Детская беспризорность и безнадзорность

Термин «беспризорные дети» был сначала использован Генри Мэйхью в 1851, сочиняя лондонской Лейбористской партии и лондонским Бедным. Однако это только вошло в общее употребление после Года Организации Объединенных Наций Ребенка в 1979. Перед этим беспризорные дети упоминались как бездомные, оставленные, или беглецы.

«... любая девочка или мальчик..., для которого улица (в самом широком значении слова, включая незанятое жилье, пустошь, и т.д.) стала его или ее обычным местожительством и/или источником средств к существованию; и кто неверно защищен, контролировал или направлен ответственными взрослыми” (Это определение, принятое ЮНИСЕФ) (с.105)

ЮНИСЕФ оценил, что было приблизительно 100 миллионов беспризорных детей в 1992 с.107

В первой категории дети высокого риска, согласно ЮНИСЕФ - мальчики и девочки, которые живут в абсолютной бедности в домашних хозяйствах, которые не удовлетворяют их основные потребности человека. Они могут провести время на улицах, чтобы работать или 'болтаться'. Через это они выставлены уличной культуре, взрослым уличным рабочим, бригадам, бродягам, проституткам и бездомным семьям.

Однако эти дети подвергнуты опасностям ‘уличного общества’, среды бригад, торговцев наркотиками, полиции, нищих, преступников и других взрослых, которые эксплуатировали бы их.

Другая категория в типологии ЮНИСЕФ - дети в (или на) улицы. Это молодежь, которая тратит существенную часть их времени на улицах, обычно как детские рабочие, часто с родительской поддержкой. Они имеют тенденцию поддерживать сильную семейную связь, но могут спать на улице иногда.

Третья категория в типологии ЮНИСЕФ и Ласка - дети улиц. Они - те, для кого улица стала домом, их основной средой для повседневной жизни. Эта группа склонна быть малочисленной по сравнению со множеством, замеченным во многих городах, работающих уличными торговцами, исполнителями, курьерами, гидами, нищими и проститутками.

Насилие играет по-видимому увеличивающуюся роль в повседневных жизнях беспризорных детей. Следует отметить, что в Латинской Америке много людей в судебной власти, полиции, СМИ, бизнесе и обществе в целом полагают, что беспризорные дети представляют моральную угрозу обществу и поэтому должны быть изгнаны. Самое пугающее проявление этого - появление «батальонов смерти» – самозванных линчевателей, многие из которых связаны с фирмами безопасности и полицией. Среднее число трех беспризорных детей по сообщениям убивается каждый день в штате Рио-де-Жанейро: “23 июля 1993 группа линчевателя открыто стреляла в группу из 50 беспризорных детей, спящих в районе Канделарии Рио-де-Жанейро. Семь детей и один взрослый были убиты, и многие другие ранены” (Скэнлон и другие, 1998: 1598).

Дети, живущие и работающие над улицами Каира, регулярно окружаются полицией, часто бившейся, и затем держались в переполненных исправительных учреждениях, где их головы побриты. Некоторые переданы корректирующим центрам или другим учреждениям, где условия очень плохи. Такие опекунские учреждения не различают между преступниками и теми, кто заблудился или те, кто убежал из их семей С.210

Злоупотребление наркотиками - часть действительности уличной жизни. Очень распространенное поведение среди беспризорных детей в развивающихся странах - нюхание клея. Несколько исследований показали, что приблизительно 80 процентов беспризорных детей регулярно используют наркотики (например, Пинто и другие, 1994). Клей дешевый и легко (и, часто, по закону) купленный. Это обеспечивает временное, но верное забвение холоду, высокой температуре, страху голодных спазмов, одиночеству и отчаянию. К сожалению, чада быстро и легко увлекаются и склонны тратить все деньги они имеют на клей, а не на другие предметы первой необходимости с. 122

Мало информации существует на общем физическом здоровье беспризорных детей. Высокий уровень использования внутривенного наркотика и участия в проституции и большей вероятности веселого или бисексуального образа жизни, означает, что беспризорные дети находятся в самых высоких категориях риска для заключения контракта и передачи ВИЧ/СПИДА и других болезней, передающихся половым путем.

Понятие беспризорности отличается от понятия безнадзорности. В соответствии Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних», безнадзорный – лицо в возрасте до восемнадцати лет, надзор за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями, опекунами или попечителями обязанностей по его воспитанию и содержанию либо вследствие его самовольного ухода из дома, детского интернатного учреждения; беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства. (Закон РБ)

Детская беспризорность — социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам.

В Италии по детской беспризорности употребляется термин "несовершеннолетние группы риска". В Великобритании человек улицы в зависимости от возраста называют: "юные беглецы" - дети до 18 лет, которые ушли из дома или воспитательного учреждения, "молодые бездомные" - лица, которые не имеют работы и постоянного места жительства, "те, что спят на улице "- подростки и молодежь, которые не имеют постоянного пристанища и ночуют под мостами и в местах различных уличных зданий. В Греции, Турции, Хорватии "детьми улицы" именуют цыган и детей беженцев. Таким образом, из приведенных примеров можно сделать вывод о том, что во многих странах существует социальная проблема детей, жизнедеятельность которых в подавляющем большинстве обусловлена условиями улице.

Опыт рабочих детей, которые живут дома, значительно отличается от брошенного ребенка, который должен полагаться на других детей для защиты, хлеба насущного и питания. Революция, война, голод, эпидемии, кризисы ежегодно оставляют сиротами огромное количество детей.

От того, в каких условиях находится подрастающее поколение сегодня, напрямую зависит будущее. Конкурентоспособный ребенок – это ребенок, реализующий свой потенциал как личность и будущий член общества. Соответственно, ребенок неконкурентоспособен тогда, когда находится в условиях, ставящих его на грань выживания.

Даже в условиях военных действий и послевоенного кризиса власти об этом не должны забывать. Пути борьбы с детской беспризорностью в послевоенное десятилетие хотелось бы рассмотреть на примере Брестского района Белорусской Советской Социалистической Республики. Забота о детях легла в первую очередь на местные органы вла­сти. В соответствии с постановлением СНК СССР от 23 января 1942 г. «О борьбе с детской безнадзорностью» начинается работа по организации детских приемников-распределителей. Сразу после освобождения от оккупантов начался процесс по восстановлению и организации новых детских домов. К декабрю 1944 года было восстановлено 9 детских домов и открыто 3 новых. (пашкович стр.238)

Основной задачей детских приемников-распределителей был прием и дальнейшее устройство безнадзорных и беспризорных детей в возрасте от 3 до 16 лет. В приемниках дети должны были находиться не более двух недель. За этот срок детей до 14 лет должны были либо возвратить родным, либо направить в детские дома, а старше 14 лет - трудоycтроить. Дети в возрасте до 3 лет включительно направлялись в дома ребен­ка.

Прием детей в детский приемник-распределитель проводился непрерывно в течение суток, для чего в от­делениях специально организовывалось дежурство ответственных лиц из числа сотрудников приемника-распределителя. В детский приемник-распределитель принимались дети от органов милиции, от обществен­ных организацией и отдельных, лично явившихся, граждан.

В комнате первичного приема производился предварительный медосмотр детей, поступивших в приемник-распределитель (для выявления больных и нуждающихся в неотложной медицинской помощи). После оформления приема, дети направлялись в санпропускник детского приемника-распределителя для прохождения полной ком­плексной санитарной обработки (ссылка брест).

При поступлении в детский приемник-распределитель детей, самовольно ушедших из дет­ских домов, ремесленных училищ, школ ФЗО, трудо­вых воспитательных колоний, предприятий начальник детского приемника-распределителя должен был вы­яснить причины ухода, а затем информировать вышестоящие органы об этом.

Повсеместно был развернут сбор средств для детских домов. Для улучшения жизни детей-сирот были открыты советы опеки детских домов, товарищество Красного Креста, женские советы, создавались фонды продуктов и одежды для детей. Большую помощь оказывали комсомольские организации области. (пашкович ранняя) Не реже 3-4 раз в месяц организовывались массовые рейды по выявлению и изъятию беспризорных и безнадзорных детей с рынков, магазинов, вокзалов.

С 25 февраля 1945 года за детским домом были закреплены врач и медсестра. Но из-за плохого питания и антисанитарных условий дети продолжали болеть: во время проверки в 1945 году 27 воспитанников были госпитализированы с диагнозами корь, скарлатина, туберкулез.

В соответствии с постановлением СНК БССР от 27.04.1945 г. Кобринский, Брестский и Пружанский детские дома были реорганизованы в специальные дома с общим количеством детей до 400 человек. Сюда принимались дети дошкольного и школьного возраста от 3 до 13 лет, мальчики и девочки, родители которых были воинами Красной Армии и партизанами Великой Отечественной войны и погибли от рук немецко-фашистских оккупантов. Таким образом, Брестский детский дом № 1 был реорганизован в Брестский специальный детский дом № 1, но нельзя сказать, что положение в нем улучшилось коренным образом. На момент обследования 25 февраля 1946 года насчитывалось 120 воспитанников. Вот как описывается состояние специального детского дома в документе, составленном на основании проверки: «Белье и одежда грязные. Постельное белье давно не сменялось. Мытье детей производится от случая к случаю… Общий вид ребенка неприятный: ногти не острижены, лицо и уши грядные, волосы не причесаны…» (пашкович с 240)

В феврале 1946 года в Брестском специальном детском доме работало 7 воспитателей, которые вынуждены были заниматься хозяйственными вопросами: мытьем полов, починкой одежды детей, топкой печи, стиркой. Зачастую воспитатели детских домов формально относились к свои обязанностям, не учитывали индивидуальных особенностей детей. Некоторые воспитатели злоупотребляли своей должностью – бесплатно брали продукты, детские пайки из кухни детского дома. пашкович В защиту воспитателей можно сказать лишь то, что им не выдавались продовольственные карточки и подолгу не выплачивали заработную плату, которая была даже ниже, чем заработная плата учителя в обычной школе.

С каждым годом сеть детских домов расширялась. Вскоре был организован Брестский детский дом № 2, а с 1949 года в Бресте работало уже три детских дома с общим количеством детей до 280. Всего по области в 1948 году работало 15 детских домов. пашкович

Таким образом, боролись с проблемой детской беспризорности в городе Бресте. Главное проблемой было не столько восстановление старых и открытие новых детских домов, сколько в дальнейшем их обеспечение. Стоит отметить, что в условиях послевоенной разрухи существовали и другие немаловажные задачи, и детской беспризорности старались уделять должное внимание.

Неблагополучная семья, как причина появления беспризорных детей, особо выделяется большинством ученых и практиков, занимающихся данной проблемой. Наряду с экономически неблагополучными семьями (многодетными, неполными, семьями инвалидов, семьями безработных и т.д.), выделяются семьи с асоциальным поведением родителей: алкоголизм, токсикомания, наркомания; насилие над детьми и другими членами семьи. Очень часто асоциальное поведение родителей проявляется на фоне экономического неблагополучия семьи. Также появлению беспризорных детей способствует факт развода родителей. (http://library.by/portalus/modules/pedagogics/readme.php?subaction=showfull&id=1107802745&archive=&start_from=&ucat=1&)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: