Манипуляция сознанием

Само понятие «манипуляция» ведет начало от латинского слова manus — рука. Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управ­ления ими с ловкостью... с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка». Манипуляция пони­мается как скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Манипулятор преследу­ет при этом лишь свои собственные корыстные цели, которые не всегда совпадают с целями объекта манипулирования.

С. Г. Кара-Мурза подчеркивает', что всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции мож­но стать, лишь вступив в контакт с манипулятором, после чего индивид под воздействием информации может пересмотреть свои убеждения, настроения, цели. Если после этого он начи­нает действовать по новой, ожидаемой манипулятором про­грамме, то манипуляция состоялась, если нет, то жертвой ма­нипуляции он не становится. Основной причиной успешной манипуляции является то, что в подавляющем большинстве случаев люди не желают (или не могут) тратить силы на то, чтобы просто усомниться в сообщениях, так как пассивно оку­нуться в поток информации гораздо легче, чем критически пе­рерабатывать каждое сообщение.

Сами технологии манипуляции общественным сознанием базируются на том^ что в своей повседневной жизни обычный человек оперирует весьма ограниченным набором лично им проверяемых понятий; это в основном то, с чем мы сталкиваем­ся на бытовом уровне, — вкус пищи, жесткость скамьи, отсут­ствие денег и прочее. Подавляющее же большинство объектов и понятий, с которыми сталкивается наше сознание сегодня, — абстрактны, неосязаемы, не поддаются непосредственному вос­приятию, проверке. Они принимаются нами на веру, и инфор­мацию о них мы получаем из средств массовой информации или книг. Например: курс евро к доллару, расстояние от Земли до Луны, рейтинги политических партий и т. п. Получается, что мы смотрим на мир чужими глазами, глазами СМИ. Возникает опасность создания искусственных понятий, потребностей и за­висимостей, не поддающихся первичной проверке.

Примером, иллюстрирующим это обстоятельство, может служить хорошо известный феномен создания потребности в товаре с помощью рекламы. Например, с помощью массиро­ванной рекламы потребителю внушают мысль о появлении нового, чудодейственного, волшебного препарата из продук­тов морской флоры. Его выдают за одну из последних разрабо­ток из секретных лабораторий Советского Союза, использо­вавшуюся ранее для омоложения членов политбюро. На по­верку все это оказывается банальной морской капустой с витаминами, которые продаются практически в любой аптеке и стоят копейки.

Является ли такая деятельность мошенничеством? Фор­мально — нет или почти нет. Добавив полезные витамины в полезную морскую капусту, можно действительно получить новую пищевую добавку. Ей можно дать любое новое, самое громкое и привлекательное название, то есть создать некое но­вое понятие, хотя ничего «революционного» не создано. При­менение этого «квазилекарства» не нанесет большого вреда, но вряд ли стоит надеяться на эффект, соизмеримый с потрачен­ными деньгами. Такой подход эффективно работает в бизнесе, и в условиях информационного общества имеется большой со­блазн распространить его на другие сферы человеческой дея­тельности.

Выбор здесь не слишком большой — либо создаются некие химерические понятия, процессы и явления (как в примере с морской капустой),.либо пытаются скрыть, затушевать, иска­зить реально происходящие события. Например, если нет воз­можности скрыть нежелательную информацию, то ее можно диверсифицировать, сформировав собственные версии про­изошедшего. Для подтверждения каждой из них используют отдельные, существующие вне общего контекста факты или дают некую непроверенную или своеобразно интерпретируе­мую информацию. Если закрепить эти версии в массовом со­знании через СМИ, то среди них легко спрятать действитель­ную сущность событий. Подобные манипуляции чаще всего используются во время выборов, финансовых афер, расследо­вания громких катастроф или заказных убийств и т. п.

Очень часто такая информация подается в виде публика­ций в СМИ, претендующих на статус аналитических изданий. Реальные события и домыслы автора там подаются как равноз­начимые явления. В них важны не факты или их содержание, а лишь заданная некая цель, то, ради чего и осуществляются все эти замысловатые интеллектуальные построения.

