– Теперь я определю, кто из вас внимательный.
– Я зачитаю пары слов, среди которых есть разные части речи. Вы должны записать только глаголы в неопределенной форме.
Один ученик работает на переносной доске.
– Ходит, ходить; кость, косить; крыть, кроют; носят, носить; стереть, стирают; плеть, плести; ногти, нести; лошадь, держать; медь, петь; стричь, стеречь.
На доске:
ходить, косить, крыть, носить, стереть, плести, нести, держать, петь, стричь, стеречь
Взаимопроверка тетрадей.
– Давайте проверим работу на доске. У кого есть вопросы или замечания? Высказывания детей.
– Кто же из вас оказался очень внимательным и выполнил всю работу без ошибок?
– Кто из вас допустил 1 ошибку? 2 ошибки? Сами оцените свои работы.
– Остальным нужно быть внимательными и правильно ставить вопрос к словам.
VIII. Знакомство с новым материалом (продолжение)
– Посмотрите, пожалуйста в словарики. Найдите в них существительные.
– В каком падеже, числе они стоят? (В именительном падеже, ед. числе)
– Как мы называем эту форму у имён существительных? (Начальной формой)
– А теперь найдите имена прилагательные. В каком падеже, числе они стоят? (В именительном падеже, ед. числе)
– Как мы называем эту форму у имён прилагательных? (Начальной формой)
– Найдите глагол. В какой форме? (В неопределенной форме.)
– Сделайте вывод: какая же форма для глагола является начальной?
– Работа по учебнику
– Переходим к следующему заданию. Я буду читать объяснение лексического значения слова. Вы должны догадаться, о чем идет речь, и записать глаголы в начальной форме.
Один ученик выполняет задание у доски.
– Создавать какое-нибудь сооружение. (строить)
– Относиться с уважением к кому-либо. (уважать)
– Придать чему-либо красивый вид, сделать нарядным. (нарядить)
– Беречь, содержать в ценности. (хранить, сохранять)
– Проверим, что у вас получилось.
– Можно ли у этих глаголов определить форму времени, число? (Нет, это глагол в неопределенной форме.)
– Какие орфограммы встретили?
– Теперь вы будете образовывать глаголы в начальную форму. Я вам предлагаю имена существительные, вы должны записать однокоренные глаголы в начальной форме.
На доске:
любовь, отношение, жизнь, ход, сбор, гордость, чистота, приезд, слава, дружба, радость, удивление
– Что у вас получилось? (Любить, относиться, жить, ходить, собирать, гордиться, чистить, приезжать, славиться, дружить, радоваться, удивляться.)
– Подчеркните сочетание -ть, -ти, -чь в глаголах.
Дети выполняют задание.