Занятие проводится с подгруппой (5 детей 6-го года жизни) на первом году обучения:
Алеша К. — ОНР, 3-й уровень,
Марина Л. — ОНР, 2-й уровень,
Света Ф. — ОНР, 2-й уровень,
Сережа Н. — ОНР, 1-2-й уровень,
Юля Ф. — ОНР, 1-2-й уровень.
У всех детей, по заключению психиатра, задержка психического развития разной степени выраженности.
Данная подгруппа является более слабой в составе группы по уровню речевого и общего развития. Но внутри подгруппы можно выделить детей с более или менее высоким развитием: это Алеша К. и Марина Л. (условное обозначение В).
Алеша К. имеет 3-й уровень развития речи, но страдает импульсивностью, необдуманностью в высказываниях, излишним многословием при отсутствии логической последовательности. Отсюда часты аграмматизмы, фрагментарность высказываний. Неразвито произвольное внимание; мальчик не может выслушать до конца инструкцию, не дослушивает вопрос и в результате выполняет или отвечает неправильно, невпопад. Отвлекается на малейшее движение, звук, голос. Теряет задачу. Но у ребенка есть интерес к учению, он эмоционально отзывчив. Память лучше развита зрительная. Слуховая память кратковременная. В произношении — механическая дислалия (узкое высокое небо, отсутствуют верхние резцы, аденоиды), назализация, саливация, рот постоянно открыт. Большие трудности в формировании произносительных навыков. Ребенок подвижный, неусидчивый, но очень услужливый и добрый.
Марина Л. — девочка спокойная, тихая, довольно внимательная на занятиях и старательная, но не эмоциональная. Редко изъявляет желание высказаться на фронтальном занятии, лучше работает индивидуально. Память слабая, запоминание
изведение с ошибками. В речи — нарушение структуры слова, затруднения в согласовании слов в предложении, в употреблении предлогов. Нарушена дифференциация твердых и мягких согласных звуков (С-Ц-Ч-ТЬ, Ч-Щ-Ш). Но динамика хорошая, девочка поддается обучению, программный материал усваивает.
Дети с низким уровнем развития речи и психики в целом — Юля Ф. и Сергей Н. (условное обозначение Н). Сергей в группу поступил в ноябре после оперативного лечения уха.
Эти дети, особенно Юля, с желанием работают только индивидуально, на фронтальном занятии теряют ориентировку в заданиях, не воспринимают инструкцию, обращенную ко всем детям. Юля в начале учебного года отличалась речевым негативизмом, который может проявиться на фронтальном занятии. Сережа сохраняет интерес и внимание только в начале занятия, потом быстро истощается, отвлекается, не слышит задания и не выполняет. Чрезвычайно затруднено переключение внимания. Мышление этих детей еще на низком уровне, у Сережи несколько выше по сравнению с Юлей. Юля дает лучшую динамику в формировании произносительных навыков, а Сережа — в формировании мыслительных операций, в развитии памяти, самостоятельной речи. Ритмико-слоговая структура слова у обоих детей резко нарушена. Юля трудно усваивает грамматические формы слов, оба затрудняются в употреблении предлогов. Общая и особенно мелкая моторика не развиты. У Юли походка неуклюжая (косолапость), координация движений плохая, нет ловкости, быстроты реакции. Пальцы вялые, малоподвижные, движения неточны и недифференцированны. У Сережи общая моторика лучше мелкой. Пальцы скованны, напряжены, движения выполняет только с помощью. В изобразительной деятельности оба ребенка требуют помощи воспитателя.
Свету Ф., девочку со 2-м уровнем развития речи, можно отнести к детям со средним уровнем развития в данной подгруппе (условное обозначение С). Девочка спокойная, пассивная, со слабой мотивацией деятельности и с большими трудностями в ее речевом оформлений. Лучше выполняет неречевые задания, чем речевые. Трудно идет автоматизация поставленных звуков, дифференциация твердых и мягких согласных, введение звуков в самостоятельную речь. Совершенно нет самоконтроля. Память слабая, может запомнить и воспроизвести лишь 2 не связанных смыслом слова, в заученных коротких стихах (из 2-4 строк) нарушает рифму, запоминает долго. Испытывает трудности в употреблении предлогов. У девочки хорошая подражательность, отраженно она повторяет слова, фразы, тексты, но как бы механически, потому что от нее этого требуют, самостоятельного интереса не проявляет. Слабо у девочки и пространственное и временное ориентирование, недостаточна координация движений, Мелкая моторика неплохая.
Перечисленные особенности и трудности детей чрезвычайно усложняют работу педагогов, каждый из детей требует индивидуального подхода.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Дети входят в кабинет, изображая разведчиков (упражнение «Бинокль»), встают на свои места и продолжают (по заданию логопеда) изображать пулеметчиков (дддд), ракетчиков (ууууу — с движением сомкнутых ладоней вверх), летчиков (мммм — руки в стороны).
2. Основная часть занятия.
Постановка цели:
Привлечение внимания детей к тому новому, что появилось в кабинете (картина).
Сообщение логопедом основной задачи занятия: составить рассказ по этой картине, а называется она... (логопед говорит название).
Рассматривание картины.
Дети встают с мест, подходят ближе к картине и рассматривают ее, делясь друг с другом впечатлениями.
Беседа по содержанию картины (выявление понимания ее).
Н Вопросы: кто это? что это? что делает? сколько?
Ответы: одним словом; повторение за другими детьми словосочетаний, предложений из 2-3 слов.
С Вопросы: куда? какая? (форма, звезда, машина, книга), какой? (танк, автомат), какие? (подарки, солдаты).
Ответы: одним словом, словосочетанием.
В Вопросы, требующие доказательного ответа: Как ты узнал? Почему ты так думаешь?
Ответы: распространенным предложением, возможно, с однородными членами. *
НСВ Хоровое проговаривание словосочетаний: два солдата, два мальчика, один мальчик, две девочки, одна девочка.
Составление предложений по картине и демонстрация действий с реальными игрушками.
Н Изображают действия с игрушками.
С Называют действие (обратить внимание на окончания -ет, -ит).
В Проговаривают предложения полностью.
НСВ Хоровое проговаривание каждого предложения.
Юля катает мишку на машине.
Сережа водит зеленый танк.
Марина говорит: «Мишка, сиди смирно!»
Света смотрит интересную книгу.
У Алеши черный автомат.
Подведение детей к выводу, заключению: Дети играют дружно.
Логопед: Но игрушки детям подарили гости-солдаты. Значит, в рассказе самое главное — это солдаты. С них начнем рассказ.
Составление рассказа коллективно с помощью вопросов логопеда (логопед начинает предложение, дети по вопросам добавляют слова).
В детский сад пришли... кто? Н
(Все предложение повторяет В)
Солдаты принесли... что? кому? С, Н
(Все предложение повторяет С)
Солдаты подарили... что? Н какой? С
(Все предложение с однородными членами В)
Дети играют... как? В, Н
(Все предложение С)
Рассказывание индивидуально В, кто запомнил (остальные помогают).
3. Итог занятия.
Оценка деятельности детей, поощрение за дружную работу.
Задание: картину взять в группу, рассказать о ее содержании воспитателям и дома маме (папе).
Родители (или воспитатели) должны будут записать рассказ ребенка в альбом на соответствующей странице (так, как расскажет ребенок).