Имеется ряд общих правил в этом ремесле.

Во-первых, при манипуляции информация для широкой публики выступает как подлинная и значимая реальность.

Во-вторых, «объект поражения» не может самостоятельно проверить ее достоверность и актуальность.

В-третьих, сложность и проработанность представляемой легенды должна быть достаточной для адекватного и правдо­подобного описания конкретной ситуации.

И наконец, субъект, которым манипулируют, должен быть управляем, то есть он не может влиять на создание или отбор поступающей к нему информации. Все его знания определяют­ся внешними силами и обстоятельствами, которые постоянно контролируют уровень доверия к получаемой информации.

Яркий пример применения подобных технологий на мак­роуровне — система пропаганды с использованием разных ви­дов «железного занавеса» в тоталитарных режимах. На микро­уровне — вовлечение доверчивых обывателей в тоталитарные секты, всевозможные «элитные клубы», продажа сертифика­тов клубного отдыха, различные виды многоуровневого сете­вого маркетинга и прочий «гербалайф».

Методы, заставляющие верить, могут быть различными. Например, интриги, когда вовлеченному субъекту необходи­мая информация дается не полностью, а подчас и вовсе от не­го скрывается. Аферы — создание ложного представления об истинных целях проекта. Можно указать также некоторые способы эффективного утаивания информации. Это прежде всего замена причин следствиями, рассредоточение содержа­ния по множеству версий, подмена понятий, когда анализиру­ется реальность, состоящая из произвольного набора объек­тов, фактов и явлений. Часто анализ насыщается рассмотрени­ем множества тупиковых вариантов, что затрудняет получение разумного результата, делая его неочевидным.

Можно ли с этим бороться и как это сделать? Для этого ис­пользуются различные способы. Назовем некоторые из них.

Во-первых, провести контент-анализ, анализ повторов, подобий и совпадений в тексте.

Во-вторых, сравнительный анализ версий и их источни­ков, мотивов; необходимо попытаться найти относительно до­стоверные факты и связи между разрозненными фактами.

лишь заданная некая цель, то, ради чего и осуществляются все эти замысловатые интеллектуальные построения.

Имеется ряд общих правил в этом ремесле.

Во-первых, при манипуляции информация для широкой публики выступает как подлинная и значимая реальность.

Во-вторых, «объект поражения» не может самостоятельно проверить ее достоверность и актуальность.

В-третьих, сложность и проработанность представляемой легенды должна быть достаточной для адекватного и правдо­подобного описания конкретной ситуации.

И наконец, субъект, которым манипулируют, должен быть управляем, то есть он не может влиять на создание или отбор поступающей к нему информации. Все его знания определяют­ся внешними силами и обстоятельствами, которые постоянно контролируют уровень доверия к получаемой информации.

Яркий пример применения подобных технологий на мак­роуровне — система пропаганды с использованием разных ви­дов «железного занавеса» в тоталитарных режимах. На микро­уровне — вовлечение доверчивых обывателей в тоталитарные секты, всевозможные «элитные клубы», продажа сертифика­тов клубного отдыха, различные виды многоуровневого сете­вого маркетинга и прочий «гербалайф».

Методы, заставляющие верить, могут быть различными. Например, интриги, когда вовлеченному субъекту необходи­мая информация дается не полностью, а подчас и вовсе от не­го скрывается. Аферы — создание ложного представления об истинных целях проекта. Можно указать также некоторые способы эффективного утаивания информации. Это прежде всего замена причин следствиями, рассредоточение содержа­ния по множеству версий, подмена понятий, когда анализиру­ется реальность, состоящая из произвольного набора объек­тов, фактов и явлений. Часто анализ насыщается рассмотрени­ем множества тупиковых вариантов, что затрудняет получение разумного результата, делая его неочевидным.

Можно ли с этим бороться и как это сделать? Для этого ис­пользуются различные способы. Назовем некоторые из них.

Во-первых, провести контент-анализ, анализ повторов, подобий и совпадений в тексте.

Во-вторых, сравнительный анализ версий и их источни­ков, мотивов; необходимо попытаться найти относительно до­стоверные факты и связи между разрозненными фактами.

Далее следует провести анализ актуальности, то есть на­сколько действительно актуально рассматриваемое событие, не является ли информация о нем искусственно «подогревае­мой». После этого необходимо проанализировать объем ин­формационного потока, так как интенсивность событий при манипуляции несколько большая, чем у большинства событий из реальной жизни. В свое время, в середине 1990-х годов, при раскручивании «финансовых пирамид» в СМИ производилась яростная атака на массовое сознание.

Необходимо также рассмотреть идентичность субъекта среде анализа. Выяснить, не была ли произведена подмена об­ласти, относительно которой рассматриваются явления, собы­тия, лица и факты. Наконец, следует проанализировать смысл событий, выяснить, «откуда все же ноги растут», кому все это выгодно, откуда идет влияние, определить мотивы и круг заин­тересованных лиц.

Наибольшее влияние аналитические построения оказыва­ют на интеллектуалов, интеллигентные и полуинтеллигентные круги, так как их восприятие действительно происходит в ос­новном через осознание логики событий. Вопросы манипуля­ции сознанием требуют внимательного, подробного и объек­тивного рассмотрения.

Возникает интересная проблема «журналюгократии». Если рассматривать СМИ как некую власть (четвертую власть), то непременно возникнет проблема генезиса ее законности. Тра­диционные ветви демократической власти, при всех их недо­статках, в той или иной мере все же легитимны в силу совер­шенства (или несовершенства) процедуры выборов. Кто, когда и как может указать источник легитимности воздействия СМИ на население, и где критерий этой легитимности?

Тезис о необходимости безграничной свободы и о том, что публика сама делает выбор, смотря (слушая, читая и т. п.) или не смотря тот или иной телеканал, — изначально уязвим. Если есть хотя бы малейшая возможность (а она есть всегда) сосре­доточить все СМ И в одних руках, то это обязательно будет про­делано. И здесь нет принципиальной разницы, чьи это будут руки — тоталитарного государства, олигархической плутокра­тии или, скажем, последователей мистического учения Буду!

Вообще эффективность информационного манипулирова­ния определяется процентом субъектов, поддавшихся внуше­нию. Исследования этого вопроса в России и в западных странах показали, что ему подвержены от 40 до 75% всего взросло­го населения. Он примерно совпадает с процентом лиц, подда­ющихся внушению в медицинских экспериментах при лече­нии лекарствами-«пустышками».

По большому счету существует ограниченное число основ­ных способов недобросовестной подачи информации. Напри­мер, «отвлечение внимания противника от какой-нибудь мыс­ли», которую хотят провести без критики. Мысль, которую хо­тят таким образом провести, или не высказывается вовсе, а только необходимо подразумевается, или же высказывается, но возможно короче, в самой серой, обыденной форме. Перед нею же высказывают такую мысль, которая поневоле должна своим содержанием или формой привлечь особое внимание противника, например, чем-нибудь задеть, поразить его и т. д.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЛОКАДА

Эффективнее всего для дезинформации ничего не давать. Это называется информационной блокадой. Несомненно, ли­шение противника возможности публично высказать свою по­зицию — одна из главнейших задач пропагандистской войны.

КОММЕНТАРИИ

Достаточно хитроумный прием, заставляющий рядового обывателя думать в нужном направлении. Сообщение о ка­ком-либо событии сопровождается интерпретацией коммен­татора, предлагающего несколько достаточно разумных вари­антов объяснения. Порою текст сообщения может быть впол­не объективным, но, например, диктор, его зачитывающий, своей интонацией, многозначительными паузами, выражени­ем лица вполне может передать редакторское мнение.

КОНСТАТАЦИЯ ФАКТА

Известно, что если кто-либо обладает громким голосом, говорит спокойно, отчетливо, самоуверенно, имеет представи­тельную внешность и манеры, тот обладает, при прочих рав­ных условиях, огромным преимуществом в устном споре. Тот, кто обладает убежденностью в своей правоте и умеет выразить это тоном, манерой говорить или выражением лица, тот обла­дает тоже большой внушающей силой. Уверенный тон и манеpa порою убедительнее самого довода. В этом секрет успеха де­ятельности многих фанатиков XX века, начиная с Гитлера и кончая Асахарой. В большой степени это относится к печат­ным текстам, но особенно к аудио- и видеоматериалам.

ЛОЖНАЯ АНАЛОГИЯ

Человеку присуще мыслить аналогиями. На этом свойстве основано действие одной из самых опасных психологических ловушек. Логическую связку «конкретная причина — конкрет­ное следствие» люди склонны неоправданно распространять на другие объекты, не имеющие к ним никакого отношения. Очень опасно подменять причинно-следственные связи обыч­ной последовательностью событий во времени, так как «после того как» еще не означает «из-за того как».

МНОГОКРАТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ

Народная мудрость гласит: «Если человеку 99 раз сказать, что он свинья, то на 100 раз он захрюкает». Поэтому постоян­ное повторение одного и того же довода особенно широко применяется в ораторской практике. Часто довод вводят каж­дый раз в различной форме, но так, чтобы ясно было, что мысль одна и та же. Это действует как механическое «вдалбли­вание в голову», особенно эффективное, если оно украшено цветами красноречия и профессиональным пафосом.

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОТВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ

При любом виде манипуляции важно подавление психоло­гического сопротивления человека внушению. Поэтому лучше всего, если пропаганда будет состоять из комбинации развле­кательной и информационной частей. Развлечение в виде по­пулярных мелодий, ярких фотографий, специально подобран­ных видеорядов не только возбуждает интерес к сообщению, но и отвлекает от его истинного смысла, временно отключая критичность восприятия материала.

ОПТИМАЛЬНЫЙ БАЛАНС

Чтобы заставить себя слушать, нужно заставить себя ве­рить. Для этого очень важно соблюдать правильный баланс между достоверными и легко проверяемыми сведениями, сведениями не вполне достоверными («серой информацией») и откровенной («черной») дезинформацией. Очень хорошо на­сыщать свои сообщения фактической информацией — имена­ми, названиями городов и улиц, различными общеизвестными деталями. Полезно вкрапливать в тексты пропагандистских материалов «мнения противной стороны» и факты, на первый взгляд неблагоприятные с официальной точки зрения тех стран, откуда вещают, скажем, крупнейшие мировые инфор­магентства. При правильном балансе это дает поразительный эффект правдоподобия.

ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ

Подмена заключается в использовании благоприятных оп­ределений (эвфемизмов) для обозначения неблагоприятных действий и наоборот. Основной целью применения приема яв­ляется создание более благоприятного имиджа достаточно не­красивых действий. К этому же примыкает способ смещения акцентов.

ПОЛУПРАВДА

Известно, что лучшие сорта лжи делаются из полуправды. Этот метод активно использовался во все времена среди всех народов.

ПРИВЫКАНИЕ

Люди инстинктивно боятся всего непонятного, враждеб­ного, незнакомого. Но если удается прорвать первоначальное предубеждение, то возможно постепенное привыкание к лю­бой новой точке зрения.

ПРИНЦИП КОНТРАСТА

Психологами замечено большое влияние социального фона при восприятии событий. Позитивная информация более за­метна на фоне «чернухи», а вот обратное не всегда верно. На фо­не глупых умные выглядят гениями. На фоне дистрофиков — обычные люди кажутся атлетами. На фоне африканского пра­вителя-людоеда любой тиран средней руки превращается, как минимум, в консервативного традиционалиста. Этот прием ши­роко используется в СМИ при компоновке новостных блоков, неявным образом подводя обывателя к явным выводам.

СОЗДАНИЕ АССОЦИАЦИЙ

Если объект поражения хлесткой метафорой «привязать» к чему-то, что в глазах масс является полюсом позитива или не­гатива, можно получить стойкую ассоциацию.

«Сталин — это Ленин сегодня».

«СССР — империя зла».

«Массы — как женщина, а женщина подчиняется силе».

