Значительное число инвалидов по зрению трудится на промышленных предприятиях. Одни из них работают за станками, другие — на конвейерах, третьи —на испытательных стендах и пр. Отметим, что среди незрячих много изобретателей и рационализаторов.
Незрячие изобретатели и рационализаторы блестяще развили в себе конструктивно-технические способности. Широко известны имена В. Сверлова, М. Марголина, А. Кондратенко, Э. Кема, Е. Горина, П. Баринова и др. Заслуженным успехом у тиф-лотехников пользуются книги и статьи В. Сверлова. В них отражены разносторонние знания автора в области физики, радиоэлектроники, механики. Ему принадлежит большое количество изобретений — от учебных приборов до протезов для инвалидов. Увлечение техникой В. Сверлов успешно совмещал с учебой в школе, занятиями в университете и впоследствии с научной деятельностью в качестве доктора педагогических наук.
Незаурядные технические способности позволили другому незрячему М. Марголину разработать один из лучших спортивных пистолетов и ряд тифлоприборов для незрячих. За оригинальные разработки и внедрение их в практику ему было присвоено почетное звание заслуженного изобретателя РСФСР. Такое же звание присуждено и другому незрячему изобретателю А. Кондратенко, автору интересных по конструкции технических устройств.
|
|
Большими техническими способностями был наделен незрячий рабочий Э. Кем. Он был токарем, сборщиком, сверловщиком. Работая токарем, обучил этой специальности многих незрячих. Он с большим увлечением стремился к познанию техники и промышленного производства, что позволило ему разработать интересные конструкции приспособлений и инструментов, облегчающих работу незрячих на станках. Некоторые из его разработок были признаны изобретениями.
На промышленных предприятиях большую армию рабочих составляют станочники — токари, штамповщики, сверловщики и др. Определяющими действиями в работе станочника являются настройка станка на определенные режимы работы, установка и обработка детали в соответствии с технологическими требованиями, с поэтапной проверкой качества ее обработки.
В процессе работы определяют холостой и рабочий ходы, скорость вращения шпинделя и передаточного механизма, нагрузку станка, нагрев резца, сверла, фрезы. В этой связи рабочий должен иметь знания о материалах, механизмах и технологических процессах, владеть способами самоконтроля и регуляции движений, ориентироваться на рабочем месте.
Чтобы стать хорошим станочником, необходимо иметь техническую смекалку, склонность и интерес к технике, умение планировать деятельность, мысленно представлять объект в динамике, строго дозировать и координировать движения. Кроме того, необходимо уметь пользоваться слухом и осязанием, вибрационной и температурной чувствительностью, что позволяет точно определить холостой и рабочий ход станка, скорость вращения шпинделя и передаточного механизма, нагрузку станка.
|
|
На промышленных предприятиях системы Общества слепых широко распространены механосборочные, радио- и электромонтажные работы. Процесс изготовления деталей и узлов разбит на простые операции. Сборщику, электрорадиомонтажнику, помимо интереса к технике и технической смекалки, необходимо усвоить точные движения, уметь быстро ориентироваться на рабочем месте.
Каждая деталь или узел, сошедшие с конвейера, подлежат контролю и наладке. Эти операции выполняют наладчики, регулировщики, контролеры. Они должны уметь определять качество работы электро- и радиоустройства по звукам, нагреву, вибрации. Известно, что электрические устройства, включенные в электрическую цепь, могут нагреваться, вибрировать, издавать звуки — гудение, дребезжание, щелчки. Все внешние проявления связаны с определенными явлениями, происходящими в них. Это предполагает знание физики, законов электротехники и механики.
В этой связи важно развить у учащихся технические способности, конструктивное творческое воображение. Технические способности, как и всякие другие, не являются врожденными, унаследованными и неизменными качествами. Они формируются и изменяются в процессе деятельности. Чтобы развить технические способности, столь необходимые для работы на производстве, нужно, чтобы учащиеся систематически изучали черчение, машиноведение, электро- и радиотехнику, овладевали рабочими умениями и навыками. Это может быть достигнуто на уроках физики, черчения, трудового обучения, кружковых и факультативных занятиях. Рассмотрим некоторые аспекты подготовки учащихся к труду на производстве.
С профессиями технологического производства, характеризующими взаимодействие человека с техникой, тесно связано трудовое обучение, факультативные и кружковые занятия по технике. Поэтому на уроках трудового и производственного обучения учащиеся должны получить широкую общетехническую и практическую подготовку, соответствующую требованиям совре-
менного производства. В учебной деятельности следует шире заниматься конструированием, моделированием, проведением экспериментов, что позволит развить техническое мышление, наблюдательность, внимание, сообразительность. Все это будет способствовать проявлению интересов и способностей учащихся в области технических видов труда.
Необходимо учитывать, что важным является налаживание тесных связей с трудовыми коллективами. Эти связи могут устанавливаться путем личных контактов школьников с рабочими во время работы и совместного взаимодействия в других мероприятиях (спортивных соревнованиях, экскурсиях, художественной самодеятельности).