Всякая наука в своем развитии проходит ряд этапов1

Первый этап: возникают проблемы, которые не удается решить традиционными методами. Затем появляется идея нового

подхода. На ее основе предпринимаются попытки решать те или иные проблемы. Затем наступает второй этап: попытки систематизировать материал и дать концепцию, обобщающую рассмотренные или рассматриваемые проблемы. И наконец, третий этап: развитие на базе понимания предмета и содержания науки конкретных исследований и применение их результатов на практике. Специфика современного положения как раз в том, что проблемы выдвинуты, точки зрения и подходы сформулированы и пора «провести первую жатву» — попытаться сформулировать концепции. Конечно, наука может долго развиваться в поисках своего предмета. Корабли плавали сотни лет. Но как карты и компас превратили мореплавание в науку, так и правильная методология — даже приблизительная — становится той стартовой площадкой, с которой будут «взлетать ракеты» конкретных исследований по управлению местным развитием.

Большинство ученых разных стран сходятся во мнении, что основы современной муниципальной науки закладывались в XIX в. В частности, русский ученый Л.А. Велихов в 1928 г. отмечал, что муниципальная наука — «дисциплина очень молодая, зародившаяся в конце XIX в., и только этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что до сих пор не создано академического курса, посвященного ее связному полному изложению...»1.

По его мнению, наиболее богатый источник коммунального и, в частности, муниципального знания находится в Германии — классической стране самого полного и строгого благоустройства. По крайней мере, почти все собиратели и основоположники муниципальной науки принадлежат к числу германских ученых. Группой этих ученых составлена почти исчерпывающая (для Германии) Энциклопедия коммунального знания в четырех томах. В Германии же созданы первые высшие учебные заведения, специально посвященные муниципальному знанию: в Дюссельдорфе в 1911 г. — Академия коммунального управления с юридическим уклоном и в Кельне в 1914 г. — Высшая муниципальная школа2.

Характерной чертой муниципальной науки, и в этом мнении сходятся практически все ученые, работающие в данной области, является ее синтетический характер. Долгое время она «развивалась... не в виде самостоятельного систематического целого, а в пределах своих отдельных составных частей или сторон»3.

В России доXX в., как утверждает Л.А. Велихов, муниципальное знание вместе с муниципальным хозяйством и благоустройством находилось в полном небрежении и главное общественное внимание в области местного хозяйства уделялось земству, в котором либералы видели зародыш будущей российской Конституции. «Крайне неудовлетворительное и реакционное муниципальное законодательство не давало никаких надежд на возможность культурной работы в области городского самоуправления, хозяйства и благоустройства»4. Некоторое оживление интереса к муниципальным вопросам в 1920-е гг. сменилось долгим забвением. В западных странах, напротив, именно с этого времени активно идет процесс поиска инструментов адаптации местных сообществ к быстро меняющимся условиям жизни. Развиваются новые направления в муниципальных исследованиях.

С середины XX в. муниципальная наука как наука о местных сообществах приобретает более определенный предмет исследования. Это происходит благодаря продвижению исследований в области психологии, социологии, управления и экономики, ориентированных на изучение поведения групп людей, образующих сообщества различного рода. Очевидно поэтому американские авторы рассматривают введение курса «Динамика сообщества» в университетскую программу как официальное признание науки о развитии местных сообществ1.

Философская основа развития сообществ заключается в идее практически помочь людям перейти из состояния объектов воздействия в состояние субъектов действия, активно работать в складывающихся и динамично развивающихся ситуациях, а не просто реагировать на них. Иными словами, развитие местных сообществ многоплановая концепция, которая включает гораздо больше, чем просто рыночные ценности. Предметом ее изучения является забота о благополучии людей, благоустройстве территории и развитии способности сообщества адаптироваться к переменам.

Важнейшие составляющие концепции развития местных сообществ:

Þ планирование развития местных сообществ;

Þ экономическое развитие местных сообществ;

Þ проблемы города;

Þ развитие села;

Þ местное управление.

Эволюция концепций о развитии местных сообществ привела к существенным изменениям в подготовке профессиональных кадров. Возникла новая профессия — специалист по развитию местных сообществ. X. Нейлор выделяет шесть основных структурных блоков учебных планов по специальности «Развитие местных сообществ».

1. Введение в специальность (вводные курсы).

2. Теоретические основы развития, включая социальные теории, описывающие процесс развития (изменений).

3. Процесс и программирование развития местных сообществ.

