Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................................................................................................................... 2

Раздел I. ИНТЕЛЛЕКТ-ИНТЕГРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШИХ МОЗГОВЫХ ФУНКЦИЙ.................................................... 3

Глава 1. ИНТЕЛЛЕКТ И ВЫСШИЕ МОЗГОВЫЕ ФУНКЦИИ.................................................................................................................... 3

Глава 2. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ СТРУКТУР ГОЛОВНОГО МОЗГА И КЛИНИКА ИХ НАРУШЕНИЙ......................................................................................................................................................................................................... 12

2.1. Кора больших полушарий...................................................................................................................................................................... 12

2.2. Стрио-паллидарная система.................................................................................................................................................................. 20

2.3. Лимбическая система............................................................................................................................................................................... 23

2.4. Ретикулярная формация........................................................................................................................................................................... 26

2.5. Барьеры мозга............................................................................................................................................................................................. 27

Глава 3. ВЫСШИЕ МОЗГОВЫЕ ФУНКЦИИ................................................................................................................................................. 29

3.1. Речь и ее нарушения.................................................................................................................................................................................. 29

3.2. Гнозис и его расстройства...................................................................................................................................................................... 38

3.3. Праксис и его расстройства.................................................................................................................................................................... 40

3.4. Память и ее нарушения............................................................................................................................................................................ 41

3.5. Мышление и его расстройства.............................................................................................................................................................. 44

3.6. Сознание и его расстройства................................................................................................................................................................. 54

3.7. Стеническое психодинамическое состояние и его расстройства................................................................................................ 58

Глава 4. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ ВЫСШИХ МОЗГОВЫХ ФУНКЦИЙ............................................................. 59

4.1. Диагностика речевых нарушений (афазия, аграфия, алексия, акалькулия)............................................................................. 59

4.2. Диагностика нарушений гностических функций и праксиса............................................................................................................ 62

4.3. Диагностика нарушений памяти........................................................................................................................................................... 62

4.4. Диагностика нарушений мышления..................................................................................................................................................... 63

Глава 5. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ (МЕЖПОЛУШАРНАЯ) АСИММЕТРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА И СИНДРОМЫ ЕГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ.................................................................................................................................................................. 64

Глава 6. РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА, ПСИХОЛОГА, ВРАЧА И ЮРИСТА........................................ 72

6.1. Педагогическое мышление...................................................................................................................................................................... 73

6.2. Клинические мышление........................................................................................................................................................................... 77

6.3. Психологическое мышление................................................................................................................................................................... 78

6.4. Юридическое мышление.......................................................................................................................................................................... 80

РАЗДЕЛ II. КЛИНИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ................................................................................................................ 87

Глава 7. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ............................................................................................... 87

Глава 8. ВРОЖДЕННОЕ СЛАБОУМИЕ. УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (ОЛИГОФРЕНИЯ)....................................................... 93

8.1. Клиническая картина умственной отсталости................................................................................................................................. 93

8.2. Клиническая характеристика различных степеней умственной отсталости.......................................................................... 95

8.3. Умственная отсталость легкой степени (малоумие, легкая олигофрения, дебильность)...................................................... 96

8.4. Умственная отсталость умеренная (не резко выраженная имбецильность, умеренная олигофрения)............................. 97

8.5. Умственная отсталость тяжелая (резко выраженная имбецильность, тяжелая олигофрения)........................................... 98

8.6. Умственная отсталость глубокая (идиотия, глубокая олигофрения)......................................................................................... 98

Глава 9. КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ФОРМ............................................................... 99

9.1. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией............................................... 99

9.2. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом....................................... 102

9.3. Умственная отсталость, обусловленная фенилкетонурией........................................................................................................ 115

9.4. Умственная отсталость, обусловленная хромосомными нарушениями................................................................................. 116

9.5. Умственная отсталость, обусловленная гипертиреозом............................................................................................................. 120

9.6. Умственная отсталость, обусловленная гипотиреозом............................................................................................................... 121

9.7. Умственная отсталость, обусловленная недоношенностью...................................................................................................... 121

9.8. Умственная отсталость, обусловленная другими уточненными причинами........................................................................ 121

ГЛАВА 10. ПРИОБРЕТЕННОЕ СЛАБОУМИЕ - ДЕМЕНЦИЯ................................................................................................................ 129

10.1. Клиническая картина деменции............................................................................................................................................................ 129

10.2. Клинические особенности отдельных нозологических форм.................................................................................................. 130

Глава 11. СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТИ......................................................................................................... 155

11.1. Расстройства психологического (психического) развития....................................................................................................... 155

11.2. Невротические расстройства, связанные со стрессом,.............................................................................................................. 162

Глава 12. РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ И ЛИЧНОСТИ У ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И У ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННЫМИ ФАКТОРАМИ............................................................................................................................... 166

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.................................................................................................................................................................................................... 180

Глава 13. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.................................................................................................................................................................. 181

Раздел IV. ПРАВОВЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.......................................................................................................................................................................................................... 187

Глава 14. ПСИХОЛОГО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ...................................................................................................................................... 187

14.1. Психо-физиологические особенности несовершеннолетних................................................................................................... 187

14.2. Характеристика и особенности различных видов экспертиз................................................................................................... 188

14.3. Особенности деятельности защитника на предварительном следствии по делам несовершеннолетних.................. 196

ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................................................................................................................................... 198

ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................................................................................................................ 221


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: