами на федеральном уровне являются:
1. Дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы компенсирующего и коррекционно-развивающего образования (Управление специального образования Минобразования России), для чего необходимо:
— пересмотреть Примерное положение о классах компенсирующего
обучения с учетом современных требований и региональных положений
о классах коррекиионно-развивающего обучения;
— создать и утвердить специальный государственный образователь
ный стандарт для детей с задержкой психического развития с учетом
перехода общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения;
— разработать и обсудить варианты учебного плана основного общего
образования для специальных (коррекционных) учреждений VII вида и
классов для детей с задержкой психического развития с учетом перехода
общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения;
— рекомендовать включение в штатное расписание общеобразова
тельного учреждения ставок учителя-дефектолога из расчета 1 ставка на
4—5 классов 1 ступени начального общего образования и 5—8 классов II
ступени основного общего образования;
— составить примерный перечень должностных обязанностей учите
ля-дефектолога общеобразовательного учреждения.
J
2. Научная разработка и реализация различных вариативных подходов
к компенсирующему и коррекционно-развивагошему образованию, из
мерителей успешности обучения детей (ИКП РАО, ИПКиПРНО МО).
3. Разработка развивающих, коррекционно-развивающих и компен
сирующих программ обучения как в дошкольном, начальном общем,
основном общем, так и в начальном профессиональном и среднем про
фессиональном образовании (ИКП РАО, ИПКиПРНО МО).
4. Разработка программно-методического обеспечения обучения де
тей и подростков с задержкой психического развития, с трудностями в
обучении и группы риска на ступени основного общего образования (ИКП
РАО, ИПКиПРНО МО).
5. Разработка учебных планов н технологий допрофессионального и
начального профессионального образования детей е трудностями в обу
чении, детей группы риска (Управление специального образования
Минобразования России, ИКП РАО, ИПКиПРНО МО).
На региональном уровне:
1. Разработка модели комплектования классов компенсирующего обу
чения и классов коррекционно-развивающего обучения (в т.ч. психоло
го-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений
и межшкольными психолого-медико-педагогическими консилиумами,
создаваемыми при строгом соответствии требованиям утвержденного
приказом Минобразования России Положения о ПМПК)'.
2. Объединение усилий и создание условий для согласованности дей
ствий различных ведомств, структур и организаций субъекта Федера
ции, решающих проблемы компенсирующего и коррекционно-развива-
ющего образования (органов управления образованием, образователь
ных учреждений, ПМПК, ПМС-центров, центров реабилитации и со
циальной помощи, учебно-методических центров, институтов повыше
ния квалификации работников образования, факультетов специальной
педагогики и психологии педагогических вузов).
3. Проектирование развивающей среды с учетом специфики школы,
района, города и региона в целом.
4. Мониторинг образовательной ситуации в субъекте Федерации и
анализ эффективности деятельности новых моделей компенсирующего
и ко рр е к цион но-развивающего образования.
5. Мониторинг системы лечебно-оздоровительной и проф ^тактичес
кой работы в условиях образовательных учреждений.
6. Консолидация сил специалистов в сфере разливающего, коррекци-
он но -развивающего и компенсирующего обучения и реабилитации де
тей и подростков.
7. Формирование единого информационного поля сторонников раз-
виваюшего, компенсирующего, коррекционно-развивающет образова
ния и реабилитационной педагогики в регионе (посредством «круглых
столов», научно-практических конференций, дополнительного образо
вания обучающихся, работы с их семьями, со студентами-вол он те рам и,
через средства массовой информации и др.).
8. Разработка оптимальных технологий подготовки, переподготовки и
повышения квалификации специалистов компенсирующего и коррек-
ционно-развивающего образования в парадигме личностно-профессионального роста. Включение системы дополнительного профессионального образования в подготовку кадров для специального, коррекцион-но-развивающего и компенсирующего образования. Организация специализации студентов факультетов специальной педагогики и психологии педагогических вузов по проблемам компенсирующего и коррекци-он но-развивающего обучения.
9. Разработка оптимальных технологий подготовки, переподготовки и
повышения квалификации специалистов ПМПК, ПМС-центров, цент
ров реабилитации и социальной помощи, учебно-методических центров
в парадигме личностно-профессионального роста.
10. Организация непрерывного профессионального образования пе
дагогов, психологов, логопедов, специальных педагогов, медицинских
работников и методистов (через систему повышения квалификации,
постоянно действующие семинары, «школы мастерства», консультации
и т.п.).
Министерство образования Российской Федерации при организации классов компенсирующего обучения и классов коррекционно-развивающего обучения рекомендует использовать Концепцию коррекционно-развиваюшего обучения и Типовое положение о классах коррекционно-развиваюшего обучения г. Москвы, разработанные Московским комитетом образования совместно с Институтом коррекционной педагогики РАО*.
Классы коррекционно-развивающего обучения являются новой формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.
Классы коррекционно-развивающего обучения сохраняют непрерывность реабилитационного пространства на основе интеграции дошкольных, школьных, внешкольных учреждений, УПК, ПТУ.
Классы коррекционно-развивающего обучения могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, располагающих специально подготовленными для данной работы кадрами, необходимым научно-методическим обеспечением, соответствующей материальной базой для организации учебного процесса и лечебно-профилактической помоши данной категории детей и подростков.
Классы коррекционно-развивающего обучения открываются приказом директора школы на основании заключения на каждого ребенка психолого-медико-педагогического консилиума школы, психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) муниципалитета, округа о необходимости данного типа обучения.
Дети, поступающие в школу из коррекционно-развивающих групп для детей с ЗПР дошкольных учреждений, зачисляются в классы кор-рекционно-развиваюшего обучения без дополнительного обследования на основании ранее существующего медико-педагогического заключения.
Зачисление в указанные классы производится только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) на основании заявления.
В необходимых случаях.
* См. приложение.
Коррекционно-развивающий процесс регламентируется Типовым базисным учебным планом образовательного учреждения с классами коррекционно-развивающего обучения, утвержденными для них программами Министерством образования Российской Федерации (Программы специальных (коррекшгонных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе: начальные классы. — М.: Просвещение. — 1996 г.), на основной ступени —программами для общеобразовательных школ, адаптированными к особенностям психофизического развития ребенка и согласованными с методическими службами.
Анализ эффективности работы и перспектив развития классов КРО и общеобразовательных школах г. Москвы в 1995 — 2000 гг. показывает, что Концепция коррекционно-развивающего обучения и Положение о классах коррекшюнно-развивающего обучения, разработанные Московским комитетом образования и Институтом коррекционной педагогики РАО, позволяют сохранить непрерывность образовательного и реабилитационного пространства благодаря направленности на раннюю диагностику, коррекцию и комплексный подход, путем организации взаимодействия образовательных учреждений и Центров психолого-педагогической поддержки, обеспечивающих диагностику и консультирование родителей и педагогов.
Е.Е. Чепурных |
Заместитель министра
Приложение
Типовое положение
о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Классы коррекционно-развивающего обучения создаются в общеобра
зовательных учреждениях в соответствии с концепцией коррекционно-развива
ющего обучения, утвержденной коллегией Министерства образования РФ, ру
ководствуются в своей деятельности Законом Российской Федерации «Об об
разовании» и настоящим Типовым положением.
1.2. Классы коррекционно-развивающего обучения являются новой формой
дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной
активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.
1.3. Классы коррекционно-развивающего обучения сохраняют непрерывность
реабилитационного пространства на основе интеграции дошкольных, школьных,
внешкольных учреждений, УПК, ПТУ.
1.4. Деятельность классов коррекционно-развивающего обучения строится в
соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обес
печивает адаптивность и вариативность системы образования.
1.5. Цель организации указанных классов — создание в общеобразователь
ных учреждениях целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагоги
ческие условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возраст
ными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматичес
кого и нервно-психического здоровья. В данной системе строго определяются и
логически взаимодействуют диагностике-консультативное, коррекционно-развива-ющее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности.
Система работы в классах коррекционно-рээвивающего обучения направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.
Целенаправленная работа по формированию общих способностей к учению, коррекции индивидуальных недостатков развития, а также лечебно-профилактическая работа должна обеспечить выполнение детьми с трудностями в обучении Федерального образовательного стандарта требований к знаниям и умениям обучающихся.
Важнейшей задачей является охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей указанной категории, а также их социально-трудовая адаптация.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮШЕГО ОБУЧЕНИЯ
11.1. Классы коррекционно-развивающего обучения могут быть организова
ны во всех видах общеобразовательных учреждений, располагающих специально
подготовленными для данной работы кадрами, необходимым научно-методи
ческим обеспечением, соответствующей материальной базой для организации
учебного процесса и лечебно-профилактической помощи данной категории де
тей и подростков.
11.2. Классы коррекционно-развивающего обучения открываются приказом
директора школы на основании заключения на каждого ребенка психолого-меди
ко-педагогического консилиума школы, психолого-медико-педагогической консуль
тации (ПМПК) муниципалитета, округа о необходимости данного типа обучения.
Дети, поступающие в школу из коррекционно-развивэющих групп дошкольных учреждений, зачисляются в классы коррекционно-развивающего обучения без дополнительного обследования на основании ранее существующего медико-педагогического заключения.
Зачисление в указанные классы производится только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) на основании заявления.
11.3. Классы коррекционно-развивающего обучения открываются преимуще
ственно на ступени начального общего образования в начале первого или второ
го года обучения и функционируют до IX класса включительно. На ступени основ
ного общего образования классы коррекционно-развивающего обучения могут
быть открыты в дневных школах не позднее V-VI, а в вечерних — VII классов.
11.4. Обучение в коррекционно-развивающих классах первой ступени про
должается 3-5 лет, в зависимости от потенциальных возможностей развития и
успешности обучения ребенка. Продление сроков обучения возможно только по
заключению психолого-медико-педагогической консультации или медико-педа
гогической комиссии индивидуально на каждого обучающегося.
Н.5. В классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально волевой сферы по типу психофизического
инфантилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка).
Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов— восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.
Приему в указанные классы не подлежат дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма).
11.6. При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной
программы по решению психопого-медико-педагогического консилиума обуча
ющиеся коррекционно-развивающих классов могут быть переведены в обыч
ные классы с согласия самих обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих).
11.7. Обучающиеся, проявляющие особые склонности и способности к от
дельным учебным дисциплинам, могут посещать уроки в общеобразователь
ном классе, а также факультативные занятия.
11.8. Наполняемость классов коррекционно-развивающего обучения 9-12
человек.
Н.Э. Распорядок дня для обучающихся в указанных классах устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся. Целесообразна работа этих классов в первую смену по режиму продленного дня с организацией дневного сна (до III класса включительно), трехразового литания, необходимых оздоровительных мероприятий.
Детям И подросткам со сниженной работоспособностью при наличии выраженных невротических расстройств, аффективном поведении организуется индивидуальный щадящий режим (снижение объема заданий, дополнительный день отдыха в течение недели) и обязательная лечебная психотерапевтическая помощь (специалисты могут привлекаться по договору).
Для обучающихся в коррекционно-развивающих классах I ступени вводится дополнительное каникулярное время в феврале месяце продолжительностью в 7 календарных дней,
11.10. Для организации и проведения специалистами различных профилей
комплексного изучения детей, испытывающих трудности в обучении и адапта
ции к школьной жизни, в общеобразовательном учреждении приказом директо
ра может создаваться психолого-медико-педагогический консилиум. В его со
став входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, опытные
учителя, работающие с этой категорией детей, детский психиатр, дефектолог,
учитель-логопед, психолог. Специалисты, не работающие в данном учрежде
нии, привлекаются для работы в консилиуме по договору,
11.11. В задачи консилиума входят:
• изучение личности ребенка, выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи;
• выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций
учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в про
цессе обучения и воспитания;
• выбор оптимальной для развития ученика учебной программы и типа шко
лы при отсутствии положительной динамики в обучении (в течение одного года
пребывания ученика в указанном классе);
• определение путей интеграции детей в соответствующие классы, работа
ющие по основным образовательным программам, при положительной дина
мике и компенсации недостатков развития;
• профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок,
эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий;
• подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья обу
чаемого для представления в психолого-медико-педагогическую консультацию.
11.12. При отсутствии в школах указанного консилиума его функции могут выполнять психологические службы округа (муниципалитета), реабилитационные центры (компенсцентры) для детей и подростков, психопого-медико-педа-гогическиеконсультации.
111. ОРГАНИЗАЦИЯ КО РРЕКЦ И ОН НО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
111.1. Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентиру
ется Типовым базисным планом образовательного учреждения с классами кор-
рекционно-раэвивающего обучения, утвержденными для них программами Ми
нистерства образования Российской Федерации, программами для массовых
классов, адаптированными к особенностям психофизического развития ребен
ка и согласованными с методическими службами.
Обучение организуется как по специальным учебникам для этих классов, так и учебникам массовых классов в зависимости от уровня развития обучающихся. Решение по этому вопросу принимает учитель,
111.2. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется
учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в
соответствии с государственным образовательным стандартом,
111.3. Основными задачи коррекционно-развивающего обучения являются:
• активизация познавательной деятельности учащихся;
• повышение уровня их умственного развития;
• нормализация учебной деятельности;
• коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
• социально-трудовая адаптация.
111.4. Для учащихся, не усваивающих учебную программу на уроке, организу
ются индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые имеют как
общеразвивающуЮ, так и предметную направленность. Для их проведения ис
пользуются часы школьного компонента, а также консультативные часы групп
продленного дня. Продолжительность таких занятий не превышает 30 мин, на
полняемость групп не превосходит 4—5 человек.
111.5. Для оказания логопедической помощи в штаты образовательного уч
реждения с классами коррекционно-развивающего обучения вводится должность
логопеда из расчета на группу с наполняемостью не менее 15-20 человек с на
рушениями речи.
111.6. Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопеди
ческую помощь на специально организуемых логопедических занятиях
индивидуально и группами из 4-6 человек, а также в подгруппах из 2-3 человек.
111.7. При проведении уроков трудового и профессионального обучения класс делится на 2 группы, начиная с V класса.
Ш.8. Содержание трудового и профессионального обучения определяется исходи из региональных, местных условий, состояния здоровья обучающихся и осуществляется на основе вариативных профилей труда, включая в себя подготовку для индивидуально-трудовой деятельности.
III.9. Вопрос о формах итоговой аттестации, ее организации решается Департаментом образования.
ШЛО. Выпускники девятого класса, успешно освоившие курс основной школы, получают документ установленного образца.
IV. КАДРОВОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
IV,!. В классах коррекционно-развивающего обучения работают учителя, воспитатели и специалисты, имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специальную подготовку.
IV.2. Для организации самоподготовки обучающихся в режиме продленного дня одновременно с воспитателями привлекаются учителя-предметники. Целесообразность такой работы, ее форма и продолжительность определяются психолого-медико-педагогическим консилиумом.
IV.3. В необходимом случае для работы с обучающимися классов коррекционно-развивающего обучения привлекаются специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении, по договору (врач-психоневролог и другие специалисты).
IV.4. При наличии в школе более трех классов такого типа может рассматриваться вопрос о введении в штатное расписание образовательных учреждений дополнительно ставки специалистов: педагога-психолога, социального педагога, дефектопога и др.
IV.5. Классным руководителям классов коррекционно-развивающего обучения производится доплата за классное руководство в полном обьеме.
IV.6. Педагогическим работникам, специалистам классов коррекционно-развивающего обучения устанавливается надбавка в 20% к ставкам заработной платы и должностным окладам. Руководителям школ при наличии более 3-х классов, создавшим необходимые условия для их функционирования, может быть установлен 15-процентный размер надбавки.
IV.7. Для работы данных классов оборудуются помещения, приспособленные для занятий, отдыха, дневного сна, физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы.
Рекомендации по отбору детей в классы коррекционно- развивающего обучения
В классы коррекиионно-развивающего обучения принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослаб-
ленность, цсребрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка).
Основным медицинским показанием к отбору детей в классы коррекиионно-развивающего обучения является диагноз задержки психического развития конституционального, соматогенного, психогенного или церебрально-органического происхождения, включающий как различные варианты синдрома психического инфантилизма (гармонический, дисгармонический, органический), так и нейродинамические и энцефалопати-ческие расстройства, недостаточность отдельных корковых функций.
Приему в указанные классы подлежат дети с нарушением работоспособности, повышенной истощаемостью по типу стойкого астенического синдрома как в рамках соматогенной задержки психического развития, так и вследствие:
астенических состояний при хронических заболеваниях внутренних органов, аллергических заболеваниях, склонности к частым респираторным заболеваниям, хронических тонзиллитах и других заболеваниях;
астено-невротических состояний соматогенной и церебрально-органической природы (нарушения сна, аппетита, вегетососудистая дисто-ния), синдрома истинной невропатии;
невротических и неврозоподобных состояний (страхи, тики, легкое заикание, не требующие обучения в речевой школе, ночной энурез);
церебрастенических состояний (компенсированная и суб ком пеней ро-еанная гидроцефалия, иеребро-эндокринные состояния, посттравматическая церебрастения) без грубых нарушений интеллектуального развития.
Показанием для обучения в данных классах являются нарушения учебной деятельности (негрубыс расстройства школьного поведения, учебной мотивации и др.) в рамках задержки психического развития психогенного происхождения, а также при:
патологическом формировании личности по типу аффективной возбудимости, психастении, неустойчивости, истероидности, дисгармонического инфантилизма;
педагогической запущенности детей, обусловленной воспитанием в неблагоприятной микросоциальной среде;
некоторых психических заболеваниях в стадии ремиссии (шизофрения, эпилепсия) без явлений деменции и выраженных расстройств поведения.
В классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, страдающие негрубой церебральной патологией в виде задержки психического развития церебрально-органического генеза, а также остаточных явлений рез и дуально-орган и чес ко го поражения головного мозга в рамках ММД, ведущих к стойким трудностям в усвоении учебного материала; легкими проявлениями речевых и двигательных нарушений це-ребрально-органической природы, не требующих обучения а специальных учреждениях; проявлениями гипердинамического синдрома.
Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-по-знавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов — восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостат-
ками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, информированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.
Не подлежат приему в указанные классы дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (умственная отсталость, эпилептическая или шизофреническая деменцня, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма). Дети, страдающие различными видами слабоумия, значительным снижением зрения, слуха, выраженными нарушениями речи, двигательной сферы, выраженными проявлениями синдрома раннего детского аутизма, могут быть направлены в специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера. Нежелательно направление в данные классы детей с выраженными психопатоподобными расстройствами (стойкой выраженной аффективной возбудимостью, значительной расторможен ностью и агрессивностью, нарушением влечений), судорожными пароксизмами, дневными энурезом и энкопрезом. В этих случаях показано обучение ребенка на дому при динамическом наблюдении психоневрологом, обеспечивающим медикаментозную коррекцию.
Учебный план
для классов коррекций и но-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы 1997/98 уч. год
Компоненты БУП | Количество часов в неделю, по классам | ||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | |
Базовый компонент | |||||||||
Школьный компонент | 5 | ||||||||
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося | |||||||||
Итого часов к финансированию |
Учебный план для классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательных учреждений построен с учетом программных, методических и дидактических разработок Института коррекционной педагогики для фронтальной работы учащихся этих классов, а также с учетом необходимости осуществления допрофесеиональной подготовки детей, имеющих трудности в обучении, что отражено в региональном «Положении о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы». Часы базового компонента в параллели VII—V1I1 классов превышают на 1 час объем максимальной обязательной учебной нагрузки. Перегрузки учащихся VTI—VIII классов можно избежать, либо интегрируя отдельные предметы, либо перенеся 1 час допрофесеиональной подготовки на вторую половину дня, с учетом возможностей учреждения.
По данному плану могут обучаться дети как седьмого, так и восьмого года жизни, обнаружившие на момент приема в школу недостаточную
функциональную готовность к обучению или испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации.
В нем учитываются специфические трудности детей в обучении русскому языку, в связи с чем предусмотрено в базовом компоненте увеличение числа часов на русский язык и литературу с V по VII класс по сравнению с региональным базисным планом. В начальных классах введен специально разработанный интегрированный курс «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», позволяющий на доступном ребенку материале вести работу по обогащению знаниями и представлениями об окружающей действительности, по обогащению словарного запаса, развитию монологической речи. Содержание обучения по данному курсу включает работу по коррекции зрительного восприятия, памяти, мыслительных процессов учащихся, формированию обшеинтеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, группировки, классификации). Одновременно предполагается, что развитием культуры речи учителя будут заниматься на каждом уроке.
При изучении математики в начальной школе может быть использован как традиционный курс, так и курс «Математика и конструирование», если в школе есть для этого необходимые условия (учебники, методические пособия и подготовленные учителя).
Учитывая, что основной целью обучения является активизация познавательной деятельности, коррекция эмоционально-личностной сферы, пристальное внимание должно быть уделено изобразительному искусству, музыке, ритмике. Школа, исходя из своих возможностей, сама решает вопрос о распределении часов на указанные дисциплины. При этом нужно в обязательном порядке сохранить их перечень.
Предлагаемый учебный план предусматривает от 3 до 5 часов школьного компонента, который в этих классах должен использоваться на групповые (не более 3 человек) и индивидуальные занятия (не более 30 минут). Не допускается введение школьного компонента на проведение новых курсов для всего класса и перераспределение этих часов между параллелями.
Данный план является типовым, поэтому школа может выбрать и один из четырех вариантов базисного плана первой ступени.
Базисный учебный план с классами коррекционно-развивающего обучения предусматривает использование программно-методических материалов, разработанных Институтом коррекционной педагогики РАО, и направлен на активное обновление содержания образования, повышение его уровня, создания стандарта требований к знаниям учащихся, выделение обязательного базового и вариативного школьного компонентов.
Выбор варианта учебного плана зависит от специфики комплектования класса,
1-й вариант' предназначен для комплектования детьми, приступившими к обучению в 7-летнем возрасте в условиях массовой школы,
1 Приведен в соотвегстпии с Базисным учебным планом обшеобразовательных учреждений РФ, утвержден МО РФ (см.; Программы специальных (коррек-ционных) образовательных учреждений и классов коррекц и о и но-развивающего обучения. — М.: Просвещение. — 1996).
не усвоившими знания и умении в объеме требований программы I класса, хотя им оказывалась необходимая помощь специалистами школы, и переведенными в связи с этим в систему коррекционно-развивающего обучения во II класс.
Этот вариант комплектования в настоящее время шире других распространен в стране, благодаря его демократическим и гуманистическим исходным позициям.
Отставание в формировании школьно-значимых навыков и умений наиболее ярко проявляется у детей на этапе систематического их обучения, легче и правильнее диагностируется. Отставание в развитии детей становится понятным и учителям, и родителям, что побуждает их оказывать детям необходимую помощь.
Учебный план 1-го варианта обучения рассчитан на три учебных года (2, 3, 4). Школьный компонент составляет 3—4 часа в неделю во втором, третьем и четвертом классах.
Примерный учебный план классов коррекционно-развивающего обучения (1-й вариант)1
Учебные предметы | Количество уроков в неделю, по классам | ||
II | III | IV | |
Русский язык как государственный2 | |||
Литература | |||
Окружающий мир (ознакомление с окружающим миром и развитие речи)3 | V | — | |
Прир од о веде н ие | — | ||
Введение в историю | — | — | |
Изобразительное искусство | |||
Музыка | |||
Физкультура | |||
Математика (математика и конструирование) | |||
Технология (трудовое обучение) | |||
Обязательные занятия по выбору, факультативные, групповые и индивидуальные занятия обшеразвива-ющей и предметной направленности, из НИХритмика | |||
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося |
1 Учебный план рассчитан на 6-дневную учебную неделю или на 5-дневную с 6-м развивающим днем.
! На русский язык и литературу отводится 8 часов.
J Предмет "Окружающий мир» проводится во II классе по 2 часа п неделю, 1 час дополнительно берется на развитие речи из 9 часов русского языка, отведенных Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ (только во II классе).
' Окружающий мир в III классе (1 час) вводится за счет одного часа «Введение в историю*.
2-й вариант предназначен для комплектования детьми, приступившими к обучению в массовой школе в 6-летнем возрасте и не усвоившими программу, а также для 7-летних детей, ранее не обучавшихся, но обнаруживших низкий уровень готовности к школьному обучению.
Преимуществом этого варианта комплектования является то, что дети оказываются диагностированы в более раннем, по сравнению с первым вариантом, возрасте и направлены своевременно в систему кор-ре к ц ион но-развивающего обучения. Адекватные их особенностям условия обучения позволяют избегать (или свести к минимуму) негативное воздействие на формирование личности ребенка стойких неуспехов в учении.
Примерный учебный план классов коррекцио и но -развивающего обучения
(2-й вариант)
Учебные предметы | Количество уроков в неделю, по классам | |||
I | II | III | IV | |
Предельно допустимая нагрузка школьника | ||||
Базовый компонент учебного плана | ||||
Русский язык как государственный | ||||
Язык и литература, родной язык (письмо и чтение) | ||||
Ознакомление с окружаюиотм миром и развитие речи | ||||
Изобразительное искусство | I | |||
Музыка и пение | ||||
Музыка и движение (ритмика) | ||||
Физкультура | 2 | |||
Математика (математика и конструирование) | ||||
Технология (ручной Труд, конструирование, моделирование, лепка, народные промыслы и др.) | ||||
Всего | ||||
Школьный компонент: коррекци он но-развивающие групповые и индивидуальные занятия общей и предметной направленности | ||||
Максимальная нагрузка учагцихся |
3-й вариант предназначен для детей 6,5 лет, у которых обнаруживается неготовность к школьному обучению. В школе или в детском саду могут открываться «диагностические* коррекционно-развивающие классы (I и II), основной задачей которых является повышение уровня общего развития детей, подготовка к усвоению базисных учебных дисциплин (родного языка, математики, ознакомления с окружающим
миром и развитие речи), коррекция индивидуальных недостатков психофизического развития.
После Одпого-двух лет обучения дети могут перейти на традиционную систему обучения при успешном освоении программы — тем самым сохраняется обучение в нормативные сроки («год в год»).
При отсутствии положительной динамики дети продолжают обучение по первому (или второму) варианту комплектования.
Примерный учебный план классов ко ррекци он и о-развивающего обучения (3-й вариант)
Учебные предметы | Количество уроков в неделю, по классам | |
II | ||
Русскийязык как государственный | ||
Литература | ||
Окружающий мир (ознакомление с окружающиммиром и развитие речи) | V | 21 |
Природоведение | — | — |
Изобразительное искусство | ||
Музыка | ||
Физкультура | ||
Природоведение | — | — |
Изобразительное искусство | ||
Музыка | ||
Физкультура | ||
Математика (математика и конструирование) | ||
Технология (трудовое обучение, лепка, конструирование, моделирование, народные промыслы и др.) | ||
Обязательные занятия по выбору, факультативные, групповые и индивидуальныезанятия общеразвивающей и предметной направленности, из них ритмика' | ||
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося |
1 Предмет «Окружающий мир» проводится во 11 классе по 2 часа в неделю,
I час дополнительно берется на развитие речи из 9 часов русского языка, отведен
ных Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ (только
во II классе).
2 Ритмика проводится за счет использования часов вариативной части Базис
ного плана.
4-й вариант предназначен для детей, посещающих комплекс «Детский сад-школа*. Обучение и воспитание детей по этому варианту рассчитано на 10—12 лет и состоит из трех ступеней.
0 — коррекционно-развивающие группы для детей с ЗПР в детском
саду массового типа для детей 5—6 лет с наполняемостью до!0 человек;
группы кратковременного пребывания;
1 — начальная школа, обеспечивающая полноценное усвоение ос
новных базисных предметов и коррекцию индивидуальных недостат
ков психофизического развития учашихся младшего школьного воз
раста;
II — основная школа включает V—IX классы.
Воспитание и обучение детей на нулевой ступени призвано обеспечить (главную адаптацию детей к обучению в школе, повысить уровень их общего развития, необходимого для полноценной учебной деятельности в начальной школе, реализовать преемственность дошкольного и школьного обучения.
Отбор предметов и включение их в образовательные области Базисного учебного плана осуществлен с учетом возможностей коррекции тех или иных познавательных процессов, не формирующихся у детей к началу школьного обучения в традиционных условиях воспитания в дошкольных учреждениях массового типа.
Первые два года, направленные на развитие 5—6-летнего ребенка и коррекцию его индивидуальных негативных особенностей, он находится в условиях детского сада. Если в первый и второй годы коррекционно-развивающие занятия проводит в первую половину дня педагог-дефек-толог (а все другие — воспитатель во второй половине дня), то на третий год (I класс начальной ступени школы) учебный процесс организует учитель массовой школы. Это позволяет осуществлять преемственность между педагогом-дефектологом и учителем начальных классов, который затем на следующий год со своим классом переходит в школу, составляющую единый комплекс с детским садом.
План рассчитан на пятидневную учебную неделю с развивающим днем (продолжительность занятий — 25 минут, урока — 40 минут).
Важной особенностью учебного плана в V—IX классах является выделение 4—5 часов на коррекционную индивидуальную и групповую работу с учащимися, допускается наполняемость групп до 5 — 6 человек на занятие длительностью 30 — 35 минут.
Важное значение для социальной адаптации, нормализации учебной деятельности учащихся имеют уроки технологии, которые не могут в начальной школе заменяться другими дисциплинами. В старших классах предусматриваются по 4 — 5 часов для организации углубленной профессиональной подготовки школьников.
Примерный вариант учебного плана трудового обучения предназначен для изучения программы трудового обучения в V —IX классах КРО, которая представляет собой часть содержания образовательной области «Технология», включенной в базисный учебный план общеобразовательных учебных учреждений России.
Основной целью трудового обучения является формирование личности, ориентированной на труд в новых экономических условиях; изучение общих осноа технологической деятельности и направлений ее совершенствования.
Тематический план трудового обучения в V—IX классах КРО
№ п/п | Разделы (р) и темы (т) | Количество часов | |||||||||
Укл. | VI кл. | VII кл. | VIII кл. | IX кл. | |||||||
Р | т | Р | т | Р | Р | т | Р | т | |||
Введение.Организация рабочего места и техника безопасности | 2 | ||||||||||
Основы материаловедения | — | ||||||||||
2.1 | Машиностроительные материалы | — | |||||||||
2.2 | Строение и свойства древесины | - | - | ||||||||
Основы технологии ручной обработки древесины | — | — | |||||||||
3,1 | Изготовление изделий из древесины (пиломатериалов) | — | |||||||||
3,2 | Изготовление изделий из древесины (фанера или ДСП) | — | — | — | - | ||||||
Основы технологии механической обработки древесины | — | — | — | ||||||||
4.1 | Работа на токарном станке по дереву
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Сейчас читают про:
|