Статические и кинестетические ощущения

Статические ощущения отражают положение тела и его двигательных органов в пространстве. В основе ориентировки в пространстве лежит статическая чувствительность. При изменении позы в рецепторах, расположенных в вестибулярном аппарате внутреннего уха, в мышцах, суставах, сухожилиях, коже стоп и глаз, возникает возбуждение — нервные импульсы, которые по проводящим нервным волокнам поступают в головной мозг, где вызывают ощущение статики. Статические ощущения способствуют уравновешиванию положения тела в пространстве, принятию позы при выполнении рабочих операций во время слухового и зрительного пространственного различений. Статическое чувство является индивидуальным и поддается тренировке. У зря-


чих людей оно особенно развито у гимнастов, акробатов, летчиков, космонавтов и у лиц других специальностей.

Статическое чувство изменяется с возрастом. В раннем возрасте у детей оно формируется со становлением позы ребенка и развитием общей двигательной чувствительности в результате сенсорного воспитания. Становлению статического чувства способствует развитие зрительной и слуховой чувствительности. Особенно на статическую чувствительность влияет отсутствие зрительного контроля за положением тела в пространстве у слепых и слабовидящих с малой остротой зрения.

Статическое чувство у лиц с нарушением зрения, корректируется участием слухового и проприоцептивного анализаторов, мышечной чувствительности рук, ног и рецепции стоп. Основное значение статической чувствительности проявляется в сохранении равновесия и пространственной ориентировки. Статические ощущения могут быть осознанными, или произвольными, и неосознанными, или непроизвольными. Оба вида ощущений, возникшие на основе статической чувствительности, чрезвычайно важны при осуществлении трудовой деятельности и различных операций, выполняемых верхними (руками) и нижними (ногами) конечностями, в зависимости от рабочей позы человека.

Важное значение в развитии статического чувства принадлежит движениям головы и шеи. Совместно со зрительным и слуховым анализаторами вестибулярный аппарат выполняет пространственную ориентировку благодаря движениям шеи и головы, которые позволяют выбрать удобную позу для осуществления рабочих операций во время игровой или учебной деятельности у зрячих и слабовидящих детей. Важная роль в формировании функциональной системы статического чувства принадлежит развитию рецепторных образований, становлению проводящих специфических и неспецифических путей анализаторов к коре головного мозга и мозжечку (рис. 15).

Своеобразно развивается статическая чувствительность у детей с частичной потерей зрения и у слепых. Особенностью формирования.статического чувства у лиц с глубоким нарушением зрения является частичное или полное выключение зрительной ориентировки и зрительного контроля. Выключение зрительного анализатора может существенно сказываться на сенсорном воспитании и развитии статического чувства. Статическая чувствительность у детей при значительной тренировке может повышаться.

Повышение статической чувствительности у слепых и слабовидящих в определенной степени является компенсаторной реакцией на потерю зрения. Вестибулярный аппарат у слепых и частичновидящих, получая дополнительную информацию от различных статорецепторов, информирует головной мозг о положении тела относительно окружающих предметов и при необходимости усиливает статическую чувствительность..



Передаточное ядро в таламусе

олукружные каналы

Вестибулярное ядро


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: