Реализация

Стадия 1: стимулирование путем обсуждения

Реализация программы исследования началась с обсужде-

ния в классе, направленного на стимулирование и сосредото­чение детского воображения. Детям задали ряд вопросов: «В чем заключается творчество? Как пользоваться своим вообра­жением? Как выглядит креативно-имагативное произведение искусства?» Задача обсуждения заключалась в том, чтобы по­мочь детям использовать свое воображение и сосредоточиться на своих реакциях, а не на ожиданиях своих одноклассников и учителя. При дальнейшей работе с другими темами в начале занятия было достаточно лишь напомнить о необходимости пользоваться своим воображением.

После обсуждения на доске писали название темы — земля, огонь, вода или солнце. Затем детей просили рассказать всему классу об ассоциациях, возникающих в их сознании. Такие сообщения составили важную часть обсуждения, и по­этому задача учителя заключалась в выявлении максимально­го числа ассоциаций и образов.

Стадия 2: релаксация и направленное формирование образов

В конце обсуждения учитель обобщил все точки зрения. Затем детей попросили закрыть глаза, опустить голову на грудь и прислушаться к словам учителя, которые он произно­сил, расхаживая по классу, чтобы стимулировать релаксацию


и активизировать формирование образов по выбранной теме. Слова произносились медленно, спокойным голосом.

Если у некоторых детей глаза оставались открытыми, учи­тель говорил, что иногда бывает страшно закрыть глаза, и по­этому понадобится немного времени, чтобы успокоиться и за­крыть глаза. Далее учитель говорил детям, что их никто не принуждает закрывать глаза, но если они закроют глаза, то это поможет им отключиться от всех посторонних мыслей и чувств, сосредоточиться на внутреннем и позволит образам сформироваться в их сознании. При стабилизации релаксации у большинства детей учитель применил метод направленного формирования образов по каждой теме (см. ниже). После окон­чания направленного формирования образов учитель перешел к следующей стадии.

Стадия 3: работа над рисунками

Когда в сознании детей сформировались образы, дети от­крыли глаза и нарисовали эти образы на листах бумаги, раз­ложенных перед ними. Детям порекомендовали воздержать­ся от обсуждения своих рисунков с одноклассниками и раз­глядывания чужих рисунков, пока не будет закончена эта часть работы. Эта рекомендация помогла учащимся с низ­ким уровнем мотивации и уверенности в себе избежать слишком сильного влияния мнений своих одноклассников и выразить свои собственные представления. На этой стадии учитель ходит по классу и оказывает помощь учащимся в ра­боте.

Если кто-нибудь из детей не знает, как приступить к ра­боте, его просят еще раз закрыть глаза и поразмышлять о сказанном во время занятий направленным формированием образов до тех пор, пока какой-нибудь образ не приобретет ясные очертания. Если ребенок спрашивает, хорош ли его рисунок, учитель, в свою очередь, задает ему вопрос, удовле­творен ли он (ребенок) своим рисунком, и на этом их разго­вор заканчивается. Если же ребенок не удовлетворен своим рисунком, тогда учитель спрашивает его, какие измене­ния нужно внести в рисунок, чтобы ребенок испытал удов­летворение от своей работы. Учитель делает все возможное, чтобы учащийся сосредоточился на своих проблемах и пове­рил в свои силы, вместо того чтобы добиваться одобрения учителя.


Стадия 4: просмотр и обсуждение результатов работы

После окончания работы над рисунками детям была предо­ставлена возможность взглянуть на работы одноклассников. Они либо оставляли свои работы на столах и ходили по классу, разглядывая рисунки одноклассников, либо по очереди подни­мали свои рисунки, чтобы весь класс мог рассмотреть рисунок каждого ученика. В обоих случаях детей просили высказать свое мнение о рисунках. Во время обсуждения рисунков учи­тель обращал внимание на те замечания учащихся, в которых учитывался широкий спектр возможных интерпретаций, и по­ощрял тех учащихся, которые дали необычную интерпрета­цию предложенной теме. Таким образом учитель помогал детям поверить в свои силы и смело выражать свои взгляды, которые отличались от взглядов друзей.

Оценка

Оценка реализации программы осуществлялась в два этапа. Во-первых, на каждой стадии оценивались реакции учащихся на каждую тему. Затем результаты оценок сопостав­лялись с учетом особенностей темы и класса.

Метод анализа. Анализ содержит два компонента: субъек­тивный и объективный. Субъективная оценка формировалась в процессе проверки рисунков, распределения их по категори­ям с учетом содержания и определения художественного до­стоинства. Основу субъективной оценки составили многолет­ний опыт работы учителя рисования и профессиональная под­готовка консультанта. После распределения рисунков по категориям процесс оценки приобрел более объективный ха­рактер (см. ниже).

Реакция учащихся на каждой стадии реализации про граммы. На каждой из четырех стадий реализации програм­мы исследования производилась оценка реакций учащихся с целью определения степени их участия в творческом процес­се. При этом учитывались такие факторы, как проявление интереса и энтузиазма во время первоначального обсужде­ния, готовность учащихся к релаксации и выполнению уп­ражнений по направленному формированию образов, точка сосредоточения энергии учащихся на стадии создания худо­жественного произведения (свой собственный рисунок или


рисунки друзей) и их интерес к обсуждению рисунков, сде­ланных одноклассниками.

Реакция учащихся на предложенные темы. При оценке реализации программы важно было установить, заинтересо­вали предложенные темы учащихся или нет вызвали эти темы эмоциональную реакцию или нет, и какие темы вызва­ли у учащихся больше чувств, чем другие. Чтобы помочь от­ветить на эти вопросы, понадобилось распределить получен­ные изображения по группам. Для описания способов интер­претации предложенных тем были определены 4 группы: «позитивная», «негативная», «амбивалентная» и «ней­тральная».

К позитивной группе относились изображения, в кото­рых подчеркивались животворные, исцеляющие, благотвор­ные и приятные особенности предмета изображения. Нега­тивная группа включала в себя деструктивные, травмирую­щие и болезненные характеристики предмета изображения. Изображения с позитивными и негативными характеристи­ками были включены в амбивалентную группу. Изображе­ния без ясно выраженного аффекта были помещены в ней­тральную группу.

Каждый рисунок рассматривался и помещался в наиболее подходящую группу с учетом предмета изображения, его стиля, вызванных им чувств и высказанных учащимся заме­чаний по поводу своего рисунка.

Оценивалось также и художественное достоинство каждо­го рисунка. Рисунок считался «удачным», если характеризо­вался высоким уровнем творчества, исполнения или образнос­ти. Изображения распределялись по двум группам: «ориги­нальной» и «стереотипной или подражательной». К последней группе относились изображения, которые характеризовались механическим воспроизведением, зависимостью от предыду­щих форм, отсутствием индивидуальности и заимствованием

У ДРУГИХ детей.

После распределения рисунков по группам был определен численный и процентный состав каждой группы, который затем был использован для сопоставления полученных резуль­татов. Для определения наиболее общих изображений по каж­дой теме был составлен перечень предметов, выбранных каж­дым классом, причем каждое повторение предмета отмечалось одним баллом. Этот перечень позволял легко определить пред­меты, на которые чаще всего падал выбор.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: