Диагностика систем управления

Цель диагностики системы управления: выявить резервы и пути повышения эффективности работы системы управления компанией.

Задачи диагностики системы управления:

- выявить резервы сокращения постоянных и переменных затрат;

- выявить резервы повышения рентабельности компании;

- выявить резервы повышения производительности труда и оборудования;

- выявить "узкие места", тормозящие развитие компании;

- выявить причинно-следственные связи, порождающие проблемы предприятия

- разработать организационные, технические, информационные и технологические предложения с целью обеспечения реализации как краткосрочных, так и долгосрочных планов.

Что изучается в ходе диагностики?

Административно-функциональная структура и иерархия. Структура управления, формальное и неформальное лидерство.

Преобладающие в организации нормы и ценности. Система формализованных и неформальных правил и запретов, применяемые технологии принятия решений, планирования и контроля.

Согласованность действий подразделений и сотрудников.

Поощряемые потребности и установки сотрудников, поведенческие стереотипы и стандарты.

Уровень регламентации и четкости формализованных процедур управления (документационного обеспечения управления).

Внутренняя и внешняя символика организации, корпоративные традиции и ритуалы.

Взаимосвязи различных управленческих проблем, существующих в организации

Диагностика может быть комплексной и включать все составляющие системы управления:

1. Бизнес-процессы и оргструктура.

Оценка качества управленческих и производственных взаимосвязей на предприятии. Результат - выводы о том, насколько деятельность персонала упорядочена и подчинена единой стратегии.

2. Персонал.

Количественная оценка управленческих способностей руководителей и специалистов. Результат - выявление соответствия способностей работников характеру выполняемой ими деятельности и того, насколько последовательно осуществляется подбор и расстановка управленцев.

3. Система мотивации.

Оценка проработанности и действенности материальной и нематериальной составляющих системы мотивации. Результат - выводы о том, насколько последовательно строится система мотивации по отношению к каждому работнику, учитываются ли его способности и принцип относительности управления, а также насколько регулярно применяется система мотивации.

30 Управление качеством.

Качество продукции – это совокупность свойств, обуславливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей (качество молока проявляется в уровне содержания жира, молочного белка).

Качество труда – это совокупность свойств трудовой деят-ти, непосредственно зависящих от работника и обусловливающих соответствие этого процесса определенным требованиям.

Управление качеством продукции достигается путем планирования его повышения, контроля за соответствием показателей установленным требованиям, регулирование процесса его формирования от изменяющихся условий и факторов. Оно необходимо на всех стадиях производственного процесса – при планировании, пр-ве, хранении и реализации продукции. Для его осуществления необходима комплексная система, представляющая собой совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на повышение качества продукции наиболее экономичным путем.

Функции управления качеством подразделяются на – планирование, организация, мотивация, регулирование, анализ и контроль и специальные – на основе разделов международной системы стандартов. Можно выделить следующие специальные функции управления качеством продукции:

-изучение рынков сбыта и требований потребителей к качеству, единовременных затрат на приобретение и цен потребления продукции

-определение положения предприятия на рынке и целей, связанных с данной продукцией

-прогнозирование спроса, технического уровня, качества, единовременных затрат на приобретение и цен потребления продукции

-проектирование и разработка требований к технико-экономическому уровню качества продукции

-разработка новых видов продукции и внедрение их в производство

-реклама продукции

-оценка поставщиков сырья, материалов и т.д.

-технологическое обеспечение

-совершенствование организации труда и пр-ва

-материально – техническое обеспечение

-метрологическое обеспечение

-нормативное обеспечение

-документационное обеспечение

-информационно обеспечение

-организация специальной подготовки и обучения кадров по повышению качества и конкурентоспособности продукции

-аттестация работников и качества работ

-отбор и расстановка кадров

-правовое обеспечение управления качеством продукции

-обеспечение утилизации продукции после ее эксплуатации.

Среди методов управления качеством есть общие – экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические и специальные – стандартизация, сертификация, квалиметрия и т.д.

Стандарты – это граница качества, за пределами которых продукция считается некондиционной. В соответствии с ними продукция делится по качеству на категории, классы, сорта. Они служат гарантией необходимого уровня качества сырья, машин, оборудования, удобрений, семян, материалов для сельского хозяйства, точного выполнения технологических процессов.

Существуют гос. стандарты – ГОСТы, отраслевые стандарты – ОСТы, а также технические условия – ТУ – на продукцию. В отраслях АПК используются стандарты предприятия – СТП.

Сертификация это документ, подтверждающий соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Она появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию.

В зависимости от заинтересованности сторон можно выделить национальную, региональную и международную системы сертификации; в зависимости от правового статуса – обязательную и добровольную; в зависимости от участия сторонних организаций в исполнении процедуры сертификации – самостоятельную и третьей стороной. В РФ уполномоченным органом в области сертификации является Госстандарт России. Характер и порядок проведения сертификации регулируются действующим законодательством, системой ГОСТов и нормативными актами субъектов РФ, других стран.

Квалиметрия область науки, исследующая количественные методы оценки качества различных объектов. Основными её задачами являются:

-обоснование показателей качества

-разработка методов определения качества объектов и их оптимизация

-оптимизация типоразмеров и параметрических рядов продукции

-разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования.

Объектами квалиметрии могут быть любые, к которым применимо понятие качества.

Показатели качества продукции – это количественная харак-ка одного или нескольких ее свойств. В зависимости от набора свойств выделяют единичные и комплексные показатели; в зависимости от характера свойств – показатели технического эффекта (назначения), надежности, эстетические, экологические, безопасности. Выбор показателей качества обуславливается назначением и областью применения разрабатываемой продукции, при этом должен учитываться уже существующий опыт создания и применения подобной продукции. На международном уровне качества решает Международная организация по стандартам (ИСО).

С введением с 01.07.03года закона “Об техническом регулировании” будет пересмотрена сфера обязательных и добровольных нормативных документов, а также процедура подтверждения соот-вия (приблизительно термин сертификация). В стране будет введены:

1. обязательные документы - Технические Регламенты (вместо ГОСТов). Суть их:

*принимаются в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан, физ. лиц и юр. лиц, государства

*охраны окр. среды, жизни и здоровья животных и растений

*предупреждения действий вводящих в заблуждение потребителя.

2. Добровольные документы - Стандарт или договор между предприятиями и организациями. Суть их:

*повысить уровень безопасности жизни и здоровья граждан, имущества

*обеспечить НТП

*повысить конкурентоспособность (продукт, услуг)

*рационально использовать ресурсы

*обеспечить техническую и информационную совместимость и сопоставление результатов исследования

*обеспечить взаимозаменяемость продукции

Стандарт – документ, в котором, в целях добровольного, многократного использования устанавливаются правила и характеристики всех процессов производства, хранения, перевозки, эксплуатации и утилизации, реализации продуктов, выполнения работ и оказание услуг.

Среди стандартов будет только два вида: национальный, предприятия.

Технические регламенты будут:

-общие

-специальные

В области подтверждения соответствия в обязательной части будут выдаваться сертификаты соответствия и приниматься декларации о соответствии. Оба этих документа будут выдаваться на основании подтверждения чего-либо (продукция, услуга) требованиям технических регламентов. Добровольное подтверждение соответствия будет заключаться в выдаче добровольного сертификата соответствия (на основании требований стандартов, договоров и технических регламентов).

Закон будет вводиться постепенно до 2010 года. По окончании этого срока д.б. приняты все необходимые технические регламенты. Обязательные требования к продукции, в отношении которой на будут приняты технические регламенты прекращают свое действие. Технические регламенты будут разрабатываться на основе существующих. На данный момент документы, действующие в стране, с вступлением данного закона обязательны только в тех требованиях, кот. указывает закон о техническом регулировании. Все документы соответствия, выданные до этого закона действительны до истечения срока, указанного в них. Со дня вступления закона обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции, выпущенной в обращение на территории России. Закон не догма, он м. пересматриваться и изменяться.

В настоящее время в мировой практике действуют 2 основные системы управления качеством:

*менеджмент качества (стандарты ИСО 9000-9004)

*система качества на основании принципов ХАССП, применяемая в пищевой промышленности, т.к. устанавливает требования к качеству и безопасности.

В с/х возможно только частично применить элементы этих систем управления качеством, взяв из них следующие шаги:

*осуществить системный контроль за закупкой сырья для пр-ва продуктов животноводства

*управление продукцией, поставляемой потребителю

*контроль движения сырья и продукции по всем стадиям производственного цикла

*на каждый технологический процесс д.б. документ и его требования д.б. освоены к применению – это управление процессами

*необходимо отработать систему корректирующих и предупреждающих действий на непредвиденные ситуации

*д.б. отработана система подготовки и переподготовки кадров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: