1. В конце первого этапа процесса консультирования консультант должен решить, будет ли осуществляться консультирование данного клиента.
Это решение должно быть взвешенным и адекватным, и консультант обязан оценить и проанализировать многие факты.
2. Выделяют следующие критерии принятия решения о консультировании:
• глубина и характер проблем, с которыми пришел клиент, и их соответствие компетенции консультанта;
• сила дезадаптации, стресса и напряжения, в котором находится клиент, вызванных конфликтом между его потребностями и требованиями среды;
• мотивация клиента, причины, по которым он обратился к консультанту, и его потребности;
• уровень психического дискомфорта, вызванного проблемой, конфликтом клиента;
• результаты диагностических процедур;
• адекватная оценка консультантом своих профессиональных возможностей и способности помочь клиенту решить его трудности;
• социальное окружение клиента: возможность прогресса вне ситуации консультирования может повышаться или понижаться в зависимости от того, какая обстановка сопровождает клиента в повседневной жизни, как его домашние относятся к его проблеме и т. п.;
|
|
• индивидуальные особенности клиента.
- возраст (от 10 до 60 лет);
- социальное положение;
- образование;
- интеллектуальная сохранность и отсутствие органических нарушений в этой области;
- уровень интеллекта;
- знания клиента в области психологии;
• качества личности клиента:
- способность к рефлексии;
- устойчивость;
- способность к адекватному мышлению;
- определенный уровень самоконтроля.
3. Существуют следующие причины, по которым консультант может отказаться от консультирования клиента:
• недостаточная компетенция консультанта в решении той проблемы, с которой обратился к нему клиент;
• тотальное несоответствие личностных особенностей, мировоззрений и систем ценностей консультанта и клиента, мешающее создать необходимый консультативный климат и ставящее под угрозу успешность результатов консультирования;
• клиент является другом или родственником консультанта, и это мешает адекватному, безоценочному взгляду консультанта на проблему клиента;
• консультант имеет личное отношение к проблемам клиента, когда он участник конфликта и событий, оказавших травмирующее действие на клиента;
• клиент не идет на контакт с консультантом, отказывается обсуждать с ним свои проблемы при условии, что консультант сделал все от него зависящее для построения необходимого терапевтического климата;
• после нескольких встреч консультант видит низкую эффективность консультирования и вероятность продуктивных изменений невелика;
• отказ самого клиента от консультирования.