Запускается механизм ассоциативного мышления, кото­рый привлекателен тем, что можно не думать, а просто извле­кать из памяти готовые истины, которые привычны, известны и понятны. Вот в этом и заключается ловушка. Набор пропис­ных истин, собранных вместе, практически всегда можно трактовать в любом, нужном для манипулятора ключе.

СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЛНЫ

Одним из самых эффективных приемов пропагандистско­го воздействия является запуск информационной волны. Та­кую волну можно запустить, если заставить большое количес­тво самых разнообразных СМИ комментировать одни и те же сообщения. Далее возникают «вторичные волны», появляются оценки, слухи и домыслы. Стартовым механизмом такой вол­ны, ее «информационным поводом» может быть что угодно. Начиная от визита VIP-персоны в страну и кончая банальным стаканом апельсинового сока, выплеснутого в прямом эфире в физиономию оппонента.

СОЗДАНИЕ УГРОЗЫ

Весьма эффективный способ манипуляции общественным мнением — это убеждение обывателя в существовании в дан­ный момент для него реальной угрозы, а если таковой в нали­чии не имеется, то создание угроз мнимых.

ССЫЛКА НА АНОНИМНЫЙ АВТОРИТЕТ

Известный пропагандистский прием, когда имя авторите­та не сообщается, но с важным видом производится цитирова­ние документов, оценок экспертов, свидетельских отчетов и других материалов, которые необходимы для подкрепления продвигаемой информации. Характерны примеры этих риту­альных заклинаний: «Представители спецслужб считают...», «Политологи придерживаются мнения...», «Источник из бли­жайшего окружения, который пожелал остаться неизвестным, сообщает...». Какие представители? Какие политологи? Какой источник? Подаваемая таким образом информация, как пра­вило, является ложью, но ссылки на мифический авторитет придают ей солидность и вес.

УПРЕЖДАЮЩИЙ УДАР

Распространен метод упреждающего удара, некоего забла­говременного выброса негативной информации. Это может спровоцировать необдуманную реакцию противника и тем са­мым предоставить авторам этого «активного мероприятия» оп­ределенную свободу действий.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЗОНАНС

Если во время репортажа опросить якобы случайных лю­дей, то из этого материала легко сформировать необходимый смысловой и эмоциональный ряд. Тут хорошо использовать истерически кричащих женщин, плачущих детей и доведен­ных до отчаяния людей, готовых на неординарные поступки.

Необходимо четко осознавать, что в современном обществе с помощью СМИ проводится целенаправленное воздействие на сознание каждого в интересах вполне конкретных людей или групп влияния. В своей книге «Манипуляция сознанием» С. Г. Кара-Мурза сформулировал ряд правил, позволяющих хо­тя бы минимизировать риск стать жертвой манипуляции. При­ведем изложение лишь некоторых из них.

Включение здравого смысла. Постараться ответить на вопрос: «А как бы я сделал это?». Как ни странно, но очень часто ока­зывается, что можно предложить совсем иное решение, весьма отличающееся от навязываемого.

Диалогичность мышления. Манипуляторы стараются пре­вратить публику в потребителей готовых идей и решений. По­пытайтесь при обдумывании проблемы провести ее обсужде­ние, некий диалог (хотя бы мысленный), не принимая ни од­ного серьезного утверждения на веру.

Изменение темпа. Манипулятор достигает успеха, когда он опережает процесс мобилизации психологических защит ауди­тории. Поэтому такое большое значение придается сенсацион­ности и срочности. Нельзя поддаваться этому давлению и не задумываясь принимать оценки, которые нам навязывают. Из­вестное «тугодумие» крестьян в большой мере объясняет их за­мечательную устойчивость против манипуляции.

Непредсказуемость. Легче всего манипулировать сознани­ем человека, мышление которого отвечает четкому и строгому алгоритму. Уход от общепринятых стереотипов часто наруша­ет всю программу манипуляции.

Отключение эмоций. Большинство информационных воз­действий, используемых манипуляторами, имеет очень силь­ную эмоциональную окраску. Поэтому следует сознательно стараться воспринимать сообщения по возможности бесстра­стно, чтобы принимать решения «на холодную голову», без скрытой навязываемой подсказки.

Отсеивание шума. Манипуляция успешна в условиях «шу­ма», когда человек не может сосредоточиться на той проблеме, по которой он должен принять решение. Лучше вообще на время отказаться от получения других сообщений, чтобы обду­мать одно из них.

Поиск корня проблемы. Манипуляция во многом сводится к тому, что людям предлагают такую трактовку проблемы, кото­рая уводит его от сути. Еще Ф. М. Достоевский говорил, что надо доходить до последних вопросов. Это значит, что следует попытаться отвергнуть предложенную трактовку и начать ста­вить собственные вопросы, стараясь углубиться в предмет шаг за шагом.

Смена языка. Один из главных принципов защиты от мани­пуляции — отказ от языка, на котором'потенциальный мани­пулятор излагает проблему. Попытайтесь пересказать то же са­мое, но другими словами, избегая всяких идеологических кате­горий.

Создание альтернатив. Манипулятор представляет выгод­ное ему решение как не имеющее альтернативы, например, «Иного не дано», «Коней на переправе не меняют», «Альтерна­тивы Мячикову нет». Появление утверждений подобного рода следует рассматривать как сигнал о наличии манипуляции.

Создание контекстов. Поскольку один из главных приемов манипуляции — втиснуть проблему в искусственно построен­ный контекст (часто это ложный контекст), то защитным сред­ством будет неприятие предложенной постановки вопроса, за­мена навязываемого контекста иным, выстроенным независи­мо от манипулятора.

Сокращение контактов. Необходимо стараться меньше бы­вать в зоне контактов с манипулятором или потенциальным манипулятором. Нужная информация так или иначе до вас дойдет.

Уход от захвата. Важный этап в манипуляции — захват ау-дитории установление контакта с ней, ее присоединение. Ус­пех манипуляции невозможен без возникновения некоего «со­чувствия» к манипулятору в душевном мире мани пул ируемого. Поэтому старайтесь по возможности прерывать контакты, ухо­дить в другие сферы деятельности хотя бы на время (в том слу­чае, если нет возможности уйти полностью). Старайтесь заста­вить манипулятора перейти к сути дела, не дав ему возможно­сти «присоединить» аудиторию и, следовательно, лишив ее способности критически воспринимать сообщения.

В конце предложенных правил поведения С. Г. Кара-Мур­за отмечает: «Всё это, конечно, советы слабые. Главный со­вет — думать, хотя рассчитывать на собственный рассудок и достаточную информированность по всем вопросам в полити­ке, юриспруденции, торговле, психологии рекламы и т. д. на­ивно. Но попытаться воспользоваться хотя бы некоторыми из них все-таки лучше, чем безвольно идти на поводу у манипуля­тора».

РОЛЬ И МЕСТО ЛЕГЕНДЫ В РАЗВЕДКЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛЕГЕНДИРОВАНИЯ

Легенда — это специально подобранные с учетом назначе­ния и условий использования факты и вымышленные сведе­ния, ссылаясь на которые сотрудники СБ скрывают от крими­нальных структур и конкурентов реальные результаты деятель­ности охраняемого предприятия. Легенда помогает ввести их в заблуждение, вскрыть их осведомленность о деятельности ох­раняемого предприятия.

Для разработки убедительной легенды подбираются сведе­ния, которые, вплетаясь в цепь действительных фактов и со­бытий и не нарушая их логической последовательности, созда­ют правдоподобную ситуацию. Эта ситуация рассчитана на то, чтобы заставить криминальные структуры или конкурентов действовать и «проявиться». Эти действия и проявления могут быть зафиксированы службой безопасности.

Чтобы разработанная легенда выглядела правдоподобно и убедительно, чтобы люди, для которых она предназначена, по­верили в нее, легенду необходимо закрепить.

Закрепление легенды проводится мероприятиями, кото­рые прямо или косвенно подтверждают вымышленные детали или факты. Вымышленная часть событий не должна подда­ваться проверке.

Легендирование предполагает процесс создания, отработ­ки, закрепления, продвижения и практического использова­ния легенды для достижения определенных целей оператив­ной работы. Для решения каждой цели разрабатывается само­стоятельная легенда.

ФУНКЦИИ И НАЗНАЧЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ

Легендирование в деятельности СБ применяется во всех случаях, когда необходимо скрыть от криминальных структур и конкурентов планы работы охраняемого предприятия, его реальные достижения, доходы, заключение договоров о креди­тах, сделках, сроки получения товаров, свои деловые связи и т. д. Легендирование используется для продвижения ложной информации о потребностях, целях, интересах предприятия — это вторая его функция.

Третья функция легендирования — проверка кадров при приеме на работу.

Четвертая функция — выявление информаторов или кри­минальных элементов в структуре охраняемого предприятия.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕГЕНДИРОВАНИЯ

Легендирование представляет собой своеобразную психо­логическую проблему для исполнителей. Чтобы успешно спра­виться с этой проблемой, сотрудник СБ должен обладать ря­дом необходимых качеств: умением мобилизовать память, со­средоточить мышление и внимание, интуицией. Он должен иметь спокойный, уравновешенный характер, уметь быстро собраться, думать много, но недолго, быстро соображать, не теряться в сложных, непредвиденных ситуациях, обладать об­ширными знаниями.

Сотруднику СБ приходится запоминать большое количес­тво сведений, касающихся использования легенды: факты, де­тали легендируемых событий, явлений, фамилии и имена уча­стников событий и т. п.

Ему необходимо научиться действовать самостоятельно, принимать решения на ходу, давать ответы без подготовки, импровизировать и т. п.

Вымышленные детали легенды используются только в конкретных ситуациях. Они «обслуживаются» оперативной памятью сотрудника СБ без тренировки. Как правило, вымы­сел забывается значительно быстрее, чем реальные события. Поэтому его необходимо хорошо запомнить. В легенде должен быть минимум вымышленной информации, не опирающейся на факты.

ПРИНЦИПЫ ЛЕГЕНДИРОВАНИЯ

Основные требования, предъявляемые к легенде

Многообразие жизненных и деловых ситуаций порождает и многообразие легенд. Но каковы бы ни были легенды, они должны отвечать ряду общих требований: целенаправлен­ность, надежность, конкретность, всесторонность, жизнестой­кость.

Целенаправленность. Всякая легенда должна соответство­вать своему назначению и цели, убедительно объяснять имен­но те действия, которые она вызывает или прикрывает.

Правдоподобность. Любая легенда должна правдоподобно объяснять действия сотрудника СБ. Правдоподобность леген­ды тем выше, чем больше она опирается на реальные события, факты и сведения. Правдоподобность легенды подкрепляется документами, материалами, экипировкой и поведением со­трудника СБ. Не нуждаются в подкреплении те части легенды, которые соответствуют действительности. Следует избегать излишних подробностей, чтобы не запутаться. Правдоподоб­ность легенды способствует ее принятию за истину и предоп­ределяет успех проводимого мероприятия.

Надежность. Легенда, в зависимости от ее назначения, должна выдерживать проверку, быть согласованной, непроти­воречивой, не должна содержать ошибок. Надежность легенды тесно связана с ее правдоподобностью.

Конкретность. Легенда должна строиться на основе кон­кретных подлинных фактов, иметь свою предысторию, отра­жать конкретное время, место и обстоятельства.

Всесторонность. Легенда должна учитывать характер реша­емой задачи, личные качества исполнителя, особенности кри­миногенной обстановки, предшествующие события и возмож­ные последствия мероприятия.

Жизнестойкость. Легенда должна строиться с учетом ее возможного продолжения, дополнения, изменения и уточне­ния в соответствии с уже сработавшей частью легенды. Леген­да должна быть достаточно простой и запоминающейся, чтобы сократить число возможных ошибок при ее использовании.

При составлении легенды для работы против криминаль­ных группировок следует учитывать их хорошую осведомлен­ность, широкие возможности получения информации от со­трудников правоохранительных органов, жесткое реагирова­ние на неблагоприятные для них мероприятия и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: