Если ты не являешься частью решения, то тогда ты — часть проблемы.
э. кливер
К |
онкретные ситуации развивают способность к анализу нерафинированных задач и умение их формулировать самостоятельно. Сталкиваясь с задачей, специалист прежде всего должен определить, в чем она состоит, уточнить свою позицию, выяснить, что следует решать и есть ли в этом необходимость.
КОНКРЕТНЫЕ СИТУАЦИИ
На рис. 51 изображена конкретная ситуация, содержащая всем понятную проблему, решение которой жизненно важно для каждого из участников.
При традиционном способе обучения условия задачи обычно выступают перед обучающимися сразу в четко сформулированном виде. Составитель задачи уже совершил ту сложную интеллектуальную работу, которая необходима для точной ее постановки. Однако работа с упрощенными задачами не учит самостоятельному анализу, поскольку в реальной жизненной ситуации условия задачи не только заранее неизвестны, никем не заданы, но часто замаскированы, повернуты для человека не той стороной, в какой затем фигурируют в процессе решения.
|
|
Таким образом, при работе с учебной задачей, как правило, не требуется преобразования ее условий к виду, пригодному для использования в процессе решения, а при решении любой практической, производственной задачи такое преобразование требует самостоятельных усилий. Коль скоро в задачнике все предстает в очищенной и подготовленной форме, от решающего не требуется умения обнаружить проблему, из которой возникла данная постановка. Остается загадкой, как можно из огромного множества сторон и свойств, так или иначе относящихся к проблемной ситуации, выделить те, которые потребуются для ее решения. Ведь в учебной задаче всегда ограниченное число условий и, как правило, именно те, которые будут необходимы. Поскольку в процессе обучения преобладают именно такие ощипанные задачи и умытые ситуации, не удивительно, что такое представление порождает чаще всего формальные решения, главный принцип которых — поиск подходящего способа комбинирования заданных условий без содержательного анализа различных сторон задачи.
Рис.51. Пример конкретной ситуации. (Из кн.: Гильде В. И., Штар-ке К. Д. Нужны идеи. М.,1973.) |
В рамках метода конкретных ситуаций обучаемый работает совсем с другим материалом. Ему предлагают сборник с развернутыми описаниями реальных, а не схематизированных ситуаций. Поэто-
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
му текст каждой может быть достаточно развернутым и составлять от 2 до 40 страниц. Требуется произвести развернутый анализ — выделить симптомы проблемы, важную информацию и решить, что нужно уточнить дополнительно. В описаниях ситуаций широко используется форма диалога — так оживляется подача ряда важных проблем, которые в другой форме выглядели бы менее интересно.
|
|
Ситуации представлены таким образом, что необходимо самому определить, что «дано» и что «требуется найти». Задача может иметь несколько вариантов решения, в равной степени близких к оптимальному и приемлемых в описанных обстоятельствах. На этом базируется заключительная дискуссия, в которой сравниваются найденные различные варианты решения. Обсуждение вариантов решения одной и той же задачи существенно углубляет опыт обучаемых: каждый может ознакомиться с разнообразием вариантов решения, послушать и взвесить множество их оценок, дополнений и изменений. Это, конечно, не равноценно многократному самостоятельному принятию решений в реальной обстановке, но, в какой-то мере, способствует приобретению жизненного опыта.
Важно отметить, что в конкретные ситуации, как правило, включена дополнительная информация, казалось бы не относящаяся прямо к решаемой задаче, например, сведения об истории предприятия. Однако она позволяет анализировать предложенный материал как с объективной, так и с субъективной точки зрения. Описания ситуаций содержат не только указания на отношения между людьми и изложение поведения участников событий, но включают и данные, совсем не нужные для решения. Часто в описаниях событий нет четко сформулированного вопроса, и они не только не имеют однозначного решения, но могут вообще не иметь решения в общепринятом смысле слова. Информация может быть дана не в логической последовательности, а в том порядке и форме, в каких она встречается на практике. При анализе различных подходов и попыток решения демонстрируется, как важно отделить факты от их толкования, и показывается, что для этого необходимо учитывать, кто дал те или иные сведения [181].
В «Конкретных ситуациях» в отличие от «Деловых игр» вся информация представляется до принятия решения сразу, а в игре это многошаговый процесс, когда необходимые для решения сведения выдаются квантами и только при поступлении точно сформулированного запроса. В методе «конкретных ситуаций» отсутствуют такие интервальные процедуры, которые в играх имитируют динамику управляемых процессов в сжатом масштабе времени.
КОНКРЕТНЫЕ СИТУАЦИИ
Как показала практика, метод анализа ситуаций стимулирует обращение к литературным источникам, консультациям и усиливает стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на поставленные вопросы. Именно поэтому метод закрепляет сведения, получаемые на лекциях, и дает примеры практического использования новых идей и знаний. Однако его цель — не в простом закреплении теоретических знаний. Ситуации должны развивать у обучающихся инициативу, аналитические способности, способствовать правильному использованию имеющейся в их распоряжении информации и умению обосновывать свои решения.
Главная задача этого метода — развить умение анализировать нерафинированные задачи, вырабатывать самостоятельные решения. Вот шуточный пример. Послали двоих людей в некое государство узнать, есть ли там спрос на обувь. Вернувшись, первый сообщил, что обувь там спросом не пользуется, что люди к ней не привыкли — все ходят босиком. Второй поведал с восторгом, что обнаружил неограниченный рынок сбыта и дело только в рекламе. Кто из них лучше выполнил задачу? Анализ показывает односторонность подхода каждого. Первый понял, что населению обувь просто не нужна, но не проанализировал привычки ходить босиком, то есть не проявил инициативы. Второй оценил экономическую выгоду отсутствия обуви, но не выяснил, почему не носят обуви, то есть не стал углубляться в причины, обнаружив поверхностность.
|
|
Другой пример позволяет понять значение ситуационной ориентировки, прояснить, как часто -наши действия направляют не реальные события, а субъективное представление о них. Действующие лица: начальник экономического отдела фирмы и его сотрудница — бухгалтер. Они случайно встретились в аэропорту.
Ситуация с позиции начальника. Эта сотрудница не сдала к сроку важные расчеты. Она позвонила ему на работу и передала, что из-за болезни долго не появится на службе, однако дома у нее никто к телефону не подходил. Теперь начальник, вынужден улететь в Москву, в командировку, без необходимых материалов и очень переживает по этому поводу. И тут внезапно в аэропорту сталкивается с «якобы больной» сотрудницей, которая с цветущим видом стоит с вещами у стола регистрации отбывающих. Ситуация с позиции сотрудницы. Дела складывались неудачно. В период отчета внезапно заболела сестра. За ней некому ухаживать. Поэтому она взяла бюллетень по уходу и теперь живет у нее (ее телефон не отвечает). Ее знакомый едет в краткую командировку в Москву, и она хочет с ним передать родным некоторые
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
вещи и рецепт на редкое лекарство, срочно необходимое сестре. Однако она несколько опоздала в аэропорт и теперь стоит у регистрации, думая, как быть. В это время ее и окликает начальник. Как будет протекать беседа?
Процесс выработки решения составляет сущность метода конкретных ситуаций и имеет гораздо большее значение, чем само решение. Обучающийся должен сам выявить существо конфликта, сформулировать задачу и уточнить значимые факты, помогающие ее решить. Для этого ему необходимо тщательно рассмотреть и взвесить каждый факт, обстоятельства, ограничивающие решения, разработать несколько альтернативных способов действия, произвести разбор положительных и отрицательных последствий каждого и, наконец, обосновать лучший вариант решения.