1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
1.Проговаривание и употребление в самостоятельной речи
элементарных фраз (Вот нога. Тут Оля. Там Дима. Это ноги).
2. Формирование двусоставного предложения:
а) преобразование форм повелительного наклонения глаголов в форму изъявительного наклонения при демонстрации действий (Вова, иди! Вова идет);
б) выделение слов-предметов и слов-действий по вопросам: Кто это? Что делает?;
в) подбор действий к предмету: Вова идет (бежит, прыгает...);
г) составление простых нераспространенных предложений по демонстрации, по картине.
3. Формирование понятий «слово», «предложение»; графическая запись предложения из двух слов.
4. Формирование предложения из нескольких слов в последовательности:
а) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (винительный падеж существительного, подобный именительному): Ната моет руки;
б) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (винительный падеж существительного с окончанием -у): Коля надевает шапку,
в) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение (существительное в дательном падеже): Портниха шьет платье Оле;
|
|
г) подлежащее + сказуемое + косвенное дополнение (существительное в творительном падеже): Мальчик вытирается полотенцем;
д) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение (существительное в творительном падеже): Девочка намыливает руки мылом.
5. Графическая запись предложения из 3-4 слов.
6. Распространение предложений однородными членами:
а) подлежащими: Девочки и мальчики срывают яблоки;
б) сказуемыми: Девочка срывает яблоко и кладет в корзину,
в) дополнениями: Дети собирают огурцы и помидоры.
7. Обучение умению заканчивать предложение нужным по смыслу словом или словосочетанием.
8. Формирование конструкций с противительным союзом а при сравнении двух предметов: Помидор красный, а огурец зеленый.
2-й период (декабрь, январь, февраль, март)
1.Закрепление умения правильно строить предложения указанных в первом периоде типов (по демонстрации, по сюжетным картинкам, по ситуации, по предметным картинкам).
2. Обучение умению составлять предложения по опорным словам, данным в нужной форме.
3. Распространение предложений определениями.
4. Выделение из предложения слов-признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?
5. Составление предложений с различными предложными конструкциями с использованием вопросов где? куда? откуда?
6. Закрепление конструкций с союзами а, и при сравнении предметов: Снег белый, и мел белый, и заяц белый, а белка не белая.
7. Формирование предложений со словами «Сначала..,, а потом...».
|
|
3-й период (апрель, май, июнь)
1.Закрепление умения правильно строить предложения указанных в первом и втором периодах типов на более широком и сложном материале.
2. Распространение предложений словами-признаками действия (обстоятельствами), отвечающими на вопрос как?
3. Составление предложений по опорным словам, данным в начальной форме.
4. Составление предложений типа «подлежащее + сказуемое + инфинитив глагола + 1-2 косвенных падежа»: Оля хочет поймать бабочку сачком.
5. Формирование сложноподчиненного предложения с союзами потому что, чтобы.
6. Учить детей понимать интонацию, улавливать ее оттенки:
а) конец предложения;
б) вопрос;
в) восклицание.