Согласование слов в числе
Тема. Изменение слов по числам.
Цель. Упражнять учащихся в практическом использовании категории числа (без ее определения).
1. Логопед предлагает ученикам решить задачу:
«Две мамы купили своим детям четыре панамки. Первая мама купила белую панамку, вторая — голубые панамки. Сколько детей было у каждой мамы?»
— Как вы догадались, что у первой был один ребёнок, а у второй — трое?
— Белая панамка, значит, одна; остальные из четырёх — голубые панамки, значит, три.
2. Игры с мячом для тренировки в изменении словосочетаний по числам:
один - много
а) душистый ландыш —...
полное ведро — …
чистое стекло — …
дальний путь —...
мощный трактор —…
большое дупло —…
лесное озеро — …
острая пила —…
тонкий стебелёк —…
славное имя —…
старый кошелёк —…
ранняя весна—...
удалой молодец —…
много - один
б) сочные арбузы —...
острые когти —…
смелые воины —…
верные друзья — …
спелые орехи — …
дождевые облака — …
жёлтые листья —…
мелкие семена —…
|
|
мягкие стулья —…
новые игроки —…
крепкие вёсла — …
хищные зверьки —…
старые дворцы—...
3. Каждую пару предложений из левого столбца заменить одним — из правого.
Образец: Лена собирает грибы. Саша собирает грибы. Дети собирают грибы.
Земляника зреет. Малина зреет. | Дети умываются. |
Мальчик моет лицо. Девочка моет руки. | Сестры обедают. |
Лена ест салат. Маша ест суп. | Малыши раздеваются. |
Катя снимает варежки. Соня снимает пальто. | Ягоды зреют. |
4. Закончить предложения, изменяя слова по образцу.
Образец: Лодки плывут. - Лодка плывёт.
Ракеты летят. — Ракета... | Машины стоят. — Машина... |
Ветры гудят. — Ветер... | Сугробы растут. — Сугроб... |
Костры дымят. — Костер... | Комары пищат. — Комар... |
Сады цветут. — Сад... | Плащи висят. — Плащ... |
Толпы спешат — Толпа... | Телята мычат. — Телёнок... |
Синицы свистят. — Синица... |