Цель, задачи и источники информации проверки расчетных операций
Цель проверки расчетных операций — оценка правильности ведения учета расчетов в организации, подтверждение законности образования дебиторской и кредиторской задолженности, ее достоверности и реальности погашения.
В соответствии с целью предметом проверки являются дебиторская и кредиторская задолженность, их реальное существование, правильное отражение в учете и отчетности.
В ходе ревизии (аудита) расчетных операций должны быть решены следующие задачи:
- проверка состояния учета и контроля расчетных операций в проверяемой организации;
- проверка полноты и правильности расчетов с подотчетными лицами;
- проверка полноты и правильности расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- проверка полноты и правильности расчетов с покупателями и заказчиками;
- проверка полноты и правильности расчетов с прочими дебиторами и кредиторами;
- проверка учета расчетов по претензиям;
- проверка полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
|
|
- проверка целесообразности и эффективности использования кредитов и займов;
- обобщение результатов аудита или ревизии расчетных операций.
При проверке расчетных операций ревизор (аудитор) использует:
— основные нормативные документы, регулирующие вопросы организации учета и налогообложения расчетных операций;
— приказ об учетной политике;
— бухгалтерскую и статистическую отчетность;
— регистры синтетического и аналитического учета расчетных операций, составленные организацией;
— первичные документы по отражению в учете расчетных операций.
Оценку состояния учета расчетных операций проводят по видам расчетов. Непосредственную проверку начинают с установления соответствия данных бухгалтерского баланса, Главной книги, регистров синтетического и аналитического учета по счетам 60, 62, 66, 67, 68, 71, 73, 76, 79, 82.
После предварительного подтверждения сальдо счетов по учету расчетных операций необходимо проверить достоверность оборотов по счетам расчетов, используя приемы фактического и документального контроля, аналитические процедуры, логический анализ, а также устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам данного раздела.
Проверка состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля расчетных операций
Расчеты с поставщиками и подрядчиками — объект контроля, при проверке которого немаловажное значение приобретает оценка системы первичного учета. Связано это в первую очередь с тем, что многие документы, оформляющие операции данного раздела, поступают в организацию извне.
|
|
В процессе проверки состояния бухгалтерского учета внешних расчетных операций необходимо определить:
• установленную в организации степень детализации аналитического учета (по видам расчетов, по поставщикам, по времени возникновения и т.д.);
• ведется ли параллельный учет задолженности, выраженной в иностранной валюте и в белорусских рублях;
• соблюдение требования об отражении в балансе остатков по счетам расчетов в развернутом виде;
• соответствие данных Главной книги по счетам расчетов показателям отчетности и регистров синтетического и аналитического учета;
• создается ли резерв по сомнительным долгам;
• отражены ли в учете (при их наличии) штрафы, пени и неустойки, признанные должниками или подлежащие взысканию но решению суда.
Для оценке состояния внутрихозяйственного контроля расчетных операций проверяющему следует получить информацию по следующим основным вопросам:
• порядок, сроки и результаты инвентаризации расчетов, а также используемые способы урегулирования выявленных расхождений;
• наличие графика документооборота и контроль за его соблюдением;
• формы, сроки и исполнители контроля за платежами и состоянием расчетов.
Прежде всего изучаются показатели бухгалтерского баланса и соответствующих учетных регистров для определения состояния, величины и структуры дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе расчетов:
• с поставщиками и подрядчиками (счет 60);
• покупателями и заказчиками (счет 62);
• подотчетными лицами и персоналом по прочим операциям (счет 73);
• разными дебиторами и кредиторами (счет 76);
• бюджетом и органами социальной защиты населения (счета 68 и 69).
Информация из приложения к бухгалтерскому балансу (форма 5) позволяет выявить наличие, величину просроченной задолженности и получить перечень организаций, имеющих наибольшую задолженность.
Следует учитывать, что при большом числе контрагентов и разнообразии используемых форм расчетов повышается риск искажений (как умышленных, так и случайных) данных бухгалтерского учета.
Проверяющий устанавливает, как отслеживается наступление конечных сроков платежей, какие меры принимаются по взысканию просроченной задолженности и насколько они эффективны. Выявляются случаи списания дебиторской и кредиторской задолженности после истечения сроков исковой давности; изучаются причины несовершения платежей, чтобы исключить подозрения в тайном сговоре.
Выяснив эти вопросы, проверяющий более подготовлено подойдет к основным контрольным процедурам по данному разделу учета, а также определению объемов выборки и способов отбора элементов в проверяемую совокупность.