Слепые и слабовидящие в мире литературы и искусства

Литература и искусство занимают одно из ведущих мест в жизни человека. Они требуют от человека определенных способностей в умении создавать образы, оперировать ими, вживаться в образ. Кроме способностей необходимы такие качества, как активность, работоспособность, целеустремленность.

Среди незрячих много замечательных людей, проявивших себя в области искусства и литературы. К ним относятся писатели, скульпторы, композиторы, музыканты и др.

В русской литературе известны имена слепых писателей и поэтов: Николая Николаева, Ивана Козлова, Всеволода Рязанцева, Александра Белорукова, Федора Шоева и др. Особенное значение имеет творчество советского писателя Николая Островского. Его личная жизнь стала образцом для подражания, а произведения «Как закалялась сталь» и «Рожденные бурей» являются настольными книгами многих поколений молодежи.

Большую научную ценность представляют произведения слепоглухонемой Ольги Скороходовой. Ею написан ряд научно-литературных произведений, среди которых: «Как я воспринимаю окружающий мир», «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир», «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир».

На смену старшему поколению литераторов пришли новые незрячие писатели и поэты. Большой популярностью пользуются Эдуард Асадов, Николай Силков, Глеб Еремеев, Михаил Суворов, Николай Рыбалко, Анна Притчина и др.

В украинской литературе известно имя члена Союза писателей УССР Николая Красюка.

Среди слепых много замечательных композиторов и музыкантов-исполнителей. В отличие от литературы, где образы выражены в словесных формах, музыка оперирует исключительно звуковыми средствами. О высоком мастерстве композитора обычно судят по его умению передавать средствами музыки мир душевных переживаний, многообразную гамму чувств и настроений человека. Кроме того, музыкальное произведение оценивается по пластичности, яркости, красоте и запоминаемости мелодии. Умение же передавать замысел композитора характеризует


мастерство музыканта-исполнителя. Для музыканта важно иметь тонкое восприятие мелодии и гармонии, тональности и звуковой окраски, умение тонко и соразмерно построить музыкальный рисунок.

В наши дни многие незрячие получают музыкальное образование и работают по избранной специальности. Среди них композиторы, пианисты, скрипачи, аккордеонисты, баянисты. Окончив консерваторию или музыкальное училище, они становятся солистами филармоний, музыкально-эстрадных объединений, эстрадных ансамблей.

Среди незрячих есть композиторы-песенники: Н. Поликарпов, В. Кривилев, В. Никитин. Их музыка звучит по телевидению, радио, на эстраде.

Незаурядный талант позволил незрячим скрипачу К. Жирковичу и пианисту В. Зюзину стать музыкантами-виртуозами. Они в совершенстве владеют музыкальным инструментом, что позволяет им исполнять сложнейшие произведения советских и зарубежных композиторов.

Профессия настройщика музыкальных инструментов уже давно широко распространена среди незрячих. Ученик Национального института для слепых детей в Париже Клод Монталь, ослепший в шестилетнем возрасте, специализировался в настройке и починке пианино и роялей. Он пользовался славой лучшего настройщика в Париже, за что был удостоен ордена Почетного легиона.

В Нью-Йорке на знаменитой фабрике «Стейнвэй» главным настройщиком музыкальных инструментов был слепой по фамилии Шотте. Музыкальные инструменты этой фабрики пользуются большим спросом у музыкантов-профессионалов и любителей музыки.

В России среди незрячих также были квалифицированные на--стройщики музыкальных инструментов: П. Трекше, В. Чернов и др. П. Трекше был старшим настройщиком на фортепианной фабрике Офенбахера в Петербурге. В. Чернов сочетал работу настройщика музыкальных инструментов и учителя музыки.

В разное время были известны имена слепых резчиков по дереву и скульпторов. Слепорожденный Георг Буре (Венгрия) занимался плоскостной и объемной резьбой по дереву. Особенно славились его венки с вырезанными из дерева листьями, оригинально скрепленные между собой. Иосиф Клейнганс (Австрия), ослепший в четырехлетнем возрасте, успешно овладел приемами объемной резьбы. Он изготовлял бюсты людей в натуральную величину.

Уроженец Вятской губернии А. Ковязин, в детстве потерявший зрение, стал зачинателем капокорешкового промысла. Шкатулки, изготовленные им из капокорёшкового материала, отличались тонкостью обработки и полировки, он оснащал их замочками с музыкальным боем собственной конструкции. Его изделия считались большой редкостью и высоко ценились,


Известны имена слепых скульпторов Луи Видаля, Лины По, М. Р. Макарова и др. Луи Видаль учился в Париже у знаменитого скульптора Бари и специализировался в изображении животных. В 22 года потерял зрение и, продолжая заниматься скульптурой, достиг замечательных успехов, участвовал в конкурсах, неоднократно был премирован за свои работы.

Балерина Лина По потеряла зрение в 21 год. Талант и творческая целеустремленность позволили ей впоследствии стать профессиональным скульптором, членом Союза художников СССР. Первые произведения, созданные Линой По, были посвящены изображению танцовщиц («Балерина», «Танцевальная сюита», «Танец с покрывалом», «Прыжок»). Ею созданы скульптурные портреты А. С. Пушкина, Н. Паганини, А. П. Чехова; композиции на тему Великой Отечественной войны «Без крова», «В фашистской неволе», «Гнев народа», «Женщина с биркой», «Осиротевшая», «У родного пепелища», и др. Творческое наследие Лины По составляют около 100 произведений. Лучшие произведения Лины По выставлены в картинных галереях и музеях Москвы, Ленинграда, Киева, Перми и других городов нашей страны.

Приведенные примеры свидетельствуют о больших потенциальных возможностях незрячих. О высокой пластичности и приспособляемости незрячих к условиям различных видов деятельности свидетельствуют многочисленные исследования по компенсации и коррекции у них нарушенных функций.

В настоящее время в школах проводится большая работа по развитию литературного творчества, музыкальному, эстетическому и художественному воспитанию учащихся. Это пробуждает интерес к музыке, знакомству со скульптурой, изделиями декоративно-прикладного искусства и др.

Так, учащихся, имеющих способности к музыке, необходимо шире знакомить с теорией музыки и, в частности, с народным музыкальным творчеством.

У некоторых учащихся проявляется склонность к «синтетическим» видам деятельности, сочетающим в себе музыкальные способности с ручными умениями. Таким учащимся следует обучаться не только музыке, но и настройке музыкальных инструментов.

У некоторых слепых и слабовидящих проявляются интересы и способности к пластическим искусствам. В этой связи им следует изучать специальную графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство. Это может быть достигнуто путем участия в факультативах и. кружках по художественной обработке материалов, лепке, моделированию и художественному конструированию. Определенную роль в этом деле могут сыграть занятия по труду, связанные с созданием интересных декоративно-прикладных изделий. Труд, в который привносится художественное начало, вызывает чувство удовлетворения и является эффективным средством воспитания учащихся.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: