Лесной кодекс Украины

ЛЕСНОЙ КОДЕКС УКРАИНЫ

Содержание

Р о з д і л I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ стр.3-4

Р о з д і л II

ПРАВА НА ЛЕСА

Глава 1

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЛЕСА стр.5-7

Глава 2

ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСАМИ стр.7-11

Р о з д і л III

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЯ

В СФЕРЕ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Глава 3

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЯ

В СФЕРЕ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ стр.12-17

Р о з д і л IV

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

Глава 4

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА стр.18

Глава 5

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ВЕДЕНИЮ

ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА стр.18-19

Глава 6

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДОЛ ЛЕСОВ стр.19-20

Глава 7

УСТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТА ЗРЕЛОСТИ ДЕРЕВОСТАНІВ,

НОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ стр.21

Глава 8

ЛІСОВПОРЯДКУВАННЯ стр.21-23

Глава 9

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ КАДАСТР И УЧЕТ ЛЕСОВ стр.23-25

Глава 10

МОНИТОРИНГ ЛЕСОВ И ЛЕСНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ стр.25

Глава 11

ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ

ЗЕМЕЛЬНЫХ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТ

СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ, КОТОРЫЕ ВЛИЯЮТ

НА СОСТОЯНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЛЕСОВ стр.25-28

Р о з д і л V

ВЕДЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

Глава 12

СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ВЕДЕНИЯ

ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА стр.28

Глава 13

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ стр.28-33

Глава 14

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЛЕСОВ стр.33-34

Глава 15

ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ, УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВЕННОГО СОСТАВА

ЛЕСОВ И СОХРАНЕНИЕ БІОРІЗНОМАНІТТЯ В ЛЕСАХ стр.34-35

Глава 16

ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ стр.35-39

Глава 17

КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ, ЗАЩИТОЙ,

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕМ ЛЕСОВ стр.39-40

Глава 18

ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ИЗ ПОВЫШЕНИЯ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ, УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВЕННОГО СОСТАВА ЛЕСОВ,

ИХ ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ стр.40-41

Глава 19

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

ОТНОСИТЕЛЬНО РАСШИРЕННОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛЕСОВ стр.41-42

Глава 20

ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЛЕСОВ НА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЯХ ЗЕМЕЛЬ стр.42

Р о з д і л VI

РЕШЕНИЕ СПОРОВ В СФЕРЕ ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ,

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЛЕСОВ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Глава 21

РЕШЕНИЕ СПОРОВ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ,

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЛЕСОВ стр.42-43

Глава 22

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА стр.43-45

Р о з д і л VII

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Глава 23

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ стр.45

Р о з д і л VIII

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ стр.46-48

Р о з д і л I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие о лесе

Лес - тип естественных комплексов, в котором объединяются преимущественно

древесная и кустарниковая растительность с соответствующими грунтами,

травяной растительностью, животным світом, микроорганизмами и

другими естественными компонентами, которые взаимосвязанные в своему

развития, влияют один на один и на окружающее естественное

среда.

Леса Украины есть ее национальным богатством и за своим

назначением и місцерозташуванням выполняют преимущественно

водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные,

рекреационные, эстетичные, воспитательные, другие функции и является источником для

удовлетворение нужд общества в лесных ресурсах.

Все леса на территории Украины, независимо от того, на землях

каких категорий за основным целевым назначением они возрастают,

и независимо от права собственности на них, представляют лесной фонд

Украины и находятся под охраной государства.

Лесной участок - участок лесного фонда Украины с определенными

границами, выделенная соответственно этому Кодексу для ведения лесного

хозяйства и использование лесных ресурсов без изъятия ее в

землепользователя или владельца земли.

Лесные участки могут быть покрыты лесной растительностью, а

также постоянно или временно не покрытые лесной растительностью

(вследствие неоднородности лесных естественных комплексов,

лесохозяйственной деятельности или стихийного бедствия и т.п.). К не

покрытых лесной растительностью лесных участков принадлежат лесу

участка, занятые несомкнутыми лесными культурами, лесными

рассадниками и плантациями, а также лесными путями и просеками,

лесными противопожарными разрывами, лесными осушительными канавами

и дренажными системами.

Земельный лесной участок - земельный участок лесного фонда

Украины с определенными границами, которая предоставляется или изымается в

землепользователя или владельца земельного участка для ведения

лесного хозяйства или других общественных нужд соответственно

земельного законодательства.

Статья 2. Лесные отношения

Лесные отношения - общественное отношение, которое касалось

владение, пользование и распоряжение лесами и направляются на

обеспечение охраны, воспроизведение и постоянное использование лесных

ресурсов с учетом экологических, экономических, социальных и

других интересов общества.

Объектом лесных отношений является лесной фонд Украины и отдельные

лесные участки.

Субъектами лесных отношений являются органы государственной власти, органы

местного самоуправления, юридические лица и граждане, которые действуют

соответственно Конституции (254 96-к/ВР) и законов Украины.

Статья 3. Лесное законодательство Украины

Лесные отношения в Украине регулируются Конституцией Украины

(254 96-к/ВР), Законом Украины "Об охране окружающего

естественной среды" (1264-12), этим Кодексом, другими

законодательными актами Украины, а также принятыми соответственно ним

нормативно-правовыми актами.

Лесные отношения, которые возникают при использовании земли, недр,

вод, а также отношения относительно охраны, использование и воспроизведение

растительного и животного царства, не урегулированные этим Кодексом,

регулируются соответствующими законодательными актами.

Статья 4. Состав лесного фонда Украины

К лесному фонду Украины принадлежат лесные участки, в том

числе защитные насаждения линейного типа, площадью не меньше

0,1 гектара.