4. Групповая динамика и групповые процессы.

5. Исследование местных сообществ и статистический анализ.

6. Профессиональная практика.

Вводные курсы (первый блок) предназначены дать общее представление о развитии сообществ в историческо-философском плане. Изучение теорий, ценностей и принципов этого развития рассматривается как необходимая предпосылка гуманистического осмысления прогресса местных сообществ и определенная профилактика от технократического вируса, который в ходе изучения конкретных дисциплин способен, «ослепив» студента очарованием графиков, таблиц, диаграмм и моделей, затушевать человеческое содержание категорий развития.

Цель второго блока дисциплин заключается в том, чтобы сформировать целостное представление о способах воздействия на социальное, экономическое и политическое развитие сообществ. Этот блок представляет широкий спектр интерпретаций процесса изменений развития с точки зрения различных дисциплинарных подходов. Таким образом, достигается теоретическое освоение механизма планируемых изменений на уровне местного сообщества.

Третий блок учебных программ призван помочь студенту овладеть способами применения теории развития сообществ в конкретных ситуациях через разработку программ и проектов, обеспечивающих организацию и управление процессом развития.

Четвертый блок включает теоретические и практические занятия по изучению поведения малых групп, работу малыми группами, применение методов групповой работы.

Пятый блок предполагает ознакомление студентов с научными методами и техникой социальных исследований, включая основные инструменты и организацию исследования на уровне местного сообщества. Эти занятия призваны помочь студентам в планировании самостоятельных исследований.

Шестой блок дает возможность студентам продолжить освоение специальности в профессиональной среде, в которой они могут проверить на практике и развить профессиональные навыки и умения под руководством опытных наставников.

В целом эти шесть блоков обеспечивают подготовку студента к профессиональной деятельности, помогая ему приобрести необходимые теоретические знания, практические навыки и умения.

В развитых странах считается, что базовые знания по этим направлениям должны получить не только специалисты, занимающиеся муниципальными проблемами, но и будущие экономисты, психологи, управленцы, социологи — все те, кто в той или иной степени связан с работой с людьми.

Интерес к этой проблематике со стороны представителей различных ранее сложившихся отраслей научного знания, как и разнообразие школ и подходов, можно объяснить многообразием проявлений реального бытия местных сообществ. Для характеристики этой науки удачнее всего подходит термин «единство в многообразии». Поскольку объект исследования — общий для всех, это дало возможность прийти к определению содержания понятия «местное сообщество» и тем самым выделить его как предмет самостоятельных исследований.

Сложилось, по крайней мере, пять подходов к изучению сообществ (табл. 1).

Качественный подход описывает сообщество как место проживания. Рассматриваются, например, вопросы качества жизни (обеспеченность жильем и его качество, состояние школ, качество образования и т. д.), социальный микроклимат.

Экологический подход означает изучение сообщества как определенной общности в природно-географическом пространстве (пространственное размещение, воздействие природных факторов на характер деятельности людей и обратное воздействие, взаимосвязи внутри сообщества и с другими сообществами и т. д.).

Этнографический подход предполагает исследование сообщества как определенного образа жизни; при этом акцент делается на описании общих культурных характеристик,

Таблица 1

Пять подходов к изучению местного сообщества

культурного пространства, а не только демографических, экономических или географических параметров.

Социологический подход рассматривает сообщество как социальную систему и описывает социальные отношения, типичные для определенных групп и более крупных социальных образований, как внутри сообщества, так и с внешней средой.

Экономический подход требует изучения взаимосвязи различных секторов экономики, домохозяйств и предприятий, профессионального состава населения и структуры рабочих мест, источников распределения и динамики доходов, ресурсов (природных, финансовых, человеческих, управленческих и т. д.), которыми располагает сообщество.

Однако задача науки о муниципальном управлении как части муниципальной науки состоит не в развитии и углублении отдельных частей этих наук, а в их применении на практике, о чем убедительно свидетельствует исторический опыт развития муниципальной управленческой мысли.

Вопросы для повторения

1. Чем вызвано появление различных теорий муниципального управления. Каковы их особенности?

2. Типы местного самоуправления. Каковы их особенности?

3. Развитие представлений о сочетании государственного управления и местного самоуправления.

Вопросы для обсуждения

1. Особенности развития научных представлений о муниципальном управлении в России.

2. Этапы развития муниципального знания.

3. Различные подходы к изучению местных сообществ и систем управления на этом уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: