Занятие 7: «ОСЕНЬ»

Цели: дать представление о выразительной и изобразительной роли слова в предложении (слово — признак предмета); развивать язы­ковое чутье, активизировать речь детей.

Задачи:

Л. Активизация словаря глаголов и прилагательных по теме. Уточнение значения слов: листопад, осенний.

Г. Выделение слов на вопросы: какой? какая? какие? Согласование их с существительными им. п. в числе.

П. Составление предложений типа: П + С и С + П. Графическая запись предложения. Распространение предложения определениями.

С. Добавление слов, словосочетаний в речевой игре. Заучивание загадки об осени.

Материал:

1.Натуральные листья с деревьев (разного цвета, формы и состояния).

2. Репродукции картин И.С. Остроухова «Осень», В. Серова «Погожая осень».

3. Текст загадки.

4. Текст для речевой подвижной игры.

5. Полоски зеленого цвета (20 х 3 см) для графической записи предложения (демонстрационные).

Приемы, упражнения:

1. Узнать тему занятия по прочитанному логопедом четверо­стишию:

Листопад, листопад,

Осыпается наш сад.

Листья с тополей летят,

Под ногами шелестят.

2. Беседа о признаках осени.

3. Составление предложений с использованием картин и наблю­дений детей.

Осень наступила. Осень пришла. Осень идет. Листья падают (опадают, осыпаются, летят). Листья шелестят (шумят, шуршат).

Побуждающий вопрос логопеда: «Как сказать по-другому?» или «Кто скажет по-другому?»

4. Дид. игра «Живые слова» (составление двусоставного пред­ложения П + С и перестановка его членов местами: С + П).

5. Графическая запись аналогичных предложений (Дождь идет. Идет дождь).

6. Подвижная игра с листьями с речевым сопровождением:

Мы, листики осенние,

На дереве висели.

Ветер дунул — полетели,

Полетели, полетели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял,

Завертел их, закружил

И на место опустил.

7. Подбор определений к существительным:

листья (лист)желтые, красные, зеленые, сухие, разноцветные, осенние;

ветер (ветры)холодный, сильный, резкий, осенний;

дождь (дожди)мелкий, частый, холодный, неприятный, осен­ний;

туча (тучи)серая, темная, большая, низкая;

день (дни) — короткий, длинный, холодный, пасмурный, груст­ный, печальный, осенний.

Обратить внимание на значение слов «осенний, осенние, осен­няя» (погода).

8. Распространение предложений определениями:
Дует (какой?)... ветер. Идет (какой?)... дождь. Наступила (какая?)... осень. Дни стали (какие?)....

9. Заучивание загадки:

Пусты поля,

Мокнет земля,

День убывает.

Когда это бывает?

Занятие 8: «ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА "ОСЕНЬ НАСТУПИЛА"»

Цели: учить детей соотносить явления действительности с их ото­бражением в живописи и речи; учить пересказу короткого текста с опорой на картину.

Задачи:

Л. Активизация глаголов и прилагательных в речи детей.

Г. Согласование прилагательных с существительными им. п. в числе и роде.

П. Употребление в практических упражнениях предложений усвоенных типов.

Анализ предложения из трех слов (П + определение + С).

С. Обучение детей пересказу короткого текста своими сло­вами.

Материал:

1.Натуральные листья с осенних деревьев (сухие).

2. Сюжетная картина об осени с дождем (или пейзаж).

3. Текст рассказа.

4. Таблица «Ветер» (картинки с изображением разных действий ветра).

5. Полоски для графической записи предложения.

Приемы, упражнения:

1.Выполнение различных действий с листьями, слушание их шелеста, шороха.

2. Составление предложений из трех слов: С + определение + П (Шумят сухие листья. Шуршат осенние листья. И т.п.).

3. Дид. игра «Живые слова» или графическая запись предло­жения указанного типа.

4. Рассматривание картины. Обратить внимание детей на изо­бразительные средства, используемые художником для отражения признаков осени.

5. Составление предложений о ветре по самодельной таблице (Ветер надувает парус. Ветер срывает листья. И т.п.).

6. Подвижная игра с листьями.

7. Чтение логопедом текста «Осень наступила».

8. Ответы на вопросы по содержанию.

9. Повторное чтение с акцентом на изобразительные средства (глаголы-синонимы, эпитеты).

10. Чтение рассказа с установкой на пересказ и добавление
слов, словосочетаний детьми.

Пересказ текста ребенком своими словами

Осень наступила

Мелкий дождь идет и идет. Ветер холодный задувает, листья с деревьев срывает. Вышел дедушка с Мишей на крыльцо и говорит: «Вон сколько листьев намело. Деревья стали совсем голые. Скоро, видно, зима настанет».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: