Само понятие «манипуляция» ведет начало от латинского слова manus — рука. Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью... с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка». Манипуляция понимается как скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Манипулятор преследует при этом лишь свои собственные корыстные цели, которые не всегда совпадают с целями объекта манипулирования.
С. Г. Кара-Мурза подчеркивает', что всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции можно стать, лишь вступив в контакт с манипулятором, после чего индивид под воздействием информации может пересмотреть свои убеждения, настроения, цели. Если после этого он начинает действовать по новой, ожидаемой манипулятором программе, то манипуляция состоялась, если нет, то жертвой манипуляции он не становится. Основной причиной успешной манипуляции является то, что в подавляющем большинстве случаев люди не желают (или не могут) тратить силы на то, чтобы просто усомниться в сообщениях, так как пассивно окунуться в поток информации гораздо легче, чем критически перерабатывать каждое сообщение.
|
|
Сами технологии манипуляции общественным сознанием базируются на том^ что в своей повседневной жизни обычный человек оперирует весьма ограниченным набором лично им проверяемых понятий; это в основном то, с чем мы сталкиваемся на бытовом уровне, — вкус пищи, жесткость скамьи, отсутствие денег и прочее. Подавляющее же большинство объектов и понятий, с которыми сталкивается наше сознание сегодня, — абстрактны, неосязаемы, не поддаются непосредственному восприятию, проверке. Они принимаются нами на веру, и информацию о них мы получаем из средств массовой информации или книг. Например: курс евро к доллару, расстояние от Земли до Луны, рейтинги политических партий и т. п. Получается, что мы смотрим на мир чужими глазами, глазами СМИ. Возникает опасность создания искусственных понятий, потребностей и зависимостей, не поддающихся первичной проверке.
Примером, иллюстрирующим это обстоятельство, может служить хорошо известный феномен создания потребности в товаре с помощью рекламы. Например, с помощью массированной рекламы потребителю внушают мысль о появлении нового, чудодейственного, волшебного препарата из продуктов морской флоры. Его выдают за одну из последних разработок из секретных лабораторий Советского Союза, использовавшуюся ранее для омоложения членов политбюро. На поверку все это оказывается банальной морской капустой с витаминами, которые продаются практически в любой аптеке и стоят копейки.
|
|
Является ли такая деятельность мошенничеством? Формально — нет или почти нет. Добавив полезные витамины в полезную морскую капусту, можно действительно получить новую пищевую добавку. Ей можно дать любое новое, самое громкое и привлекательное название, то есть создать некое новое понятие, хотя ничего «революционного» не создано. Применение этого «квазилекарства» не нанесет большого вреда, но вряд ли стоит надеяться на эффект, соизмеримый с потраченными деньгами. Такой подход эффективно работает в бизнесе, и в условиях информационного общества имеется большой соблазн распространить его на другие сферы человеческой деятельности.
Выбор здесь не слишком большой — либо создаются некие химерические понятия, процессы и явления (как в примере с морской капустой),.либо пытаются скрыть, затушевать, исказить реально происходящие события. Например, если нет возможности скрыть нежелательную информацию, то ее можно диверсифицировать, сформировав собственные версии произошедшего. Для подтверждения каждой из них используют отдельные, существующие вне общего контекста факты или дают некую непроверенную или своеобразно интерпретируемую информацию. Если закрепить эти версии в массовом сознании через СМИ, то среди них легко спрятать действительную сущность событий. Подобные манипуляции чаще всего используются во время выборов, финансовых афер, расследования громких катастроф или заказных убийств и т. п.
Очень часто такая информация подается в виде публикаций в СМИ, претендующих на статус аналитических изданий. Реальные события и домыслы автора там подаются как равнозначимые явления. В них важны не факты или их содержание, а лишь заданная некая цель, то, ради чего и осуществляются все эти замысловатые интеллектуальные построения.
Имеется ряд общих правил в этом ремесле.
Во-первых, при манипуляции информация для широкой публики выступает как подлинная и значимая реальность.
Во-вторых, «объект поражения» не может самостоятельно проверить ее достоверность и актуальность.
В-третьих, сложность и проработанность представляемой легенды должна быть достаточной для адекватного и правдоподобного описания конкретной ситуации.
И наконец, субъект, которым манипулируют, должен быть управляем, то есть он не может влиять на создание или отбор поступающей к нему информации. Все его знания определяются внешними силами и обстоятельствами, которые постоянно контролируют уровень доверия к получаемой информации.
Яркий пример применения подобных технологий на макроуровне — система пропаганды с использованием разных видов «железного занавеса» в тоталитарных режимах. На микроуровне — вовлечение доверчивых обывателей в тоталитарные секты, всевозможные «элитные клубы», продажа сертификатов клубного отдыха, различные виды многоуровневого сетевого маркетинга и прочий «гербалайф».
Методы, заставляющие верить, могут быть различными. Например, интриги, когда вовлеченному субъекту необходимая информация дается не полностью, а подчас и вовсе от него скрывается. Аферы — создание ложного представления об истинных целях проекта. Можно указать также некоторые способы эффективного утаивания информации. Это прежде всего замена причин следствиями, рассредоточение содержания по множеству версий, подмена понятий, когда анализируется реальность, состоящая из произвольного набора объектов, фактов и явлений. Часто анализ насыщается рассмотрением множества тупиковых вариантов, что затрудняет получение разумного результата, делая его неочевидным.
Можно ли с этим бороться и как это сделать? Для этого используются различные способы. Назовем некоторые из них.
|
|
Во-первых, провести контент-анализ, анализ повторов, подобий и совпадений в тексте.
Во-вторых, сравнительный анализ версий и их источников, мотивов; необходимо попытаться найти относительно достоверные факты и связи между разрозненными фактами.
лишь заданная некая цель, то, ради чего и осуществляются все эти замысловатые интеллектуальные построения.
Имеется ряд общих правил в этом ремесле.
Во-первых, при манипуляции информация для широкой публики выступает как подлинная и значимая реальность.
Во-вторых, «объект поражения» не может самостоятельно проверить ее достоверность и актуальность.
В-третьих, сложность и проработанность представляемой легенды должна быть достаточной для адекватного и правдоподобного описания конкретной ситуации.
И наконец, субъект, которым манипулируют, должен быть управляем, то есть он не может влиять на создание или отбор поступающей к нему информации. Все его знания определяются внешними силами и обстоятельствами, которые постоянно контролируют уровень доверия к получаемой информации.
Яркий пример применения подобных технологий на макроуровне — система пропаганды с использованием разных видов «железного занавеса» в тоталитарных режимах. На микроуровне — вовлечение доверчивых обывателей в тоталитарные секты, всевозможные «элитные клубы», продажа сертификатов клубного отдыха, различные виды многоуровневого сетевого маркетинга и прочий «гербалайф».
Методы, заставляющие верить, могут быть различными. Например, интриги, когда вовлеченному субъекту необходимая информация дается не полностью, а подчас и вовсе от него скрывается. Аферы — создание ложного представления об истинных целях проекта. Можно указать также некоторые способы эффективного утаивания информации. Это прежде всего замена причин следствиями, рассредоточение содержания по множеству версий, подмена понятий, когда анализируется реальность, состоящая из произвольного набора объектов, фактов и явлений. Часто анализ насыщается рассмотрением множества тупиковых вариантов, что затрудняет получение разумного результата, делая его неочевидным.
|
|
Можно ли с этим бороться и как это сделать? Для этого используются различные способы. Назовем некоторые из них.
Во-первых, провести контент-анализ, анализ повторов, подобий и совпадений в тексте.
Во-вторых, сравнительный анализ версий и их источников, мотивов; необходимо попытаться найти относительно достоверные факты и связи между разрозненными фактами.
Далее следует провести анализ актуальности, то есть насколько действительно актуально рассматриваемое событие, не является ли информация о нем искусственно «подогреваемой». После этого необходимо проанализировать объем информационного потока, так как интенсивность событий при манипуляции несколько большая, чем у большинства событий из реальной жизни. В свое время, в середине 1990-х годов, при раскручивании «финансовых пирамид» в СМИ производилась яростная атака на массовое сознание.
Необходимо также рассмотреть идентичность субъекта среде анализа. Выяснить, не была ли произведена подмена области, относительно которой рассматриваются явления, события, лица и факты. Наконец, следует проанализировать смысл событий, выяснить, «откуда все же ноги растут», кому все это выгодно, откуда идет влияние, определить мотивы и круг заинтересованных лиц.
Наибольшее влияние аналитические построения оказывают на интеллектуалов, интеллигентные и полуинтеллигентные круги, так как их восприятие действительно происходит в основном через осознание логики событий. Вопросы манипуляции сознанием требуют внимательного, подробного и объективного рассмотрения.
Возникает интересная проблема «журналюгократии». Если рассматривать СМИ как некую власть (четвертую власть), то непременно возникнет проблема генезиса ее законности. Традиционные ветви демократической власти, при всех их недостатках, в той или иной мере все же легитимны в силу совершенства (или несовершенства) процедуры выборов. Кто, когда и как может указать источник легитимности воздействия СМИ на население, и где критерий этой легитимности?
Тезис о необходимости безграничной свободы и о том, что публика сама делает выбор, смотря (слушая, читая и т. п.) или не смотря тот или иной телеканал, — изначально уязвим. Если есть хотя бы малейшая возможность (а она есть всегда) сосредоточить все СМ И в одних руках, то это обязательно будет проделано. И здесь нет принципиальной разницы, чьи это будут руки — тоталитарного государства, олигархической плутократии или, скажем, последователей мистического учения Буду!
Вообще эффективность информационного манипулирования определяется процентом субъектов, поддавшихся внушению. Исследования этого вопроса в России и в западных странах показали, что ему подвержены от 40 до 75% всего взрослого населения. Он примерно совпадает с процентом лиц, поддающихся внушению в медицинских экспериментах при лечении лекарствами-«пустышками».
По большому счету существует ограниченное число основных способов недобросовестной подачи информации. Например, «отвлечение внимания противника от какой-нибудь мысли», которую хотят провести без критики. Мысль, которую хотят таким образом провести, или не высказывается вовсе, а только необходимо подразумевается, или же высказывается, но возможно короче, в самой серой, обыденной форме. Перед нею же высказывают такую мысль, которая поневоле должна своим содержанием или формой привлечь особое внимание противника, например, чем-нибудь задеть, поразить его и т. д.
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЛОКАДА
Эффективнее всего для дезинформации ничего не давать. Это называется информационной блокадой. Несомненно, лишение противника возможности публично высказать свою позицию — одна из главнейших задач пропагандистской войны.
КОММЕНТАРИИ
Достаточно хитроумный прием, заставляющий рядового обывателя думать в нужном направлении. Сообщение о каком-либо событии сопровождается интерпретацией комментатора, предлагающего несколько достаточно разумных вариантов объяснения. Порою текст сообщения может быть вполне объективным, но, например, диктор, его зачитывающий, своей интонацией, многозначительными паузами, выражением лица вполне может передать редакторское мнение.
КОНСТАТАЦИЯ ФАКТА
Известно, что если кто-либо обладает громким голосом, говорит спокойно, отчетливо, самоуверенно, имеет представительную внешность и манеры, тот обладает, при прочих равных условиях, огромным преимуществом в устном споре. Тот, кто обладает убежденностью в своей правоте и умеет выразить это тоном, манерой говорить или выражением лица, тот обладает тоже большой внушающей силой. Уверенный тон и манеpa порою убедительнее самого довода. В этом секрет успеха деятельности многих фанатиков XX века, начиная с Гитлера и кончая Асахарой. В большой степени это относится к печатным текстам, но особенно к аудио- и видеоматериалам.
ЛОЖНАЯ АНАЛОГИЯ
Человеку присуще мыслить аналогиями. На этом свойстве основано действие одной из самых опасных психологических ловушек. Логическую связку «конкретная причина — конкретное следствие» люди склонны неоправданно распространять на другие объекты, не имеющие к ним никакого отношения. Очень опасно подменять причинно-следственные связи обычной последовательностью событий во времени, так как «после того как» еще не означает «из-за того как».
МНОГОКРАТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ
Народная мудрость гласит: «Если человеку 99 раз сказать, что он свинья, то на 100 раз он захрюкает». Поэтому постоянное повторение одного и того же довода особенно широко применяется в ораторской практике. Часто довод вводят каждый раз в различной форме, но так, чтобы ясно было, что мысль одна и та же. Это действует как механическое «вдалбливание в голову», особенно эффективное, если оно украшено цветами красноречия и профессиональным пафосом.
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОТВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ
При любом виде манипуляции важно подавление психологического сопротивления человека внушению. Поэтому лучше всего, если пропаганда будет состоять из комбинации развлекательной и информационной частей. Развлечение в виде популярных мелодий, ярких фотографий, специально подобранных видеорядов не только возбуждает интерес к сообщению, но и отвлекает от его истинного смысла, временно отключая критичность восприятия материала.
ОПТИМАЛЬНЫЙ БАЛАНС
Чтобы заставить себя слушать, нужно заставить себя верить. Для этого очень важно соблюдать правильный баланс между достоверными и легко проверяемыми сведениями, сведениями не вполне достоверными («серой информацией») и откровенной («черной») дезинформацией. Очень хорошо насыщать свои сообщения фактической информацией — именами, названиями городов и улиц, различными общеизвестными деталями. Полезно вкрапливать в тексты пропагандистских материалов «мнения противной стороны» и факты, на первый взгляд неблагоприятные с официальной точки зрения тех стран, откуда вещают, скажем, крупнейшие мировые информагентства. При правильном балансе это дает поразительный эффект правдоподобия.
ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ
Подмена заключается в использовании благоприятных определений (эвфемизмов) для обозначения неблагоприятных действий и наоборот. Основной целью применения приема является создание более благоприятного имиджа достаточно некрасивых действий. К этому же примыкает способ смещения акцентов.
ПОЛУПРАВДА
Известно, что лучшие сорта лжи делаются из полуправды. Этот метод активно использовался во все времена среди всех народов.
ПРИВЫКАНИЕ
Люди инстинктивно боятся всего непонятного, враждебного, незнакомого. Но если удается прорвать первоначальное предубеждение, то возможно постепенное привыкание к любой новой точке зрения.
ПРИНЦИП КОНТРАСТА
Психологами замечено большое влияние социального фона при восприятии событий. Позитивная информация более заметна на фоне «чернухи», а вот обратное не всегда верно. На фоне глупых умные выглядят гениями. На фоне дистрофиков — обычные люди кажутся атлетами. На фоне африканского правителя-людоеда любой тиран средней руки превращается, как минимум, в консервативного традиционалиста. Этот прием широко используется в СМИ при компоновке новостных блоков, неявным образом подводя обывателя к явным выводам.
СОЗДАНИЕ АССОЦИАЦИЙ
Если объект поражения хлесткой метафорой «привязать» к чему-то, что в глазах масс является полюсом позитива или негатива, можно получить стойкую ассоциацию.
«Сталин — это Ленин сегодня».
«СССР — империя зла».
«Массы — как женщина, а женщина подчиняется силе».
Запускается механизм ассоциативного мышления, который привлекателен тем, что можно не думать, а просто извлекать из памяти готовые истины, которые привычны, известны и понятны. Вот в этом и заключается ловушка. Набор прописных истин, собранных вместе, практически всегда можно трактовать в любом, нужном для манипулятора ключе.
СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЛНЫ
Одним из самых эффективных приемов пропагандистского воздействия является запуск информационной волны. Такую волну можно запустить, если заставить большое количество самых разнообразных СМИ комментировать одни и те же сообщения. Далее возникают «вторичные волны», появляются оценки, слухи и домыслы. Стартовым механизмом такой волны, ее «информационным поводом» может быть что угодно. Начиная от визита VIP-персоны в страну и кончая банальным стаканом апельсинового сока, выплеснутого в прямом эфире в физиономию оппонента.
СОЗДАНИЕ УГРОЗЫ
Весьма эффективный способ манипуляции общественным мнением — это убеждение обывателя в существовании в данный момент для него реальной угрозы, а если таковой в наличии не имеется, то создание угроз мнимых.
ССЫЛКА НА АНОНИМНЫЙ АВТОРИТЕТ
Известный пропагандистский прием, когда имя авторитета не сообщается, но с важным видом производится цитирование документов, оценок экспертов, свидетельских отчетов и других материалов, которые необходимы для подкрепления продвигаемой информации. Характерны примеры этих ритуальных заклинаний: «Представители спецслужб считают...», «Политологи придерживаются мнения...», «Источник из ближайшего окружения, который пожелал остаться неизвестным, сообщает...». Какие представители? Какие политологи? Какой источник? Подаваемая таким образом информация, как правило, является ложью, но ссылки на мифический авторитет придают ей солидность и вес.
УПРЕЖДАЮЩИЙ УДАР
Распространен метод упреждающего удара, некоего заблаговременного выброса негативной информации. Это может спровоцировать необдуманную реакцию противника и тем самым предоставить авторам этого «активного мероприятия» определенную свободу действий.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЗОНАНС
Если во время репортажа опросить якобы случайных людей, то из этого материала легко сформировать необходимый смысловой и эмоциональный ряд. Тут хорошо использовать истерически кричащих женщин, плачущих детей и доведенных до отчаяния людей, готовых на неординарные поступки.
Необходимо четко осознавать, что в современном обществе с помощью СМИ проводится целенаправленное воздействие на сознание каждого в интересах вполне конкретных людей или групп влияния. В своей книге «Манипуляция сознанием» С. Г. Кара-Мурза сформулировал ряд правил, позволяющих хотя бы минимизировать риск стать жертвой манипуляции. Приведем изложение лишь некоторых из них.
Включение здравого смысла. Постараться ответить на вопрос: «А как бы я сделал это?». Как ни странно, но очень часто оказывается, что можно предложить совсем иное решение, весьма отличающееся от навязываемого.
Диалогичность мышления. Манипуляторы стараются превратить публику в потребителей готовых идей и решений. Попытайтесь при обдумывании проблемы провести ее обсуждение, некий диалог (хотя бы мысленный), не принимая ни одного серьезного утверждения на веру.
Изменение темпа. Манипулятор достигает успеха, когда он опережает процесс мобилизации психологических защит аудитории. Поэтому такое большое значение придается сенсационности и срочности. Нельзя поддаваться этому давлению и не задумываясь принимать оценки, которые нам навязывают. Известное «тугодумие» крестьян в большой мере объясняет их замечательную устойчивость против манипуляции.
Непредсказуемость. Легче всего манипулировать сознанием человека, мышление которого отвечает четкому и строгому алгоритму. Уход от общепринятых стереотипов часто нарушает всю программу манипуляции.
Отключение эмоций. Большинство информационных воздействий, используемых манипуляторами, имеет очень сильную эмоциональную окраску. Поэтому следует сознательно стараться воспринимать сообщения по возможности бесстрастно, чтобы принимать решения «на холодную голову», без скрытой навязываемой подсказки.
Отсеивание шума. Манипуляция успешна в условиях «шума», когда человек не может сосредоточиться на той проблеме, по которой он должен принять решение. Лучше вообще на время отказаться от получения других сообщений, чтобы обдумать одно из них.
Поиск корня проблемы. Манипуляция во многом сводится к тому, что людям предлагают такую трактовку проблемы, которая уводит его от сути. Еще Ф. М. Достоевский говорил, что надо доходить до последних вопросов. Это значит, что следует попытаться отвергнуть предложенную трактовку и начать ставить собственные вопросы, стараясь углубиться в предмет шаг за шагом.
Смена языка. Один из главных принципов защиты от манипуляции — отказ от языка, на котором'потенциальный манипулятор излагает проблему. Попытайтесь пересказать то же самое, но другими словами, избегая всяких идеологических категорий.
Создание альтернатив. Манипулятор представляет выгодное ему решение как не имеющее альтернативы, например, «Иного не дано», «Коней на переправе не меняют», «Альтернативы Мячикову нет». Появление утверждений подобного рода следует рассматривать как сигнал о наличии манипуляции.
Создание контекстов. Поскольку один из главных приемов манипуляции — втиснуть проблему в искусственно построенный контекст (часто это ложный контекст), то защитным средством будет неприятие предложенной постановки вопроса, замена навязываемого контекста иным, выстроенным независимо от манипулятора.
Сокращение контактов. Необходимо стараться меньше бывать в зоне контактов с манипулятором или потенциальным манипулятором. Нужная информация так или иначе до вас дойдет.
Уход от захвата. Важный этап в манипуляции — захват ау-дитории установление контакта с ней, ее присоединение. Успех манипуляции невозможен без возникновения некоего «сочувствия» к манипулятору в душевном мире мани пул ируемого. Поэтому старайтесь по возможности прерывать контакты, уходить в другие сферы деятельности хотя бы на время (в том случае, если нет возможности уйти полностью). Старайтесь заставить манипулятора перейти к сути дела, не дав ему возможности «присоединить» аудиторию и, следовательно, лишив ее способности критически воспринимать сообщения.
В конце предложенных правил поведения С. Г. Кара-Мурза отмечает: «Всё это, конечно, советы слабые. Главный совет — думать, хотя рассчитывать на собственный рассудок и достаточную информированность по всем вопросам в политике, юриспруденции, торговле, психологии рекламы и т. д. наивно. Но попытаться воспользоваться хотя бы некоторыми из них все-таки лучше, чем безвольно идти на поводу у манипулятора».
РОЛЬ И МЕСТО ЛЕГЕНДЫ В РАЗВЕДКЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛЕГЕНДИРОВАНИЯ
Легенда — это специально подобранные с учетом назначения и условий использования факты и вымышленные сведения, ссылаясь на которые сотрудники СБ скрывают от криминальных структур и конкурентов реальные результаты деятельности охраняемого предприятия. Легенда помогает ввести их в заблуждение, вскрыть их осведомленность о деятельности охраняемого предприятия.
Для разработки убедительной легенды подбираются сведения, которые, вплетаясь в цепь действительных фактов и событий и не нарушая их логической последовательности, создают правдоподобную ситуацию. Эта ситуация рассчитана на то, чтобы заставить криминальные структуры или конкурентов действовать и «проявиться». Эти действия и проявления могут быть зафиксированы службой безопасности.
Чтобы разработанная легенда выглядела правдоподобно и убедительно, чтобы люди, для которых она предназначена, поверили в нее, легенду необходимо закрепить.
Закрепление легенды проводится мероприятиями, которые прямо или косвенно подтверждают вымышленные детали или факты. Вымышленная часть событий не должна поддаваться проверке.
Легендирование предполагает процесс создания, отработки, закрепления, продвижения и практического использования легенды для достижения определенных целей оперативной работы. Для решения каждой цели разрабатывается самостоятельная легенда.
ФУНКЦИИ И НАЗНАЧЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ
Легендирование в деятельности СБ применяется во всех случаях, когда необходимо скрыть от криминальных структур и конкурентов планы работы охраняемого предприятия, его реальные достижения, доходы, заключение договоров о кредитах, сделках, сроки получения товаров, свои деловые связи и т. д. Легендирование используется для продвижения ложной информации о потребностях, целях, интересах предприятия — это вторая его функция.
Третья функция легендирования — проверка кадров при приеме на работу.
Четвертая функция — выявление информаторов или криминальных элементов в структуре охраняемого предприятия.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕГЕНДИРОВАНИЯ
Легендирование представляет собой своеобразную психологическую проблему для исполнителей. Чтобы успешно справиться с этой проблемой, сотрудник СБ должен обладать рядом необходимых качеств: умением мобилизовать память, сосредоточить мышление и внимание, интуицией. Он должен иметь спокойный, уравновешенный характер, уметь быстро собраться, думать много, но недолго, быстро соображать, не теряться в сложных, непредвиденных ситуациях, обладать обширными знаниями.
Сотруднику СБ приходится запоминать большое количество сведений, касающихся использования легенды: факты, детали легендируемых событий, явлений, фамилии и имена участников событий и т. п.
Ему необходимо научиться действовать самостоятельно, принимать решения на ходу, давать ответы без подготовки, импровизировать и т. п.
Вымышленные детали легенды используются только в конкретных ситуациях. Они «обслуживаются» оперативной памятью сотрудника СБ без тренировки. Как правило, вымысел забывается значительно быстрее, чем реальные события. Поэтому его необходимо хорошо запомнить. В легенде должен быть минимум вымышленной информации, не опирающейся на факты.
ПРИНЦИПЫ ЛЕГЕНДИРОВАНИЯ
Основные требования, предъявляемые к легенде
Многообразие жизненных и деловых ситуаций порождает и многообразие легенд. Но каковы бы ни были легенды, они должны отвечать ряду общих требований: целенаправленность, надежность, конкретность, всесторонность, жизнестойкость.
Целенаправленность. Всякая легенда должна соответствовать своему назначению и цели, убедительно объяснять именно те действия, которые она вызывает или прикрывает.
Правдоподобность. Любая легенда должна правдоподобно объяснять действия сотрудника СБ. Правдоподобность легенды тем выше, чем больше она опирается на реальные события, факты и сведения. Правдоподобность легенды подкрепляется документами, материалами, экипировкой и поведением сотрудника СБ. Не нуждаются в подкреплении те части легенды, которые соответствуют действительности. Следует избегать излишних подробностей, чтобы не запутаться. Правдоподобность легенды способствует ее принятию за истину и предопределяет успех проводимого мероприятия.
Надежность. Легенда, в зависимости от ее назначения, должна выдерживать проверку, быть согласованной, непротиворечивой, не должна содержать ошибок. Надежность легенды тесно связана с ее правдоподобностью.
Конкретность. Легенда должна строиться на основе конкретных подлинных фактов, иметь свою предысторию, отражать конкретное время, место и обстоятельства.
Всесторонность. Легенда должна учитывать характер решаемой задачи, личные качества исполнителя, особенности криминогенной обстановки, предшествующие события и возможные последствия мероприятия.
Жизнестойкость. Легенда должна строиться с учетом ее возможного продолжения, дополнения, изменения и уточнения в соответствии с уже сработавшей частью легенды. Легенда должна быть достаточно простой и запоминающейся, чтобы сократить число возможных ошибок при ее использовании.
При составлении легенды для работы против криминальных группировок следует учитывать их хорошую осведомленность, широкие возможности получения информации от сотрудников правоохранительных органов, жесткое реагирование на неблагоприятные для них мероприятия и т. п.