К лесному фонду Украины не принадлежат:

зеленые насаждения в пределах населенных пунктов (парки, сады,

скверы, бульвары и т.п.), какие не отнесенные в установленном порядке

к лесам;

отдельные деревья и группы деревьев, кустарники на

сельскохозяйственных угодьях, приусадебных, дачных и садовых

участках.

Статья 5. Земли лесохозяйственного назначения

К землям лесохозяйственного назначения принадлежат лесу

земли, на которые расположенные лесные участки, и нелесные земли,

занятые сельскохозяйственными угодьями, водами и болотами,

сооружениями, коммуникациями, малопродуктивными землями и т.п., которые

предоставленные в установленном порядке и используются для нужд

лесного хозяйства.

Отнесение земельных участков в состав земель

лесохозяйственного назначения осуществляется соответственно

земельного законодательства.

Статья 6. Лесные ресурсы

Лесными ресурсами есть древесные, технические, врачебные и прочие

продукты леса, которые используются для удовлетворения нужд

население и производства и воссоздаются в процессе формирования

лесных естественных комплексов.

К лесным ресурсам также принадлежат полезные свойства лесов

(способность лесов уменьшать отрицательные следствия естественных явлений,

защищать грунты от эрозии, предотвращать загрязнение окружающего

естественной среды и очищать его, оказывать содействие регулированию стока

воды, оздоровлению населения и его эстетичному воспитанию и т.п.),

что используются для удовлетворения общественных нужд.

Р о з д і л II

ПРАВА НА ЛЕСА

Глава 1

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЛЕСА

Статья 7. Леса как объект права собственности

Леса, которые находятся в пределах территории Украины, есть объектами

права собственности Украинского народа.

От лица Украинского народа права владельца на леса

осуществляют органы государственной власти и органы местного

самоуправление в пределах, определенных Конституцией Украины

(254 96-к/ВР).

Леса могут находиться в государственной, коммунальной и частной

собственности.

Субъектами права собственности на леса есть государство, территориальные

общины, граждане и юридические лица.

Статья 8. Право государственной собственности на леса

В государственной собственности находятся все леса Украины, кроме

лесов, которые находятся в коммунальной или частной собственности.

Право государственной собственности на леса приобретается и реализуется

государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров

Автономной Республики Крым, местных государственных администраций

соответственно закону.

Статья 9. Право коммунальной собственности на леса

В коммунальной собственности находятся леса в пределах населенных

пунктов, кроме лесов, которые находятся в государственной или частной

собственности.

В коммунальной собственности могут находиться и другие леса, приобретенные

или отнесенные объектов коммунальной собственности в установленному

законом порядка.

Право коммунальной собственности на леса реализуется

территориальными общинами непосредственно или через образованные ими

органы местного самоуправления.

Статья 10. Право частной собственности на леса

Леса в Украине могут находиться в частной собственности.

Субъектами права частной собственности на леса есть граждане и

юридические лица Украины.

Статья 11. Обретение права коммунальной собственности на леса

Право коммунальной собственности на леса приобретается при

размежевании в установленному законом порядке земель государственной и

коммунальной собственности, а также путем передачи земельных участков с

государственной собственности в коммунальную и из других оснований, не

запрещенных законом.

Статья 12. Обретение права частной собственности на леса

Граждане и юридические лица Украины могут безвозмездно или за

плату приобретать в собственность в составе угодий крестьянских, фермерских

и других хозяйств запертые земельные лесные участки общей

площадью до 5 гектаров. Эта площадь может быть увеличена в случае

наследование лесов согласно закону.

Граждане и юридические лица могут иметь в собственности лисы,

созданные ими на приобретенный в собственность в установленном порядке

земельных участках деградированных и малопродуктивных угодий, без

ограничение их площади.

Леса, созданные гражданами и юридическими лицами на земельных

участках, которые принадлежат им на правах собственности, находятся в

частной собственности этих граждан и юридических лиц.

Статья 13. Возникновение права частной собственности на леса

Право частной собственности на леса граждан и юридических лиц

Украины возникает с момента получения ими документов, которые

заверяют право собственности на земельный участок, и их государственной

регистрации.

Леса, полученные по наследству иностранными гражданами, лицами без

гражданства и иностранными юридическими лицами, подлежат

отчуждению на протяжении одного года.

Документом, который заверяет право частной собственности на леса, есть

государственный акт на право собственности на землю, выданный на соответствующую

земельный участок.

Статья 14. Права и обязанности граждан и юридических лиц, которые

имеют в частной собственности лисы

Граждане и юридические лица, которые имеют в частной собственности

леса, имеют право:

1) собственности на лесные ресурсы и их использование в порядке,

определенному этим Кодексом;

2) на возмещение убытков в случаях, предусмотренных законом;

3) продавать или другим путем отчуждать соответственно

закона земельный лесной участок;

4) сооружать в установленном порядке производственные и прочие

здания и сооружения, необходимые для ведения лесного хозяйства и

использование лесных ресурсов.

Граждане и юридические лица, которые имеют в частной собственности

леса, обязанные:

1) вести лесное хозяйство на основе материалов

лісовпорядкування соответственно этому Кодексу;

2) обеспечивать охрану, защита, воспроизведение и повышение

производительности лесных насаждений, усиление их полезных

свойств и улучшение плодородия грунтов, выполнять другие

мероприятия соответственно требованиям лесного законодательства;

3) придерживаться правил и норм использования лесных ресурсов;

4) вести лесное хозяйство и использовать лесу

ресурсы способами, которые не наносят ущерб окружающему естественному

среде, обеспечивают сохранение полезных свойств лесов и

создают благоприятные условия для их охраны, защиты и воспроизведение;

5) вести первичный учет лесов, предоставлять в установленному

законодательством порядка статистическую отчетность и информацию о

состояние лесов и использование лесных ресурсов;

6) обеспечивать охрану типичных и уникальных естественных

комплексов и объектов, редчайших и таких, что находятся под

угрозой исчезновения, видов животного и растительного мира, растительных

группировок, оказывать содействие формированию экологической сети соответственно

природоохранного законодательства.

Законом могут быть предусмотренные и другие права и обязанности

граждан и юридических лиц, которые имеют в частной собственности лисы.

Статья 15. Прекращение права частной собственности на леса

Право частной собственности на леса прекращается в случае

прекращение права собственности на земельный лесной участок в случаях и

в порядке, установленных законом.

Прекращение права собственности на леса в случае добровольной

отказа владельца от права собственности на земельный лесной участок на

польза государства или территориальной общины осуществляется за его

заявлением к соответствующему органу в установленному законом порядке.

Глава 2

ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСАМИ

Статья 16. Право пользования лесами

Право пользования лесами осуществляется в порядке постоянного

и временного пользования лесами.

Статья 17. Постоянное пользование лесами

В постоянное пользование лисы на землях государственной собственности

для ведения лесного хозяйства без установления срока

предоставляются специализированным государственным лесохозяйственным

предприятиям, другим государственным предприятиям, учреждениям и

организациям, в которых создано специализированные лесохозяйственные

подразделы.

В постоянное пользование лисы на землях коммунальной собственности

для ведения лесного хозяйства без установления срока

предоставляются специализированным коммунальным лесохозяйственным

предприятиям, другим коммунальным предприятиям, учреждениям и

организациям, в которых созданные специализированные лесохозяйственные

подразделы.

Леса предоставляются в постоянное пользование на основании решения

органов исполнительной власти или органов местного самоуправления,

принятого в пределах их полномочий по согласованию с органами

исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и по вопросам

охраны окружающей естественной среды Автономной Республики

Крым, территориальными органами центральных органов исполнительной

власти по вопросам лесного хозяйства и по вопросам охраны

окружающей естественной среды.

Право постоянного пользования лесами заверяет государственным

актом на право постоянного пользования земельным участком.

Статья 18. Временное пользование лесами

Объектом временного пользования могут быть все леса, которые

находятся в государственной, коммунальной или частной собственности.

Временное пользование лесами может быть: долгосрочным -

сроком от одного до пятидесяти лет и краткосрочным -

сроком до одного года.

Долгосрочное временное пользование лесами - основанное на

договоре срочное платное использование лесных участков, которые

выделяются для нужд охотничьего хозяйства,

культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических и

просветительно-воспитательных целей, проведение научно-исследовательских работ.

Долгосрочное временное пользование лесами государственной и

коммунальной собственности осуществляется без изъятия земельных участков

у постоянных пользователей лесами на основании решения соответствующих

органов исполнительной власти и органов местного самоуправления,

принятого в пределах их полномочий по согласованию с постоянными

пользователями лесами и органом исполнительной власти по вопросам лесного

хозяйства Автономной Республики Крым, территориальными органами

центрального органа исполнительной власти по вопросам лесного

хозяйства.

Долгосрочное временное пользование лесами частной

собственности осуществляется без изъятия земельных участков путем

заключение между владельцем лесов и временным лесопользователем

договора, который подлежит регистрации в органе исполнительной власти с

вопросов лесного хозяйства Автономной Республики Крым,

территориальных органах центрального органа исполнительной власти с

вопросов лесного хозяйства.

Краткосрочное временное пользование лесами для заготовки

второстепенных лесных материалов, побочных лесных користувань и

других нужд, предусмотренных этим Кодексом, осуществляется без

изъятие земельных участков у владельца лесов, постоянного

лесопользователя на основании специального разрешения, которое выдается

владельцем лесов, постоянным лесопользователем предприятиям,

учреждениям, организациям, гражданам Украины, иностранцам и лицам

без гражданства, иностранным юридическим лицам.

Субъектами правоотношений временного пользования лесами есть:

владельцы лесов или уполномочены ими лица;

предприятия, учреждения, организации, граждане Украины,

иностранцы и лица без гражданства, иностранные юридические лица.

Временный лесопользователь не имеет права передавать лесу

участка во временное пользование другим лицам.

Статья 19. Права и обязанности постоянных лесопользователей

Постоянные лесопользователи имеют:

1) право самостоятельно вести хозяйство в лесах;

2) исключительное право на заготовку дерева;

3) право собственности на заготовленную ими продукцию и доходы

от ее реализации;

4) право на возмещение убытков в случаях, предусмотренных

законодательством;

5) право осуществлять соответственно законодательству строительство

дорог, сооружение жилых домов, производственных и других зданий и

сооружений, необходимых для ведения лесного хозяйства.

Постоянные лесопользователи обязаны:

1) обеспечивать охрану, защита, воспроизведение, повышение

производительности лесных насаждений, усиление их полезных

свойств, повышение плодородия грунтов, принимать другие меры

соответственно законодательству на основе принципов постоянного развития;

2) придерживаться правил и норм использования лесных ресурсов;

3) вести лесное хозяйство на основе материалов

лісовпорядкування, осуществлять использование лесных ресурсов

способами, которые обеспечивают сохранение оздоровительных и защитных

свойств лесов, а также создают благоприятные условия для их

охраны, защиты и воспроизведение;

4) вести первичный учет лесов;

5) придерживаться установленного законодательством режима

использование земель;

6) обеспечивать охрану типичных и уникальных естественных

комплексов и объектов, редчайших и таких, что находятся под

угрозой исчезновения, видов животного и растительного мира, растительных

группировок, оказывать содействие формированию экологической сети соответственно

природоохранного законодательства;

7) своевременно вносить плату за специальное использование лесных

ресурсов;

8) обеспечивать беспрепятственный доступ к объектам

электросетей, других инженерных сооружений, которые проходят через лесную

участок, для их обслуживания.

Законом могут быть предусмотренные и другие права и обязанности

постоянных лесопользователей.

Статья 20. Права и обязанности временных лесопользователей на

условиях долгосрочного пользования

Временные лесопользователи на условиях долгосрочного

пользования имеют право:

1) осуществлять хозяйственную деятельность в лесах с соблюдением

условий договора;

2) по согласованию с владельцами лесов, постоянными

лесопользователями в установленном порядке сводить временные

здания и сооружения, необходимые для ведения хозяйственной деятельности;

3) получать продукцию и доходы от ее реализации.

Временные лесопользователи на условиях долгосрочного

пользование обязанные:

1) приступать к использованию лесов в сроки, установленные

договором;

2) выполнять установленные ограничения (отягощение) в объеме,

предусмотренному законом и договором;

3) придерживаться установленного законодательством режима

использование земель;

4) вести работы способами, которые обеспечивают сохранение

оздоровительных и защитных свойств лесов, а также создают

благоприятные условия для охраны, защиты и воспроизведение типичных и

уникальных естественных комплексов и объектов, редчайших и таких, что

находятся под угрозой исчезновения, видов животного и растительного

мира, оказывать содействие формированию экологической сети;

5) своевременно вносить плату за использование лесных ресурсов;

6) не поднимать прав других лесопользователей.

Законом и договором могут быть предусмотренные и другие права и

обязанности временных лесопользователей на условиях долгосрочного

пользование.

Статья 21. Права и обязанности временных лесопользователей на

условиях краткосрочного пользования

Временные лесопользователи на условиях краткосрочного

пользования имеют право:

1) осуществлять использование лесных ресурсов с соблюдением

требований специального разрешения;

2) по согласованию с владельцами лесов, постоянными

лесопользователями в установленном порядке сооружать временные

здания и сооружения, необходимые для хранения и первичной обработки

заготовленной продукции;

3) собственности на заготовленную ими в результате использования

лесных ресурсов продукцию и доходы от ее реализации;

4) на возмещение убытков в случаях, предусмотренных

законодательством.

Временные лесопользователи на условиях краткосрочного

пользование обязанные:

1) осуществлять использование лесных ресурсов за установленными

правилами и нормами;

2) вести работы способами, которые обеспечивают сохранение

оздоровительных и защитных свойств лесов, а также создают

благоприятные условия для охраны, защиты и воспроизведение лесов,

охраны типичных и уникальных естественных комплексов и объектов,

редчайших и таких, что находятся под угрозой исчезновения, видов

животного и растительного мира;

3) своевременно вносить плату за использование лесных ресурсов;

4) не поднимать прав других лесопользователей.

Законом могут быть предусмотренные и другие права и обязанности

временных лесопользователей на условиях краткосрочного

пользование.

Статья 22. Прекращение права пользования лесами

Основаниями прекращения права постоянного пользования лесами есть:

1) прекращение права пользования земельным лесным участком в

случаях и порядке, установленных законом;

2) использование лесных ресурсов способами, которые наносят

вред окружающей естественной среде, не обеспечивают

сохранение оздоровительных, защитных и других полезных свойств

лесов, отрицательно влияют на их состояние и воспроизведение;

3) использование лесного участка не по целевому назначению.

Право временного пользования лесами прекращается в

случаях, предусмотренных статьей 78 этого Кодекса для прекращения

права использования лесных ресурсов.

Статья 23. Лесные сервитуты

Лесной сервитут - право на ограничено платное или безвозмездное

пользование чужим земельным лесным участком.

Граждане имеют право свободно находиться в лесах государственной и

коммунальной собственности, если другое не предусмотрено законом.

Права владельцев лесов или лесопользователей могут быть

ограниченные в пользу других заинтересованных лиц на основании закона,

договоров, завещания или по решению суда.

Установление лесного сервитута не ведет к лишению

владельца земельного лесного участка, относительно которого установлен лесной

сервитут, права владения, пользование и распоряжение ею, а

пользователя - владение, пользование.

Лесной сервитут осуществляется способом, наименее отягощающим

для владельца лесов или пользователя земельного лесного участка, относительно

которой он установлен.

Положение Гражданского (435-15) и Земельного кодексов

Украины (2768-14) применяются к лесным сервитутам в

части, которая не противоречит требованиям этого Кодекса.

Статья 24. Защита прав владельцев лесов, лесопользователей и

граждан

Права владельцев лесов, лесопользователей и граждан

предохраняются законом и могут быть ограниченные или прекращенные лишь в

случаях, предусмотренных этим Кодексом и другими законодательными

актами.

Ущерб, причиненные вследствие нарушения прав владельцев лесов,

лесопользователей и граждан, подлежат возмещению в полному

объеме соответственно закону.

Р о з д і л III

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЯ

В СФЕРЕ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Глава 3

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЯ

В СФЕРЕ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Статья 25. Основные задачи государственного регулирования и

управление в сфере лесных отношений

Основной задачам государственного регулирования и управление в

сфере лесных отношений есть обеспечения эффективной охраны,

надлежащей защиты, рационального использования и воспроизведение

лесов.

Государственное регулирование и управления в сфере лесных отношений

осуществляется путем:

1) формирование и определение основных направлений государственной

политики в сфере лесных отношений;

2) определение законом полномочий органов исполнительной власти и

органов местного самоуправления;

3) установление соответственно закону порядка и правил в сфере

охраны, защиты, использование и воспроизведение лесов;

4) осуществление государственного контроля за охраной, защитой,

использованием и воспроизведением лесов.

Статья 26. Полномочие Верховной Рады Украины в сфере

лесных отношений

Верховная Рада Украины в сфере лесных отношений:

1) определяет основы государственной политики в сфере лесных

отношений;

2) принимает законы относительно регулирования отношений в этой сфере;

3) утверждает общегосударственные программы по охране, защите,

использование и воспроизведение лесов;

4) решает другие вопросы в сфере лесных отношений соответственно

к Конституции Украины (254 96-к/ВР).

Статья 27. Полномочие Кабинета Министров Украины в сфере

лесных отношений

Кабинет Министров Украины в сфере лесных отношений:

1) обеспечивает реализацию государственной политики в сфере лесных

отношений;

2) направляет и координирует деятельность органов исполнительной власти

относительно организации охраны, защиты, использование и воспроизведение

лесов;

3) обеспечивает разработка и выполнение общегосударственных

программ по охране, защите, использованию и воспроизведению лесов;

4) утверждает государственные программы по охране, защите,

использование и воспроизведение лесов;

5) передает в собственность, предоставляет в постоянное пользование для

нелесохозяйственных нужд земельные лесные участки площадью более как

1 гектар, которые находятся в государственной собственности;

6) устанавливает порядок и нормативы платы за использование

лесных ресурсов;

7) принимает решение об ограничении или временном прекращении

деятельности предприятий, учреждений и организаций в случае нарушения

ими природоохранного и лесного законодательства;

8) решает другие вопросы в сфере лесных отношений соответственно

к Конституции Украины (254 96-к/ВР) и закона.

Статья 28. Полномочие центрального органа исполнительной власти

по вопросам лесного хозяйства в сфере лесных

отношений

Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти с

вопросов лесного хозяйства:

1) осуществляет государственное управление, координацию выполнения

мероприятий в области ведения лесного хозяйства;

2) вносит предложению относительно формирования и реализации государственной

политики в сфере лесных отношений;

3) разрабатывает и организовывает выполнение общегосударственных,

государственных и региональных (местных) программ по охране, защите,

использование и воспроизведение лесов;

4) разрабатывает и утверждает в установленном порядке

правовой^-правовые-нормативно-правовые акты по ведению лесного хозяйства;

5) осуществляет государственный контроль за соблюдением норм, правил и

других нормативно-правовых актов по ведению лесного хозяйства;

6) организовывает ведение лісовпорядкування, учета лесов,

государственного лесного кадастра и мониторинга лесов;

7) организовывает ведение лесного хозяйства и рациональное

использование лесных ресурсов;

8) обеспечивает функционирование государственной лесной охраны,

координирует деятельность лесной охраны других постоянных

лесопользователей и владельцев лесов;

9) координирует осуществление мероприятий из охраны лесов от пожаров и

защиты от вредителей и болезней;

10) координирует работу по ведению лесного хозяйства

подчиненными ему научно-исследовательскими учреждениями;

11) выдает лицензии соответственно закону;

12) вносит предложению относительно ограничения или временного

прекращение деятельности предприятий, учреждений и организаций

независимо от их подчинения и форм собственности в случае

нарушение ими природоохранного и лесного законодательства;

13) принимает участие в подготовке, переподготовке и повышении

квалификации кадров для лесного хозяйства;

14) осуществляет международное сотрудничество по вопросам ведения

лесного хозяйства;

15) решает другие вопросы в сфере регулирования лесных отношений

соответственно закону.

Центральный орган исполнительной власти по вопросам лесного

хозяйства осуществляет положены на него полномочия самостоятельно и

через его территориальные органы и орган исполнительной власти по вопросам

лесного хозяйства Автономной Республики Крым.

Статья 29. Полномочие центрального органа исполнительной власти

по вопросам охраны окружающего естественного

среды в сфере лесных отношений

Центральный орган исполнительной власти по вопросам охраны

окружающей естественной среды в сфере лесных отношений:

1) вносит предложению относительно формирования и реализации государственной

политики в сфере охраны, защиты, использование и воспроизведение

лесов как составной части государственной политики в сфере охраны

окружающей естественной среды;

2) осуществляет государственное управление, регулирование в сфере охраны,

защиты, использование и воспроизведение лесов как составной части

мероприятий из охраны окружающей естественной среды,

рационального использования, воспроизведение и охраны естественных

ресурсов;

3) осуществляет государственный контроль за соблюдением требований

природоохранного законодательства в сфере охраны, защиты,

использование и воспроизведение лесов;

4) координирует осуществление органами исполнительной власти мероприятий с

охраны, защиты, использование и воспроизведение лесов;

5) принимает участие в разработке общегосударственных, государственных и

региональных (местных) программ по охране, защите, использованию

и воспроизведение лесов;

6) согласовывает материалы лісовпорядкування;

7) утверждает в установленном порядке нормативы использования

лесных ресурсов;

8) согласовывает нормативно-правовые акты по ведению лесного

хозяйства;

9) организовывает проведение экологической экспертизы относительно влияния

промышленных и других объектов, химических веществ на леса,

утверждает перечни пестицидів, разрешенных для применения в

лесах, устанавливает регламенты их применения;

10) ограничивает или останавливает (временно) в установленном порядке

деятельность предприятий, учреждений и организаций независимо от их

подчинение и форм собственности, если она осуществляется с

нарушением законодательства об охране окружающего естественного

среды, требований разрешений на использование природных ресурсов;

11) рассматривает дела об административных правонарушениях;

12) применяет в случаях, предусмотренных законом, экономические

санкции к предприятиям, учреждениям и организациям, их должностным и

служебных лиц, граждан за нарушение требований законодательства, подает

иски против суда о возмещении ущерба и потерь, причиненных

вследствие такого нарушения;

13) обеспечивает согласование проектов отвода земельных

лесных участков;

14) решает другие вопросы соответственно закону.

Статья 30. Полномочие Верховной Рады Автономной Республики

Крым, областных, Киевской и Севастопольской

городских, районных советов в сфере лесных отношений

Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, Киевская

и Севастопольская городские, районные советы в сфере лесных отношений в

границах своих полномочий на соответствующей территории:

1) обеспечивают реализацию государственной политики в сфере лесных

отношений;

2) обеспечивают выполнение общегосударственных и государственных

программ по охране, защите, использованию и воспроизведению лесов и

утверждают региональные (местные) программы по этим вопросам;

3) передают в собственность, предоставляют в постоянное пользование

земельные лесные участки на землях общей собственности соответствующих

территориальных общин, собственности территориальных общин городов Киева

и Севастополя и прекращают права пользования ими;

4) принимают решение о выделении в установленном порядке

для долгосрочного временного пользования лесами лесных

участков на землях общей собственности соответствующих территориальных

общин, собственности территориальных общин городов Киева и Севастополя

и прекращают права пользования ими;

5) согласовывают лимит использования лесных ресурсов при

заготовки второстепенных лесных материалов и осуществимые побочных

лесных користувань;

6) согласовывают максимальные нормы безвозмездного сбора дикорастущих

травяных растений, цветов, ягод, орехов, грибов и т.п.;

7) устанавливают порядок использования средств, которые выделяются с

соответствующего местного бюджета на ведение лесного хозяйства;

8) решают другие вопросы в сфере лесных отношений соответственно

к закону.

Статья 31. Полномочие Совета министров Автономной Республики

Крым, областных, Киевской и Севастопольской

городских государственных администраций в сфере лесных

отношений

Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская

и Севастопольская городские государственные администрации в сфере лесных

отношений в пределах своих полномочий на их территории:

1) обеспечивают реализацию государственной политики в сфере лесных

отношений;

2) принимают участие в разработке и обеспечении выполнения

региональных (местных) программ по охране, защите, использованию

и воспроизведение лесов;

3) осуществляют контроль за соблюдением законодательства в сфере

лесных отношений;

4) передают в собственность, предоставляют в постоянное пользование для

ведение лесного хозяйства земельные лесные участки, которые

находятся в государственной собственности, на соответствующей территории;

5) передают в собственность, предоставляют в постоянное пользование для

нелесохозяйственных нужд земельные лесные участки площадью к

1 гектара, которые находятся в государственной собственности, на соответствующей

территории, а также в пределах городов республиканского (Автономной

Республики Крым) и областного значения и прекращают права

пользование ими;

6) принимают решение о выделении в установленном порядке

для долгосрочного временного пользования лесами лесных

участков, которые находятся в государственной собственности, на соответствующей

территории, а также в пределах городов областного и республиканского

(Автономной Республики Крым) значение;

7) ограничивают или временно прекращают деятельность предприятий,

учреждений и организаций в случае нарушения ими лесного

законодательства в порядке, предусмотренном законодательством;

8) обеспечивают осуществление мероприятий по охране и защите

лесов, ликвидации последствий стихийных явлений, лесных пожаров,

привлекают в установленном порядке к этим работам населения,

транспортные и другие технические средства и оборудования, запрещают

посещение лесов населением и въезд к ним транспортных средств

в период высокой пожарной опасности в порядке, предусмотренному

законодательством;

9) устанавливают лимит использования лесных ресурсов при

заготовки второстепенных лесных материалов и осуществимые побочных

лесных користувань;

10) устанавливают максимальные нормы безвозмездного сбора

дикорастущих травяных растений, цветов, ягод, орехов, грибов и т.п.;

11) решают другие вопросы в сфере лесных отношений

соответственно закону.

Статья 32. Полномочие районных государственных администраций в

сфере лесных отношений

Районные государственные администрации в сфере лесных отношений на их

территории:

1) обеспечивают реализацию государственной политики в сфере лесных

отношений;

2) принимают участие в разработке и обеспечении выполнения

региональных (местных) программ по охране, защите, использованию

и воспроизведение лесов;

3) передают в собственность, предоставляют в постоянное пользование для

нелесохозяйственных нужд земельные лесные участки площадью к

1 гектара, которые находятся в государственной собственности, в пределах сел,

поселков, мост районного значения и прекращают права пользования

ими;

4) принимают решение о выделении в установленном порядке

для долгосрочного временного пользования лесами лесных

участков, которые находятся в государственной собственности, в пределах сел, поселков,

мост районного значения;

5) принимают участие в осуществлении мероприятий по охране и защите

лесов, ликвидации последствий стихийных явлений, лесных пожаров,

привлекают в установленном порядке к этим работам населения,

транспортные и другие технические средства и оборудования;

6) вносят в установленном порядке предложения об ограничении

или временное прекращение деятельности предприятий, учреждений и

организаций в случае нарушения ими лесного законодательства;

7) решают другие вопросы в сфере лесных отношений соответственно

к закону.

Статья 33. Полномочие сельских, поселковых, городских советов в

сфере лесных отношений

Сельские, поселковые, городские советы в сфере лесных отношений на

соответствующей территории:

1) передают в собственность, предоставляют в постоянное пользование

земельные лесные участки, которые находятся в коммунальной собственности, в

границах сел, поселков, мост и прекращают права пользования ими;

2) принимают решение о выделении в установленном порядке

для долгосрочного временного пользования лесами лесных

участков, которые находятся в коммунальной собственности, в пределах сел,

поселков, мост и прекращают права пользования ими;

3) принимают участие в осуществлении мероприятий по охране и защите

лесов, ликвидации последствий стихийных явлений, лесных пожаров,

привлекают в установленном порядке к этим работам населения,

транспортные и другие технические средства и оборудования;

4) организовывают благоустройство лесных участков и

культурно-бытовое обслуживание отдыхающих в лесах, которые

используются для этих целей;

5) устанавливают порядок использования средств, которые выделяются с

местного бюджета на ведение лесного хозяйства;

6) решают другие вопросы в сфере лесных отношений соответственно

к закону.

Р о з д і л IV

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

Глава 4

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 34. Задача организации лесного хозяйства

Организация лесного хозяйства имеет своей задачей

обеспечивать ведение лесного хозяйства на началах постоянного

развития с учетом естественных и экономических условий, целевого

назначение, лісорослинних условий, породного состава лесов, а также

функций, которые они выполняют.

Статья 35. Содержание организации лесного хозяйства

Организация лесного хозяйства предусматривает:

1) разработка и утверждение в установленному законом

порядка нормативно-правовых актов по ведению лесного хозяйства;

2) низменность лесов на категории в зависимости от основных выполняемых

ими функций, выделение особенно защитных лесных участков;

3) установление возраста зрелости деревостанів, норм

использование лесных ресурсов;

4) проведение лісовпорядкування;

5) ведение государственного лесного кадастра, учета лесов;

6) ведение мониторинга лесов;

7) проведение лесной сертификации;

8) осуществление других организационно-технических мероприятий согласно

основными требованиями относительно ведения лесного хозяйства, определенными

законодательством.

Глава 5

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ВЕДЕНИЮ

ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 36. Содержание нормативно-правовых актов по ведению лесного

хозяйства

Нормативно-правовые акты по ведению лесного хозяйства

устанавливают порядок и требования к системе мероприятий из охраны,

защиты, использование и воспроизведение лесов, комплекс качественных и

количественных показателей, параметров, которые обеспечивают регулирование

деятельности в этой области.

Статья 37. Вопросы, которые регулируются нормативно-правовыми

актами по ведению лесного хозяйства

Нормативно-правовыми актами по ведению лесного хозяйства

регулируются:

1) низменность лесов на категории в зависимости от значения и основных

выполняемых ими функций;

2) проведение рубок главного пользования;

3) организация лісовпорядкування;

4) ведение государственного лесного кадастра, учета и мониторинга

лесов;

5) организация и проведения лесной сертификации;

6) заготовка второстепенных лесных материалов и осуществление

побочных лесных користувань;

7) использование полезных свойств лесов для

культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических и

просветительно-воспитательных целей, нужд охотничьего хозяйства и

проведение научно-исследовательских работ;

8) восстановление лесов и лесоразведения;

9) осуществление мероприятий по повышению производительности,

улучшение качественного состава лесов;

10) осуществление охраны лесов от пожаров;

11) осуществление защиты лесов от вредителей и болезней.

Законом, другими нормативно-правовыми актами могут

регулироваться другие вопросы из ведение лесного хозяйства.

Статья 38. Разработка и утверждение нормативно-правовых

актов по ведению лесного хозяйства

Нормативно-правовые акты по ведению лесного хозяйства

разрабатываются в установленном порядке центральным органом

исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства.

Основные требования к ведению лесного хозяйства и мероприятий с

охраны, защиты, использование и воспроизведение лесов соответственно

этого Кодекса и закона утверждаются нормативно-правовыми актами

Кабинета Министров Украины.

Нормативно-правовые акты, которые определяют условия ведения лесного

хозяйства, качественные и количественные показатели оценки деятельности в

этой области, утверждаются в установленном порядке центральным

органом исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства за

согласованием с центральным органом исполнительной власти по вопросам

охраны окружающей естественной среды и другими

заинтересованными центральными органами исполнительной власти.

Требования нормативно-правовых актов по ведению лесного

хозяйства являются обязательными к выполнению всеми владельцами лесов,

постоянными и временными лесопользователями.

Глава 6

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДОЛ ЛЕСОВ

Статья 39. Подол лесов за экологическим и социально-экономическим

значением

Леса Украины за экологическим и социально-экономическим значениям

и в зависимости от основных выполняемых ими функций делятся на

такие категории:

1) защитные леса (выполняют преимущественно водоохранные,

ґрунтозахисні и другие защитные функции);

2) рекреационно-оздоровительные леса (выполняют преимущественно

рекреационные, санитарные, гигиеничные и оздоровительные функции);

3) леса природоохранного, научного, историко-культурного

назначение (выполняют особые природоохранные, эстетичные,

научные функции и т.п.);

4) эксплуатационные леса.

Подол лесов на категории в зависимости от основных выполняемых

ими функций проводится в порядке, который устанавливается Кабинетом

Министров Украины.

Статья 40. Установление границ лесных участков, отнесенных

соответствующих категорий лесов

Во время деления лесов на соответствующие категории устанавливаются

границы лесных участков каждой категории.

Границы лесных участков, определенных для отнесения до одной из

категорий, проводятся по естественным границам, квартальным просекам,

линиях связи и электросетей и других четко определенных на

местности разграничительных линиях.

Статья 41. Выделение особенно защитных лесных участков

В лесах могут быть выделенные особенно защитные лесные участки

с режимом ограниченного лісокористування.

Особенно защитные лесные участки выделяются органом

исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства Автономной

Республики Крым, территориальными органами центрального органа

исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства по представлению

лесоустроительных организаций и согласованием с органом исполнительной власти

по вопросам охраны окружающей естественной среды Автономной

Республики Крым, территориальными органами центрального органа

исполнительной власти по вопросам охраны окружающего естественного

среды.

Нормативы, за которыми выделяются особенно защитные лесу

участка, устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

В особенно защитных лесных участках органом исполнительной власти

по вопросам охраны окружающей естественной среды Автономной

Республики Крым, территориальными органами центрального органа

исполнительной власти по вопросам охраны окружающего естественного

среды по согласованию с органами исполнительной власти по вопросам

лесного хозяйства Автономной Республики Крым, территориальными

органами центрального органа исполнительной власти по вопросам лесного

хозяйства за необходимости может быть полностью или частично

запрещено применения отдельных видов и способов рубок.

Глава 7

УСТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТА ЗРЕЛОСТИ ДЕРЕВОСТАНІВ,

НОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ

Статья 42. Установление возраста зрелости деревостанів

Возраст зрелости деревостанів определяется, исходя из основного

целевого назначения лесов, функций, которые они выполняют,

производительности, биологических особенностей древесных пород,

лісорослинних условий, естественных зон, а также способов восстановления

леса.

Возраст зрелости деревостанів обосновывается во время проведения

лісовпорядкування по результатам специальных научных исследований.

Возраст зрелости деревостанів утверждается центральным органом

исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства по согласованию с

центральным органом исполнительной власти по вопросам охраны

окружающей естественной среды.

Статья 43. Расчетная лесосека и порядок ее утверждения

Расчетная лесосека - ежегодная научно обоснованная норма

заготовки дерева в порядке рубок главного пользования, которая

утверждается для каждого владельца, постоянного пользователя лесов

отдельно за группами пород, исходя из принципов непрерывности и

невиснажливості использования лесных ресурсов.

Расчетная лесосека вообще для Украины, Автономной

Республики Крым, областей, мост Киева и Севастополя определяется

как сумма утвержденных в установленном порядке расчетных

лесосек, предусмотренных частью первой этой статьи.

Предложения и соответствующие обоснования относительно расчетной

лесосеки готовятся лесоустроительными организациями.

Расчетная лесосека утверждается центральным органом

исполнительной власти по вопросам охраны окружающего естественного

среды по представлению центрального органа исполнительной власти с

вопросов лесного хозяйства в установленном порядке.

Статья 44. Внесение изменений в расчетную лесосеку

В случае изменения границ лесных участков, возраста зрелости

деревостанів, деления лесов в зависимости от основных выполняемых ими

функций и других изменений, которые влияют на норму заготовки дерева

от рубок главного пользования, к расчетной лесосеке

вносятся изменения. Вычисление, утверждение и внесение изменений в

расчетной лесосеки производятся в порядке, определенному

статьей 43 этого Кодекса.

Глава 8

ЛІСОВПОРЯДКУВАННЯ

Статья 45. Понятие лісовпорядкування

Лісовпорядкування включает комплекс мероприятий, направленных на

обеспечение эффективной организации и научно обоснованного

ведение лесного хозяйства, охраны, защиты, рациональной

использование, повышение экологического и ресурсного потенциала

лесов, культуры ведения лесного хозяйства, получение

достоверной и всесторонней информации о лесном фонде Украины.

Статья 46. Содержание лісовпорядкування

Лісовпорядкування предусматривает:

1) восстановление в установленном порядке границ территории лесного

фонда Украины и определения внутрігосподарської организации;

2) выполнение соответствующих топографо-геодезических работ и

специального картографирования лесов;

3) инвентаризацию лесного фонда Украины с определением

породного и векового состава деревостанів, их состояния, качественных и

количественных характеристик лесных ресурсов;

4) выявление деревостанів, которые нуждаются в рубках, с целью

улучшение качественного состава лесов;

5) обоснование деления лесов на категории в зависимости от

основных выполняемых ими функций;

6) вычисление расчетной лесосеки, объемов использования

других видов лесных ресурсов;

7) определение объемов работ относительно восстановления лесов и

лесоразведение, охраны лесов от пожаров, защиты от вредителей и

болезней, других лесохозяйственных мероприятий, а также порядка и

способов их проведения;

8) ландшафтные, грунту, лісотипологічні, лісобіологічні и

другие обследования и исследования лесных естественных комплексов;

9) выявление типичных и уникальных естественных комплексов,

мест роста и поселение редчайших и таких, что находятся под

угрозой исчезновения видов животного и растительного мира и

подлежат завещанию, включению в экологическую сеть;

10) упорядочение охотничьих угодий;

11) обеспечение государственного учета лесов и государственного

лесного кадастра;

12) проведение научно-исследовательских работ с целью обеспечения

научно обоснованного использования лесных ресурсов, охраны,

защиты и воспроизведения лесов;

13) составление проектов организации и развития лесного

хозяйства и осуществление авторского надзора за их выполнением;

14) участие в разработке программ охраны, защиты,

использование и воспроизведение лесов;

15) ведение мониторинга лесов;

16) другие лесоустроительные действия.

Статья 47. Ведение лісовпорядкування

Лісовпорядкування есть обязательным на всей территории Украины и

ведется государственными лесоустроительными организациями за единой

системой в порядке, установленном центральным органом исполнительной

власти по вопросам лесного хозяйства.

В лесах, которые находятся в государственной собственности,

лісовпорядкування ведется за счет средств государственного бюджета, в

лесах коммунальной собственности - местного бюджета, в лесах частной

собственности - за средства их владельцев. Ведение лісовпорядкування может

осуществляться за счет других источников, не запрещенных законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: