ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................................................................................................................... 2
Раздел I. ИНТЕЛЛЕКТ-ИНТЕГРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШИХ МОЗГОВЫХ ФУНКЦИЙ.................................................... 3
Глава 1. ИНТЕЛЛЕКТ И ВЫСШИЕ МОЗГОВЫЕ ФУНКЦИИ.................................................................................................................... 3
Глава 2. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ СТРУКТУР ГОЛОВНОГО МОЗГА И КЛИНИКА ИХ НАРУШЕНИЙ......................................................................................................................................................................................................... 12
2.1. Кора больших полушарий...................................................................................................................................................................... 12
2.2. Стрио-паллидарная система.................................................................................................................................................................. 20
2.3. Лимбическая система............................................................................................................................................................................... 23
2.4. Ретикулярная формация........................................................................................................................................................................... 26
2.5. Барьеры мозга............................................................................................................................................................................................. 27
Глава 3. ВЫСШИЕ МОЗГОВЫЕ ФУНКЦИИ................................................................................................................................................. 29
3.1. Речь и ее нарушения.................................................................................................................................................................................. 29
3.2. Гнозис и его расстройства...................................................................................................................................................................... 38
3.3. Праксис и его расстройства.................................................................................................................................................................... 40
3.4. Память и ее нарушения............................................................................................................................................................................ 41
3.5. Мышление и его расстройства.............................................................................................................................................................. 44
3.6. Сознание и его расстройства................................................................................................................................................................. 54
3.7. Стеническое психодинамическое состояние и его расстройства................................................................................................ 58
Глава 4. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ ВЫСШИХ МОЗГОВЫХ ФУНКЦИЙ............................................................. 59
4.1. Диагностика речевых нарушений (афазия, аграфия, алексия, акалькулия)............................................................................. 59
4.2. Диагностика нарушений гностических функций и праксиса............................................................................................................ 62
4.3. Диагностика нарушений памяти........................................................................................................................................................... 62
4.4. Диагностика нарушений мышления..................................................................................................................................................... 63
Глава 5. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ (МЕЖПОЛУШАРНАЯ) АСИММЕТРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА И СИНДРОМЫ ЕГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ.................................................................................................................................................................. 64
Глава 6. РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА, ПСИХОЛОГА, ВРАЧА И ЮРИСТА........................................ 72
6.1. Педагогическое мышление...................................................................................................................................................................... 73
6.2. Клинические мышление........................................................................................................................................................................... 77
6.3. Психологическое мышление................................................................................................................................................................... 78
6.4. Юридическое мышление.......................................................................................................................................................................... 80
РАЗДЕЛ II. КЛИНИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ................................................................................................................ 87
Глава 7. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ............................................................................................... 87
Глава 8. ВРОЖДЕННОЕ СЛАБОУМИЕ. УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (ОЛИГОФРЕНИЯ)....................................................... 93
8.1. Клиническая картина умственной отсталости................................................................................................................................. 93
8.2. Клиническая характеристика различных степеней умственной отсталости.......................................................................... 95
8.3. Умственная отсталость легкой степени (малоумие, легкая олигофрения, дебильность)...................................................... 96
8.4. Умственная отсталость умеренная (не резко выраженная имбецильность, умеренная олигофрения)............................. 97
8.5. Умственная отсталость тяжелая (резко выраженная имбецильность, тяжелая олигофрения)........................................... 98
8.6. Умственная отсталость глубокая (идиотия, глубокая олигофрения)......................................................................................... 98
Глава 9. КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ФОРМ............................................................... 99
9.1. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией............................................... 99
9.2. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом....................................... 102
9.3. Умственная отсталость, обусловленная фенилкетонурией........................................................................................................ 115
9.4. Умственная отсталость, обусловленная хромосомными нарушениями................................................................................. 116
9.5. Умственная отсталость, обусловленная гипертиреозом............................................................................................................. 120
9.6. Умственная отсталость, обусловленная гипотиреозом............................................................................................................... 121
9.7. Умственная отсталость, обусловленная недоношенностью...................................................................................................... 121
9.8. Умственная отсталость, обусловленная другими уточненными причинами........................................................................ 121
ГЛАВА 10. ПРИОБРЕТЕННОЕ СЛАБОУМИЕ - ДЕМЕНЦИЯ................................................................................................................ 129
10.1. Клиническая картина деменции............................................................................................................................................................ 129
10.2. Клинические особенности отдельных нозологических форм.................................................................................................. 130
Глава 11. СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТИ......................................................................................................... 155
11.1. Расстройства психологического (психического) развития....................................................................................................... 155
11.2. Невротические расстройства, связанные со стрессом,.............................................................................................................. 162
Глава 12. РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ И ЛИЧНОСТИ У ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И У ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННЫМИ ФАКТОРАМИ............................................................................................................................... 166
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.................................................................................................................................................................................................... 180
Глава 13. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.................................................................................................................................................................. 181
Раздел IV. ПРАВОВЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.......................................................................................................................................................................................................... 187
Глава 14. ПСИХОЛОГО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ...................................................................................................................................... 187
14.1. Психо-физиологические особенности несовершеннолетних................................................................................................... 187
14.2. Характеристика и особенности различных видов экспертиз................................................................................................... 188
14.3. Особенности деятельности защитника на предварительном следствии по делам несовершеннолетних.................. 196
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................................................................................................................................... 198
ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................................................................................................................ 221