Пути разрешения конфликтных ситуаций в процессе контроля за безопасностью дорожного движения

Подразделениям ДПС приходится оперативно выполнять многие функции, свойственные другим специализированным службам ГАИ. При этом слабо аргументированные и непрофессиональные действия сотрудников данной службы сами по себе раздражают водителей и пешеходов, вызывают у них стремление к противодействию или сугубо формальному выполнению предъявляемых к ним требований, порождают эмоциональные стрессы и, в конечном итоге, негативно сказываются на безопасности дорожного движения.

Из-за устоявшегося негативного отношения значительной части населения к сотрудникам ДПС, последние нередко вынуждены действовать без соответствующей общественной поддержки и, зачастую, в условиях открытого противодействия со стороны правонарушителей и других участников дорожного движения. Стремление скрыть достоверную информацию, повлиять на решение, принимаемое должностными лицами, и спровоцировать их на незаконные действия стали обычным делом. При общении с участниками дорожного движения сотрудникам ДПС приходится сталкиваться с резко негативной оценкой своих действий, в том числе грубостью, угрозами, попытками унизить их достоинство, в основе которых нередко лежит стремление добиться проявлений ответной грубости, использовать это, как повод для обвинения инспекторов в предвзятости и добиться отмены принятых ими решений. Чаще всего это выражается в следующих действиях:

- проезд мимо инспектора на 40-70 метров после подачи сигнала остановки при наличии реальной возможности остановиться в указанном месте;

- отказ от передачи документов в руки инспектора;

- демонстрация документов через боковое стекло двери кабины и салона автомобиля;

- общение с инспектором через слегка опущенное стекло двери автомобиля, даже в том случае, когда водителю было предъявлено удостоверение личности инспектора;

- вызывающий тон разговора, нецензурная брань, оскорбительные реплики и неоправданные претензии ("Почему остановили именно меня?", "Кто ты такой, чтобы меня останавливать?", "Что, не хватает на сегодня?", "Не с твоим умом это решать!" и т.п.);

- попытки вовлечь в конфликт пассажиров ТС или окружающих;

- выбрасывание документов, денежных купюр и ключей зажигания в направлении инспектора;

- обвинение инспектора в утере предъявленных ему документов;

- угрозы обратиться к хорошо знакомым руководителям ОВД, органов местного самоуправления и другим влиятельным лицам;

- выхватывание из рук инспектора изъятых документов, протоколов, ключей зажигания, а также другие насильственные действия;

- заявление об исчезновении денег, документов и вещей из задержанного сотрудником транспортного средства.

Условиями, сопутствующими обострению конфликтов и вспышкам агрессивности правонарушителей, чаще всего выступают следующие действия сотрудников ДПС:

- обращение к участникам движения на "ты";

- несвоевременная подача сигнала остановки ТС;

- снисходительный и ироничный тон разговора;

- критика действий водителей в присутствии детей и других членов семьи;

- замечания по поводу одежды, прически, других элементов внешнего вида и, особенно, национальности;

- неуместный смех;

- нецензурные выражения;

- требование остановиться или выполнить какой-либо маневр в зоне действия дорожного знака или разметки, запрещающей это;

- жевание резинки, курение в процессе разговора, ношение очков с темными стеклами;

- отсутствие у инспектора установленных атрибутов униформы и специального снаряжения;

- требование "дыхнуть";

- самостоятельное открывание двери остановленного ТС;

- требование назвать номер и содержание конкретного пункта ПДД;

- продолжительная остановка общественного транспорта вне оборудованных остановочных пунктов;

- попытка использовать остановленное ТС в служебных целях без сообщения причин и оснований для этого;

- изменение принятых решений под воздействием просьб и угроз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: