Заповедь, запрещающая распространять сплетни

Сказано в Торе: "Не ходи сплетником в своем народе" (Ваикра 19:16).

Даже если человек говорит правду, — если он потворствует распространению сплетни, то тем самым он разрушает мир. Здесь скрыта опасность, которая может привести к гибели евреев. (См. книгу Шмуэля 1, гл. 21-22 - об эдомитянине Доэ-ге.)

Существует, однако, гораздо худшее преступление, также вытекающее из данного запрета: лашон-ара (злословие) - когда кто-либо порочит другого человека, даже говоря при этом правду.

Говорящий неправду зовется "распространяющим навет". Но грех лашон-ара совершается тем, кто говорит: "Такой-то сделал то-то; такими-то были его предки; я сам об этом слышал", - а также тот, кто рассказывает о вещах, позорящих другого. О таком сказано: "Да истребит Всевышний все неверные уста, язык, говорящий надменное" (Теилим 12:4).

Наши мудрецы учили (см. Иерусалимский Талмуд, трактат Пэа 1; Рамбам, Илхот Деот 7:3), что за три преступления наказывается еврей в этом мире и лишается доли в грядущем мире: идолопоклонство, разврат и кровопролитие, - но лашон-ара равен им всем! Мудрецы также учили (см. Ялкут Теилим 656), что распространение злобных сплетен равносильно отрицанию Всевышнего. И еще говорили мудрецы (Дварим Раба 5:10): "Лашон-ара убивает троих: того, кто рассказывает, того, кто слушает, и того, о ком рассказывается. Причем у того, кто слушает, вина больше, чем у того, кто рассказывает".

Существуют конкретные темы, которые косвенно являются лашон-ара. Например, один говорит другому: "Кто бы мог подумать о таком-то, что он станет таким, как теперь", или: "Не напоминайте мне о таком-то. Я не хочу рассказывать, что с ним случилось". Другой пример косвенного лашон-ара, когда человек хвалит другого в присутствии его ненавистника, тем самым провоцируя ненавистника осудить своего врага. Или говорит лашон-ара о третьем человеке как бы в шутку; или притворяясь не понимающим, что он говорит лашон-ара.

Запрещено говорить о человеке лашон-ара как в присутствии, так и в отсутствии этого человека. Запрещено также рассказывать о еврее то, что при передаче от одного к другому может нанести этому еврею физический вред, или причинить ущерб его имуществу, или просто расстроить или напугать его. Разумеется, что запрещено доносить на еврея властям, потому что в результате доноса еврей потеряет свое имущество, что равносильно убийству этого человека и зависимых от него жены и детей. Наказание такого доносчика будет длиться вечно, оно не завершится даже когда ад перестанет существовать[23].

Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда - мужчины и женщины.

78. Заповедь, запрещающая ненавидеть в своем сердце кашерного еврея [24]

Сказано в Торе: "Да не будет в твоем сердце ненависти к твоему брату" (Ваикра 19:17).

Если один человек согрешил против другого, то последнему запрещено, храня молчание, ненавидеть того, кто против него согрешил. Наоборот, нужно без ненависти сообщить тому о нанесенной обиде, сказав, например, так: "Почему ты сделал мне такое дело?" Что касается ненависти, то еврей обязан вырвать ее из своего сердца.

Но если еврей, увидев, как другой еврей совершает грех, предупредил его, чтобы тот так не поступал, однако тот продолжает грешить, то первый еврей обязан возненавидеть грешника, поскольку тот ведет себя неподобающим "брату" образом.

Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда - мужчины и женщины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: